МАРЬИНА Людмила Петровна
Доцент, кандидат социологических наук
l.mariina@spbu.ru
Публикационная активность в системе Pure
Людмила Петровна МАРЬИНА родом из Донбасса, где прошли детство, юность, студенческие годы и профессиональное журналистское становление. В Донецком государственном университете получила филологическое и журналистское образование (1980 г.). Работала корреспондентом в районной и областной газетах. В 1987 году окончила философский факультет Ленинградского государственного университета. Ученая степень кандидата социологических наук присуждена диссертационным советом при Санкт-Петербургском государственном университете, имеет ученое звание доцента по кафедре теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ.
Педагогическая деятельность Л. П. Марьиной началась в системе военного профессионального образования в 1980 году. Преподавала в школе техников ВМФ и Кронштадтском морском кадетском корпусе.
С 1999 г. по 2006 г. сначала в должности старшего преподавателя, а затем доцента работала в ряде университетов Санкт-Петербурга таких, как: университет Водных коммуникаций, Северо-Западный заочный технический университет, Санкт-Петербургский горный университет. Специализировалась на преподавании социологии, философии, культурологии.
Заслуги в подготовке специалистов для Военно-Морского Флота в 2001 году отмечены грамотой министра обороны РФ и орденским знаком «За службу России» 1 степени офицерского сообщества России.
С 2006 года и по настоящее время – доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. Сфера научных интересов связана с культурологическими аспектами журналистики, межкультурными коммуникациями, социологией журналистики, театральной журналистикой. Помимо традиционных форм аудиторной работы практикует выездные мастер-классы в учреждения культуры, организует диалