Отчет о заседании 23 октября 2012 года

Отчет о заседании 23 октября 2012 года

На заседании присутствовали: Ю. Б. Балашова (ИЖ), И. Н. Блохин (ТЖиМК), А. Ю. Быков (МЖ), Ю. В. Клюев (ТРЖ), А. Н. Тепляшина (ПП), Л. Г. Фещенко (РК), А. В. Якунин (МИТ), К. И. Григорьева (секретарь комиссии).

Отсутствовал по уважительной причине (участие в конференции) А. Н. Марченко.

Повестка дня

1.    О текущей работе учебно-методической комиссии

2.    О выдвижении кандидатур на конкурс педагогического мастерства СПбГУ

3.    О рецензировании программ и учебных пособий

4.    Новая форма ИГА (локальный нормативный акт)

5.    Новая редакция «Регламента проведения оценки качества учебной, методической, внеучебной и научной работы НПР ВШЖиМК» (разделы – учебная и методическая работа)

6.    Экзаменационные вопросы по журналистике в аспирантуре (программа-минимум)

7.    Словарь методических понятий и терминов (методический информационный ресурс)

8.    Организация и проведение практик в магистратуре (новая редакция локального нормативного акта)

9.    Разное

1. О текущей работе методкомиссии (с 21 сентября по 23 октября)

1)    Благодарность от руководства ВШЖиМК членам учебно-методической комиссии ФЖ за работу

Директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» А. С. Пую на рабочем совещании 16.10.12 поблагодарил учебно-методическую комиссию ФЖ за работу, которую делает наш коллектив, и отметил ее важность для развития ВШЖиМК в целом.

Добавим, что число просмотров методических документов на нашем сайте позволяет говорить о внимании к ним не только студентов факультета журналистики: страницу с 80 аннотациями спецдисциплин на 2012-2013 уч. год за первые полтора месяца размещения открывали 1905 раз (http://jf.spbu.ru/index/146-2702.html), по 187 аннотациям ВКР – 2669 просмотров (http://jf.spbu.ru/stu/2454.html). То есть в среднем количество просмотров на один документ для аннотаций спецдисциплин – почти 24, аннотаций ВКР – 14. По некоторым УММ на сайте более 600 просмотров (http://jf.spbu.ru/stu/2726/2600.html).

Заметим, что студенты теперь комментируют даже нашу повестку дня (заседания учебно-методической комиссии ФЖ) – и это не шутка (http://jf.spbu.ru/index/146-3917.html).

2)    Об итогах проведения методического семинара (страница на сайте)

Учебно-методической комиссией ФЖ оформлена страница на сайте по итогам работы методического семинара по формированию концепции специальных дисциплин.

На странице представлено 9 документов и подробный отчет.

Главное, что на сайте размещена новая редакция Регламента аннотации спецдисциплины (http://jf.spbu.ru/about/2225.html).

3)    Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена и регламент его проведения

Завершена большая работа по подготовке Программы итогового государственного междисциплинарного экзамена по журналистике: собраны вопросы и литература, оформлен текст «Программы по журналистике для бакалавров и специалистов», разработан локальный нормативный акт – Регламент организации и проведения государственного экзамена (письменная форма) – см. 4 вопрос повестки дня.

Состав рабочей группы, разрабатывавшей новую концепцию ИГА: М. А. Бережная, И. Н. Блохин, Л. П. Громова, Н. Н. Никифорова, Г. К. Панкова, А. Н. Тепляшина, Л. Г. Фещенко.

Кафедры ПП, МЖ, ТРЖ и ТЖиМК заслуживают похвалы за то, что первыми прислали новые формулировки вопросов и списки литературы, и за качество самих вопросов.

4)    Информация о подготовке ВКР на сайте

Много времени у учебно-методической комиссии ушло на выполнение просьбы студентов-выпускников о размещении на сайте списков утвержденных кафедрами тем ВКР на 2012-2013 уч. год и научных руководителей (http://jf.spbu.ru/stu/617/2815.html).

Одновременно мы сделали обзор необходимых выпускникам документов и ссылок (http://jf.spbu.ru/index/146-3851.html).

Оперативно откликнулись кафедры ТЖиМК, МЖ, МИТ и ТРЖ – спасибо коллегам.

Заметим, что просьба студентов абсолютно справедлива: как писать ВКР, если нет точной формулировки темы и научного руководителя, при том что уже почти середина октября.

Только опять стилистика некоторых комментариев на сайте вызывает возражения (http://jf.spbu.ru/tema/211-3867.html).

5)    Открытые лекции

За этот месяц шесть преподавателей факультета журналистики провели открытые лекции.

М. А. Бережная предложила тему «Выразительные средства тележурналистики» (журналистика, ОТДЖ, очная форма, 2 курс). От комиссии присутствовали Л. Г. Фещенко, И. Н. Блохин, А. Ю. Быков.

А. А. Горячев пригласил на свой спецкурс «Межличностное и публичное общение: технологии речевого и коммуникативного воздействия». Тема занятия – «Начало публичного выступления: установление контакта с аудиторией» (журналистика, очно-заочная форма, 3 курс). От комиссии присутствовали Ю. Б. Балашова, А. Ю. Быков, Л. Г. Фещенко.

С. С. Бодрунова прочитала лекцию по сравнительной медиалогии – «Как сравнить системы СМИ: современная компаративистика. Мировой опыт» и тоже в рамках спецкурса (тема СК - «Медиакратия», журналистика, очная форма, 3 курс). От комиссии присутствовали Л. Г. Фещенко, И. Н. Блохин, А. Ю. Быков, А. В. Якунин.

В. Д. Бертельс объявил открытой лекцию по типографике (ТиП массовой коммуникации, реклама и СО, очная форма, 2 курс). От комиссии присутствовали И. Н. Блохин, Л. Г. Фещенко.

А. А. Литвиненко рассказала первокурсникам о работе журналиста-международника зарубежных СМИ (Введение в специальность, журналистика, очная форма, 1 курс). От комиссии присутствовали А. Ю. Быков, Л. Г. Фещенко.

С. Н. Ильченко провел открытую лекцию «Шоу-цивилизация: мифы реальности и реальность мифа» в рамках курса по выбору в магистратуре (Новые жанры и форматы современного телевидения, магистратура, 2 курс). От комиссии присутствовали: И. Н. Блохин, А. Ю. Быков.

Обмен мнениями позволил сформулировать следующее:

1) возрождение формы открытых лекций – это правильно и очень полезно (ощущение праздничного волнения – первое, что отметили все присутствовавшие на этих лекциях);

2) в декабре надо провести специальное заседание учебно-методической комиссии и пригласить для разговора об открытых лекциях, анализа этой методически важной формы и собственно авторов, проводивших открытые лекции в этом семестре, и всех заинтересованных студентов и преподавателей (подготовить такое заседание поручили А. В. Якунину).

Из собственно комментариев членов учебно-методической комиссии:

1) «Это положительная практика, поскольку является стимулом для более ответственного отношения к занятиям со стороны преподавателя (подготовка к открытой лекции требуется более тщательная); открывает возможность для обмена опытом среди преподавателей (возможность заимствовать методы, приемы работы, которые использовались лектором, применять их впоследствии в собственной работе); пробуждает интерес к занятиям и лекциям со стороны самих студентов (очень часто на такого рода мероприятия приходят студенты разных курсов и образовательных программ); служит хорошим инструментом для обозначения вектора образовательной деятельности факультета в публичном пространстве, представляя и базовые, и профессиональные, и специальные дисциплины» (А. Ю. Быков);

2) «У С. С. Бодруновой по содержанию и наукоемкости информации получилась больше публичная лекция, до уровня которой только часть студентов по-настоящему доросла, но зато уже не возникает вопроса, чем специальная дисциплина отличается от базовой.

На лекции А. А. Литвиненко порадовали умные вопросы студентов, причем и по текущей лекции, и по прошлой, вопросы студенты задавали непосредственно по ходу лекции (наверное, это было нелегко для самого лектора, но, похоже, такая свободная диалоговая атмосфера у них всегда). Хорошо, что кафедра большим коллективом пришла поддержать молодого коллегу.

Как главное достоинство открытой лекции А. А. Горячева хочется отметить этос самого ритора, что очень важно в работе с таким материалом.

Начало лекции стало для М. А. Бережной испытанием, так как некоторые запланированные для показа видеофайлы никак не хотели открываться. Очень хотелось поддержать преподавателя, и важно, что в результате лекция не пострадала (в этом безусловная заслуга Марины Александровны – тоже важный методический опыт).

Материал, предложенный В. Д. Бертельсом, положительно оценили магистранты, пришедшие послушать лекцию. А для рекламоведения это просто очень важно. Также укажем на большой объем эмпирической базы и качество этих примеров, дополненные иронично-задиристой манерой комментария.

Хочется отметить и высокую культуру презентаций у С. С. Бодруновой и А. А. Горячева» (Л. Г. Фещенко).

3) «М. А. Бережная использовала в презентации структурные модели логического изложения содержания лекции. Интерес представляли журналистские комментарии о качестве представленных сюжетов, выразительных средствах, используемых в телевизионном и радиовещании. Реализации воспитательной и просветительской функции лекции способствовали экскурсы в историю отечественного радио и телевидения, подтверждающие тезис о социальной миссии журналистской профессии, ее гуманистическом потенциале.

На лекции В. Д. Бертельса использован обширный иллюстративный материал, подтверждающий авторские выводы о роли шрифтовых характеристик и особенностей в изобразительном решении композиции текста. На исторических примерах продемонстрированы культурные и региональные различия художественного восприятия.

С. Н. Ильченко как лектором продемонстрировано умение доступно объяснять сложные понятия. В частности, вывод категории «шоу-цивилизация» из концепций Ж. Бодрийяра и Э. Ги Дебора, подтверждение тезиса примерами из актуальной практики медиа (освещение актов Pussy Riot, арт-группы «Война»)». (И. Н. Блохин)

Члены учебно-методической комиссии согласились, что замечания или вопросы по ведению открытой лекции, рекомендации надо обсуждать с преподавателем лично.

6)    О новой концепции специальных дисциплин на факультете журналистики

Основная часть этого локального нормативного акта разработана Л. Г. Фещенко.

Документ прошел согласование в учебном отделе, отделе образовательных программ и подготовлен для утверждения ученым советом. На каждом этапе концепция подвергалась редактированию. Для ученого совета была подготовлена четвертая, окончательная версия.

Обоснование необходимости поиска новых решений в следующем:

1) жесткое ограничение числа СД вступает в противоречие с рейтинговой системой стимулирования НПР;

2) в обсуждении на методическом семинаре вновь прозвучали упреки высокорейтинговых преподавателей (Е. С. Сониной, С. С. Бодруновой и др.) о нарушении принципа социальной справедливости при ограничении права на выбор спецдисциплины в конкурентных условиях;

3) остался не до конца определенным статус спецдисциплин (теоретически / академически ориентированные или дополняют профессиональную подготовку; формируют знания и навыки, необходимые для подготовки разных видов ВКР или только имеющей исследовательский статус, что влияет на принцип распределения СД по кафедрам профилизации и общетеоретическим кафедрам).

Как выглядит новый регламент записи на спецдисциплины: базовые принципы сохраняются (лекционные спецдисциплины – не более одной на штатного преподавателя, имеющего ученую степень и публикации по теме спецкурса или курса по выбору; спецсеминар – не более одного на штатного преподавателя). Такой подход обеспечивает высокое качество преподавания спецдисциплины, при том что это уникальные по содержанию авторские курсы, требующие большего времени для разработки концепции и подготовки к занятиям.

Запись на спецдисциплины в 2012-2013 уч. году предполагается проводить следующим образом:

1)    Январь–февраль – аннотации размещены на сайте.

2)    Аннотации курсов по выбору (ОПД и ДНМ) тоже размещаются на сайте, но выбор обусловлен предложениями кафедр.

3)    В этом году возможность конкурентного отбора распространяется только на спецкурсы и спецсеминары и только для обучающихся на очной и очно-заочной формах обучения. Студентам заочной формы обучения по-прежнему предлагается выбор из строго ограниченного количества спецдисциплин, запись на спецдисциплины проводится в январе.

4)    Главное изменение: студенты смогут сами записаться на спецкурс или спецсеминар, зарегистрировавшись на сайте и опираясь на изучение аннотаций, которые будут более развернутыми и соответствующими формату учебно-методических материалов.

7)    Встреча с 4 курсом очной формы обучения по профессиональному досье

Учебно-методическая комиссия подготовила и провела встречу со студентами 4 курса, чтобы рассказать о новой дисциплине «Профессиональное досье» и перспективах ее развития.

Дмитрий Игнатьев, студент выпускного курса очно-заочной формы обучения, сделал очень хорошую презентацию (размещена на сайте как образец).

Провели встречу М. А. Бережная, Г. К. Панкова, И. Н. Блохин (он и стал основным организатором), студенты Дмитрий Игнатьев и Евгения Агафонова (выпускница факультета журналистики прошлого года), Л. Г. Фещенко.

Рабочая группа планирует провести презентацию профессиональных досье для студентов 2 курса перед выбором профилей.

В этом году лучшие зачетные работы, выполненные в рамках дисциплины «Профессиональное досье», будут размещены на сайте. Решение принимает преподаватель по согласованию со студентами.

В дальнейшем (когда аттестация по профессиональному досье станет частью итоговой аттестации, на сайте будут размещаться все отчеты-презентации, что дополнить резюме выпускника конкретной информацией о навыках и опыте профессиональной работы).

8)     «Профессиональное досье» на сайте ВШЖиМК

Страница «Профессиональное досье» на нашем сайте оформлена (http://jf.spbu.ru/stu/617/2825.html).

Пока там размещен основной документ, регламентирующий подготовку и оформление профессионального досье (локальный нормативный акт) и две презентации – Евгении Агафоновой и Дмитрия Игнатьева.

9)    Дорожная карта

Учебно-методической комиссией (Л. Г. Фещенко и Г. К. Панкова) 2 и 9 октября проведено две встречи со студентами 1 курса – очной и очно-заочной форм обучения. Присутствовало на встрече 87 студентов очной формы обучения и 41 студент очно-заочной формы.

Мы рассказали студентам о доступных им на сайте информационных ресурсах – по учебной, внеучебной, конкурсной (грантовой) деятельности. Студенты узнали, как будет строиться их учебная траектория, на каких этапах и что придется выбирать и о чем надо задуматься при выборе профилизации или спецдисциплины, что такое ВКР, а в дальнейшем магистратура (аспирантура, докторантура).

По отзывам и преподавателей и студентов, для первокурсников это была полезная встреча.

10)    Об УММ на сайте

В отчетном месяце председателем учебно-методической комиссии ФЖ была проведена сверка УММ на сайте и об отсутствующих документах проинформированы руководители магистерских программ и заведующие кафедрами.

По результатам этой работы было выявлено несколько технических ошибок (приносим свои извинения преподавателям, ошибочно включенным в список как не представившие в срок УММ).

Из достижений: наибольшее число просмотров одного документа в магистратуре – 143 (М. О. Потолокова, 2 курс - jf.spbu.ru/stu/2726/2679-gr1.html и 129 (А. Н. Кашеваров, 1 курс - jf.spbu.ru/stu/2726/2676-gr1.html Но это все равно намного меньше, чем просмотров УММ Т. Ю. Редькиной – более 600 (http://jf.spbu.ru/stu/2726/2600.html), еще есть 252 просмотра УММ коллективного курса кафедры МЖ (http://jf.spbu.ru/stu/2726/2687.html).

Из общих проблем повторная проверка выявила следующее:

1) в настоящее время на сайте отсутствуют учебно-методические материалы по 14 из 102 дисциплин направления магистратуры;

2) не отрегулирован вопрос о подготовке УММ приглашенными преподавателями (тем более что речь идет о магистратуре);

3) УММ по очной и очно-заочной формам обучения подготовлены почти все, кроме 2 на очной (из 72) и 3 на очно-заочной (из 49);

4) анализ УММ по заочной форме обучения будет сделан к следующему заседанию учебно-методической комиссии.

Уточняя сказанное выше:

1) нет 4 УММ по следующим дисциплинам направления магистратура (1 курс): «Дизайн периодических изданий», «История дизайна» (Дизайн в СМИ, рук. МП – В. А. Никитин, преподаватель – П. Ч. Хан), «Творческие студии» (Реклама, рук. МП – А. В. Чечулин, преподаватель – Е. А. Каверина), «Творческие студии» (Связи с общественностью, рук. МП – Д. П. Гавра, преподаватель – И. Н. Кизилова).

2) нет 6 УММ по следующим дисциплинам направления магистратура (2 курс): «Выпуск периодических изданий и современные полиграфические технологии», «Иллюстрирование периодики и бильдредактирование», «Макетирование и иллюстрирование книжной продукции» (Дизайн в СМИ, рук. МП – В. А. Никитин, преподаватель – П. Ч. Хан), «Фотожурналистика эпохи компьютерных технологий: обработка и архивирование изображений» (Дизайн в СМИ, рук. МП – В. А. Никитин, преподаватель – Л. А. Крылова), «Журналистика хобби» (Журналистика сферы досуга, рук. МП – Л. Р. Дускаева, преподаватель – Е. П. Почкай), «Менеджмент и функции СМИ в спорте» (Спортивная журналистика, рук. МП – С. Н. Ильченко, преподаватель – С. Н. Ильченко).

3) некоторые дисциплины в магистратуре обеспечивают приглашенные преподаватели, поэтому по их предметам 4 УММ не подготовлены (хотя руководители магистерских программ были проинформированы об отсутствии материалов на сайте, магистранты тоже интересуются): «Государственная политика в области физического воспитания», «Спорт как социально-культурный феномен общества», «Олимпийское движение и спортивная журналистика» (Спортивная журналистика, рук. МП – С. Н. Ильченко), «Социология досуга» (Журналистика сферы досуга, рук. МП – Л. Р. Дускаева).

4) УММ по очной форме представлены почти полностью: нет материалов двух дисциплин - «Дизайн в СМИ» (кафедра МИТ, 2 курс, преподаватель – П. Ч. Хан) и «Теория и практика визуальной журналистики» (кафедра МИТ, 3 курс, преподаватель – П. Ч. Хан).

5) УММ по очно-заочной форме есть все, кроме «Дизайн в СМИ» (кафедра МИТ, 2 курс, преподаватель – П. Ч. Хан), «Теория и практика телерадиожурналистики» (кафедра ТРЖ, 3 курс, преподаватель – А. А. Пронин), «Реклама и связи с общественнолстью» (кафедра рекламы факультета ПК, 5 курс, преподаватель – Е. А. Каверина).

Напомним, что сроки размещения УММ на сайте и регламент их подготовки были утверждены ученым советом факультета журналистики ВШЖиМК (http://jf.spbu.ru/about/1995/2562-3663.html).

Учебно-методическая комиссия отмечает, что трудозатратность администрирования УММ оказывается очень высокой, при этом научно-педагогические работники ВШЖиМК, не выполняющие требования ученого совета, чувствуют себя абсолютно безнаказанными.

11)    О празднике газеты «2х2»

Председатель учебно-методической комиссии ФЖ Л. Г. Фещенко была на празднике газеты «2х2» (http://jf.spbu.ru/index/146-3857.html) – не пожалела, хотя и ожидала большего внимания к собственно анализу материалов.

Порадовали студенты – горячо болели за номинантов, победители хорошо говорили (а ведь заранее их не предупреждали).

М. А. Бережная сказала 2 курсу, что пересмотрела свое отношение к ним, - такие глубокие и неожиданные темы разрабатывали студенты в газете.

Пожалуй, не хватило описания процедуры отбора и анализа материалов. Об этом можно будет поговорить в рамках методического семинара по учебной газете (семинар запланирован на 30.10.12).

Такой была жизнь учебно-методической комиссии факультета журналистики ВШЖиМК между двумя заседаниями – то есть в период с 21 сентября по 23 октября 2012 года.

2. О выдвижении кандидатур на конкурс педагогического мастерства СПбГУ

На конкурс были выдвинуты 4 кандидатуры: от кафедры истории журналистики О. С. Кругликова (студенческий рейтинг – 4,83 / 1,4), от кафедры речевой коммуникации Л. Г. Фещенко (4,54 / 1,3), от кафедры телерадиожурналистики В. Ф. Познин (4,67 / 1,4), от кафедры международной журналистики С. С. Бодрунова (данных студенческого рейтинга нет, так как у преподавателя не было аудиторной, а только методическая нагрузка).

Три кафедры (периодической печати, медиадизайна и информационных технологий, теории журналистики и массовых коммуникаций) не выдвинули своих кандидатов на этот конкурс.

Учебно-методическая комиссии поддержала все выдвинутые кандидатуры, но будет рекомендовать ученому совету принять во внимание студенческий рейтинг как имеющий очень важное значение в определении победителя конкурса педагогического мастерства университета (наряду с другими показателями, учтенными кафедрами при выдвижении кандидатур, а именно проведением открытых лекций, наличием учебных пособий, разработкой новых курсов, высоким уровнем методической работы).

3. О рецензировании программ и учебных пособий

3.1. Новая программа по направлению магистратура «Документальный телефильм: теория и практика» (ТРЖ, руководитель программы – В. Ф. Познин)

Кафедра телерадиожурналистики подготовила учебный план и все рабочие программы учебных дисциплин по новой магистерской программе.

А. Н. Тепляшиной были прорецензированы материалы этой программы по направлению магистратура «Документальный телефильм: теория и практика» (ТРЖ, руководитель программы – В. Ф. Познин).

Рецензент отметила, что учебный план новой магистерской программы технически (по количеству лекций и аудиторных занятий, кредитов и проч.) соответствует требованиям. Но порекомендовала обратить внимание на названия дисциплин (собственно формулировки – с точки зрения того, что эти названия входят в приложение к диплому), наличие некоторых технических неточностей (расхождение часов в учебном плане и нескольких программах, в формах отчетности, названиях).

По набору дисциплин новая магистерская программа состоит из 14 основных дисциплин и 9 курсов по выбору.

Основные дисциплины (всего 14), предложенные кафедрой в рамках новой магистерской программы: «Сценарное мастерство» (А. А. Пронин), «Виды и жанры неигровых фильмов» (В. Г. Осинский), «Драматургия документального фильма» (А. А. Пронин), «Изобразительное решение научно-познавательного фильма» (В. Ф. Познин), «История и теория документального кино» (В. Г. Осинский, А. Ю. Быков), «Основы режиссуры документального фильма» (В. Ф. Познин), «Методы современной документалистики» (В. Ф. Познин), «Научно-познавательный фильм: эволюция, современная практика» (В. Ф. Познин), «Основы режиссуры документального фильма» (В. Ф. Познин), «Основы технологии создания документального фильма» (В. Ф. Познин), «Практика создания документального телефильма» (В. Ф. Познин), «Творческие студии. 1 семестр» (В. Ф. Познин), «Творческие студии. 3 семестр» (В. Ф. Познин), «Техника и технология создания документального фильма» (В. Ф. Познин).

Курсы по выбору (9): «Менеджмент документального телепроекта» (В. П. Летуновский, С. С. Якубович), «Зарубежная кино- и теледокументалистика» (А. Ю. Быков), «Историческая тема в современной теледокументалистике» (В. Ф. Познин), «Образ современника в документальном телефильме» (М. А. Бережная), «Познавательно-развлекательные фильмы и телепрограммы» (В. Ф. Познин), «Работа документалиста в чрезвычайных ситуациях» (М. Ю. Великосельский), «Работа оператора в документальном фильме» (В. Ф. Познин), «Социальные темы в современной документалистике» (М. А. Бережная), «Творчество современных отечественных документалистов» (В. Ф. Познин).

Итого подготовлено программ преподавателями кафедры телерадиожурналистики: В. Ф. Познин – 14, А. А. Пронин – 2, М. А. Бережная – 2, В. Г. Осинский – 2 (1 – в соавт.), А. Ю. Быков – 2 (1 – в соавт.), М. Ю. Великосельский – 1, В. П. Летуновский – 1 (в соавт.), С. С. Якубович – 1 (в соавт.)

3.2.    О развитии факультативов на факультете журналистики

С. С. Бодрунова, зав. кафедрой медиадизайна и информационных технологий, обратилась к учебно-методической комиссии с предложением апробировать форму факультативов в рамках профессиональной подготовки студентов-журналистов, дополнив базовые и специальные дисциплины.

Часы для таких занятий есть только в 5-8 семестрах на очно-заочной форме обучения. Факультативы, например для В. Д. Бертельса (или Д. Е. Новокшонова на кафедре речевой коммуникации), являются замечательной возможностью «выйти из подполья», переведя встречи преподавателя и студентов в привычные учебные формы (расписание, промежуточная аттестация, учебно-методические материалы).

Но надо при этом понимать, что студент, если ему разонравится, может перестать посещать факультативные занятия, и результатом семестрового (годового) труда станет в финале осиротевшая аудитория. Это серьезная проблема, и нельзя ее не замечать.

Пилотным проектом предложено сделать факультативы В. Д. Бертельса по рисунку и студийной фотосъемке (рабочие программы учебных дисциплин

А. Н. Тепляшина охарактеризовала как соответствующие требованиям).

Комиссия отметила, что надо в ближайшее время разработать процедуру объявления факультативных дисциплин на нашем факультете (утверждение тем и программ на кафедрах, подготовка аннотаций для размещения на сайте и широкое информирование студентов).

3.3. Рецензирование учебного пособия И. Н. Блохина «Журналистика в этнокультурном взаимодействии»

На рецензирование в комиссию также поступило учебное пособие И. Н. Блохина «Журналистика в этнокультурном взаимодействии».

В представленном автором комплекте документов выписка из протокола кафедры, две рецензии, текст пособия.

Рецензенты от кафедры – З. Ф. Хубецова, С. Н. Ущиповский. Рецензентом от учебно-методической комиссии стал А. Ю. Быков. Пособие рекомендовано к печати и использованию в учебном процессе.

Учебно-методическая комиссия считает необходимым размещать на сайте рецензии, что позволит привлечь внимание к работам авторов – преподавателей факультета журналистики, повысит требовательность рецензентов, обеспечит проверяемость баллов за рецензирование в системе рейтингов НПР (рецензент от учебно-методической комиссии в своей рецензии будет отмечать, если представленные по кафедре рецензии не соответствуют предъявляемым требованиям).

Позднее процедура будет проработана детально, а пока рецензии будут представлены в отчете о заседании учебно-методической комиссии:

РЕЦЕНЗИЯ

на учебное пособие И. Н. Блохина

«Журналистика в этнокультурном взаимодействии»

Тема и проблематика учебного пособия «Журналистика в этнокультурном взаимодействии», а также дисциплины с аналогичным названием, которая преподается в качестве спецкурса для студентов 4 курса очной формы обучения факультета журналистики, являются чрезвычайно актуальными на современном этапе. Проблемы межкультурных и межнациональных отношений постоянно оказываются в центре внимания общества и власти. В налаживании диалога между представителями разных культур, национальностей особую роль могут и должны играть журналист, средства массовой информации. К такому диалогу, естественно, необходимо быть готовым, иметь необходимые знания, обладать соответствующим кругозором. Представляется, что именно такова цель (связанная с подготовкой будущих специалистов) спецкурса «Журналистика в этнокультурном взаимодействии» и учебного пособия, предназначенного, в первую очередь, для его слушателей.

Автор пособия пытается осветить разнообразные аспекты заявленной проблемы. Он обращается к осмыслению вопросов культуры и этноса (Раздел 1), мультикультурализма и толерантности (Раздел 2), этнических стереотипов и образов, в том числе и в журналистике (Раздел 3). В тексте работы приводятся четкие определения понятий и явлений, которые рассматривает автор. Теоретические положения подкрепляются примерами, связанными с историческими событиями или журналистской практики (См. напр. описание межэтнических отношений в Латинской Америке, Канаде, других странах – параграф 4.2.). Представляется, что такой подход является грамотным с методической точки зрения и облегчает восприятие, усвоение представленного в пособии материала.

В учебное пособие И. Н. Блохина «Журналистика в этнокультурном взаимодействии» включены необходимые для такого формата работ разделы.

Контрольные задания для каждой из частей работы (С. 249 – 250 представленной рукописи). Выполнение этих заданий предполагает повторение наиболее значимого материала учебного курса и самостоятельное осмысление, сопоставление ряда изученных явлений.

Контрольная работа – анализ публикаций по тематике курса в периодических печатных изданиях (С. 250-257). Автор пособия подробно описывает что необходимо сделать студенту при выполнении данного задания. Приводится план контрольной работы, выделяются позиции, которые необходимо изучить и проанализировать, в качестве иллюстраций приводятся примеры из материалов разных СМИ с необходимыми комментариями.

Вопросы по всему курсу, которые могут быть вынесены на зачет или экзамен (С. 258-259). Вопросы сопровождаются необходимыми указаниями, на что следует обратить внимание при ответе: определение и анализ основных понятий, рассмотрение тенденций и закономерностей, связанных с описываемым явлением и т.д.

Словарь терминов, включающий в себя определения основных понятий, которые употребляются в пособии (С. 260-266).

Литература, подобранная отдельно для каждого из разделов учебного пособия, включая «введение» (С. 267-279).

Все перечисленные позиции указывают на то, что автор уделяет большое внимание методическим вопросам.

Наряду с положительными характеристиками работы, следует указать и на отдельные замечания.

Первое и основное замечание связано с отсутствием выводов для отдельных разделов учебного пособия (Раздел 1, Раздел 2 и др.). Очевидно, что наличие кратких обобщений по материалу раздела позволит особо выделить основные положения раздела, обозначить, какие задачи в данном разделе были решены. Это важно для слушателей, осваивающих учебный курс, это подчеркивает логику авторских суждений, раскрывает авторский замысел.

Второе замечание является несущественным и носит скорее рекомендательный характер. Возможно, было бы целесообразно разместить задания по материалу пособия не в конце текста, а непосредственно после каждого раздела. Это упростило бы самостоятельную работу и облегчило обращение читателя к вопросам именно того раздела, который он изучает в определенный момент.

Несмотря на высказанные замечания, следует заключить, что учебное пособие выполнено на высоком научном и методическом уровне.

Содержание учебного пособия И. Н. Блохина «Журналистика в этнокультурном взаимодействии» соответствует рабочей программе соответствующей дисциплины, непосредственно связано с одноименным курсом. С учетом высказанных замечаний данное учебное пособие может быть рекомендовано к печати и для использования в учебном процессе факультета журналистики СПбГУ.

Кандидат политических наук, доцент кафедры

международной журналистики СПбГУ А. Ю. Быков

22    октября 2012 г

3.4. Рецензирование рабочих программ учебных дисциплин (по кафедрам)

1) Кафедра истории журналистики (Ю. Б. Балашова):

Всего по кафедре истории журналистики необходимо было подготовить 14 рабочих программ по профилю магистратуры и 1 рабочую программу по профилю бакалавриата.

Подготовлены 4 новые рабочие программы: «История цензуры в России XVIII – ХХ вв.» (Е. С. Сонина), «Медиакритика: история, теория, практика» (Ю. Б. Балашова), «Творческие студии» (Т. С. Царькова), «История СМИ» для бакалавриата (О. С. Кругликова).

Обновлено 8 рабочих программ: «Историческая периодика: традиции и современность» (С. Н. Ущиповский), «Российская история в СМИ» (С. Н. Ущиповский), «История как наука» (А. Н. Кашеваров), «Русская историческая публицистика: мастера и формы» (А. Н. Кашеваров), «Журналистика и церковь: история и современность» (А. Н. Кашеваров), «Историческая журналистика русского зарубежья» (В. В. Перхин), «Мифологизация журналистики: её эволюция и технология» (Г. В. Жирков), «История русской публицистики XVIII – ХХ вв.: мастера и формы» (Т. С. Царькова).

В доработке находится 1 рабочая программа: «Актуальные проблемы истории массовых коммуникаций» (О. С. Кругликова).

Не представлены 2 рабочие программы: «Становление русской массовой газеты как типа издания» (Е. С. Сонина), «Актуальные проблемы истории журналистики» (Г. В. Жирков).

2) Кафедра медиадизайна и информационных технологий (К. И. Григорьева):

По направлению магистратура необходимо было подготовить 16 программ.

Кафедра подготовила три новых программы («Вэб-дизайн и оформление электронных СМИ», А. В. Якунин; «Практическая фотография» и «Фотография эпохи компьютера: цифровые методы обработки изображения», А. И. Беленький) и обновила 2 программы («Разработка композиционно-графической модели издания» и «Творческие студии», В. Д. Бертельс).

На доработке находятся 2 программы («Компьютерные технологии в журналистике и массовых коммуникациях» - для профилей факультета Журналистики, отв. А. В. Якунин, С. С. Бодрунова; «Компьютерные технологии в научных исследованиях массовых коммуникаций» - для профилей факультета прикладных коммуникаций, отв. А. В. Якунин, Е. В. Осадчая).

Не подготовлено девять программ по направлению магистратуры: 1) «Визуальная журналистика: изобразительные формы на газетной (журнальной) полосе» (В. А. Никитин); 2) «Медиаконвергенция: зарубежный опыт» (А. А. Литвиненко); 3) «Инфографика: графические формы представления журналистской информации» (Е. Конькова); 4) «Фотожурналистика эпохи компьютерных технологий: обработка и архивирование изображений» (Л. А. Крылова); 5) «История дизайна», «Выпуск периодических изданий и современные полиграфические технологии», «Иллюстрирование периодики и бильдредактирование», «Макетирование и иллюстрирование книжной продукции», «Дизайн периодических изданий» (П. Ч. Хан).

По направлению бакалавриат необходимо было подготовить 6 программ: «Основы визуальной журналистики» (В. А. Никитин); «Профессионально-творческие студии» (В. Д. Бертельс; А. В. Якунин; П. Ч. Хан); «Творческий практикум» и «Теория и практика массовой коммуникации» (О. Ю. Привалова); «Дизайн в СМИ» (П.Ч. Хан); «Теория и практика визуальной журналистики» (П. Ч. Хан; А. В. Якунин, В. Д. Бертельс, А. И. Беленький). Программы не готовы.

3) Кафедра международной журналистики (А. Ю. Быков):

Всего по кафедре международной журналистики необходимо было подготовить 13 рабочих программ: 8 по профилю магистратуры и 5 по профилю бакалавриата.

Подготовлено 2 новых программы: «Авторская журналистика» (И. С. Тимченко), «Профессионально-творческие студии» (Е. С. Георгиева).

Обновлено 5 рабочих программ: «Глобальная информация: демократический опыт» (А. Ю. Быков), «Теория и практика международной журналистики» - магистратура (А. Ю. Быков), «Информация и международная безопасность» (Н. С. Лабуш), «История зарубежной журналистики» (А. Ю. Быков), «Международное гуманитарное право и СМИ» (Н. С. Лабуш).

Представлены на кафедру и рекомендованы для использования в образовательном процессе, но находятся в технической доработке 4 рабочих программы: «Правовые и геополитические проблемы деятельности СМИ» (С. Б. Никонов), «Современное международное иновещание» (Р. В. Бекуров), «Творческий практикум» (И. С. Тимченко), «Теория и практика международной журналистики» - бакалавриат (А. А. Литвиненко).

Не представлены 2 рабочие программы: «Социокультурные аспекты информационного общества» (А. В. Байчик), «Международное право и законодательство иностранных государств о СМИ» (С. Б. Никонов).

В процессе обсуждения выяснилось, что за кафедрой числится еще программа «Экстремальные формы политики в журналистике» (Н. С. Лабуш) – дисциплина в рамках магистерской подготовки по программе «Политическая журналистика», но сведений об этой рабочей программе учебной дисциплины у кафедры не было. Программа будет подготовлена в ноябре.

4) Кафедра периодической печати (А. Н. Тепляшина):

В 2012-13 уч.г. кафедре необходимо было подготовить 12 программ.

В итоге подготовлено 2 новых программы («Теория и практика массовой прессы», К. Р. Нигматуллина; «Профессионально-творческие студии», Б. Я. Мисонжников) и обновлено 9 программ: 4 по магистратуре, 1 год обучения («Теория публицистики», Р. П. Лисеев; «Типология СМИ», Б. Я. Мисонжников; «Технология подготовки текста», Б. Я. Мисонжников; «Методы журналистского творчества», А. Н. Тепляшина) и 5 по магистратуре, 2 год обучения («Журналистика в политических технологиях», Г. С. Мельник; «Деловая журналистика в электронных СМИ», С. Н. Ильченко; «Корпоративные издания как инструмент бизнес-коммуникаций», Г. С. Мельник; «Экономическая публицистика», Р. П. Лисеев; «Деловой журнал», К. Е. Виноградова).

На доработке 1 рабочая программа учебной дисциплины («Творческий практикум», М. Н. Дробышева)

5) Кафедра речевой коммуникации (Л. Г. Фещенко):

По кафедре речевой коммуникации представлено на рецензирование в учебно-методическую комиссию 5 программ, подготовленных и прошедших рецензирование по кафедре в 2010 году: «История российской журналистики: традиции просвещения и развлечения» (К. А. Алексеев), «Научно-популярная журналистика» (В. А. Сидоров), «Речевая разработка темы в жанрах изданий разных типов» (В. И. Коньков), «Смеховая культура в журналистике» (В. В. Васильева), «Типы издания и его стилистическое своеобразие» (И. П. Лысакова).

Обновлена 1 программа: «Язык и стиль современной рекламы» (Л. Г. Фещенко).

Подготовлено 2 новых программы: «Речевая практика в СМИ» (В. И. Коньков), «Стилистика» (Ю. М. Коняева).

Находятся в разработке (еще не представлены) рабочие программы 5 учебных дисциплин: «Творческие студии» (магистратура, 1 и 2 курсы, Д. Е. Новокшонов), «Журналистика хобби» (Е. П. Почкай), «Литературное редактирование журналистского текста» (В. И. Коньков), «Стилистика журналистского текста» (В. И. Коньков).

6) Кафедра телерадиожурналистики (М. А. Бережная):

По направлению бакалавриат у кафедры в работе обновление программы по ОТДЖ (2 курс, авторы – М. А. Бережная, Ю. В. Клюев) и разработка трех новых программ: ТИП СМИ (3 курс, очная форма, авторы – В. П. Летуновский, В. Г. Ковтун), «Профессионально-творческие студии» (3 курс, очная форма, автор – И. Л. Орлова), «Творческий практикум» (3 курс, очная форма, автор – О. Л. Смирнова).

7) Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций (И. Н. Блохин):

По кафедре ТЖиМК надо было подготовить 18 программ.

Кафедра подготовила 3 новые программы: «Интернет-коммуникации в политике» (Н. Н. Колодиев), «Методы анализа политической коммуникации» (Н. Л. Волковский), «Политическая пропаганда и политическая коммуникация» (В. А. Сидоров), прежде не представленные в учебном плане.

Все остальные дисциплины (за исключением «Социологии журналистики») читались в магистратуре до принятия новых учебных планов (приказ № 2788/1, от 19.06.2012). Поэтому кафедра подготовила рабочие программы учебных дисциплин как новые программы в соответствии с новым учебным планом и новым образцом (2011 года): «Методика преподавания журналистики в высшей школе» (С. Г. Корконосенко), «Методология и методы медиаисследований» (Н. Н. Колодиев), «Психолингвистические особенности создания и восприятия текстов» (С. И. Сметанина), «Психологическая культура как фактор профессионализма журналиста» (В. И. Кузин), «Психологические теории в журналистике» (А. Н. Гришанина), «Психология воздействия СМИ» (Н. Л. Волковский), «Психология журналистского творчества» (А. Н. Гришанина), «Психология и педагогика высшей школы» (А. Н. Гришанина), «Психология и педагогика высшей школы» (РиСО, А. Н. Гришанина), «Психология общественного мнения (история, теория, практика)» (И. Н. Блохин), «Современные проблемы науки и журналистики» (С. И. Сметанина), «Современные философские концепции в журналистике» (В. А. Сидоров), «Социология журналистики» (В. А. Сидоров), «Этнокультурные коммуникации» (З. Ф. Хубецова), «Этносоциальные проблемы политической коммуникации» (И. Н. Блохин).

В списках, разосланных по кафедрам, была еще программа «Экстремальные формы политики в журналистике» (Н. С. Лабуш), она передана на кафедру МЖ.

В списках не было программы «Социология журналистики», но информация о ней была доведена позже, поэтому ее тоже подготовили.

4. Новая форма итоговой государственной аттестации

Рабочая группа подготовила Программу итогового государственного экзамена по журналистике для бакалавров и специалистов, завершающих обучение в 2013 году и требования к организации и проведению государственного экзамена.

Концепция новой формы ИГА разрабатывалась на факультете журналистики с марта 2012 года.

С Программой государственного экзамена по направлению подготовки бакалавров 030600 «Журналистика» и по специальности 030601 «Журналистика» и Регламентом организации и проведения выпускного государственного экзамена по журналистике обучающихся по основным образовательным программам по направлению 030600 «Журналистика» и по специальности 030601 «Журналистика» можно ознакомиться на сайте (http://jf.spbu.ru/tema/211-3960.html).

5. Новая редакция «Регламента проведения оценки качества учебной, методической, внеучебной и научной работы НПР ВШЖиМК» (разделы – учебная и методическая работа)

Рабочая группа методкомиссии по подготовке новой редакции «Регламента проведения оценки качества учебной и методической работы» (Ю. Б. Балашова, Ю. В. Клюев и А. В. Якунин, прежде не принимавшие участие в подготовке двух предыдущих редакций) учла опыт обсуждения и рекомендаций по формированию системы рейтинговых оценок 2010 и 2011 годов.

Предлагаемый проект регламента рассчитан на один год (2012-2013 уч.г.) и создавался с учётом текущей ситуации.

Главная цель подготовки документа состояла в том, чтобы скорректировать содержание новой редакции анкет с опорой на анализ заполнения рейтинговых таблиц в 2011-2012 уч.г., а также на основании приказа «Об организации работы учебно-методических и научных комиссий факультета» (http://jf.spbu.ru/about/2137/897.html) учесть те виды преподавательской активности, которые не нашли в нём отражения, то есть не являются функциональными обязанностями членов учебно-методической комиссии.

В задачи подготовки регламента входило: 1) разделение тех позиций, которые объективно оплачиваются из разных видов источников финансирования и нередко дублируются системой стимулирующих надбавок, и позиций, оставшихся неучтёнными; 2) согласование системы баллов в разделах «Учебная» и «Методическая работа» с другими разделами рейтинга (научно-исследовательской и внеучебной работой); 3) ведение штрафных санкций за систематическое нарушение требований локальных нормативных актов и решений ученого совета.

Главный принцип разработки рейтинга – транспарентность выставляемых баллов (любая информация, отраженная в рейтинге, должна легко проверяться не вообще по открытым источникам, а на сайте ВШЖиМК).

6. Вопросы по журналистике в аспирантуре

Учебно-методическая комиссия утвердила вопросы по журналистике (программа-минимум) в аспирантуре.

Были проанализированы также вопросы, рекомендованные ВАК РФ (2007 года).

По согласованию с членами учебно-методической комиссии два вопроса (7 и 8) из повестки дня перенесены на следующее заседание:

1.    Организация и проведение практик в магистратуре (новая редакция локального нормативного акта) – И. Н. Блохин подготовил первую редакцию документа, на доработку нужно еще время. В рабочей группе по подготовке этого локального нормативного акта И. Н. Блохин и Л. Г. Фещенко.

2.    Словарь методических понятий и терминов (методический информационный ресурс) – А. Н. Тепляшина уже начала работать над словарными статьями, вторая часть (Л. Г. Фещенко) еще не готова, есть только словник.

9. Разное

Учебно-методическая комиссия поддержала просьбу кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций рекомендовать Ученому совету факультета журналистики внести в учебные планы направления «Журналистика» 031300 очной и очно-заочной форм обучения следующие изменения: курс «Основы теории журналистики» переименовать в курс «Основы теории журналистики и массовых коммуникаций»; преподавание осуществлять в 1 и 2 семестрах в рамках часов, ранее отведенных на преподавание дисциплин «Основы теории коммуникации» (1 семестр) и «Основы теории журналистики» (2 семестр); курс «Социология журналистики» переименовать в курс «Социология журналистики и массовых коммуникаций».

Размещен на сайте 30.10.12

Л. Г. Фещенко, председатель учебно-методической комиссии ФЖ ВШЖиМК | 30 октября 2012

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль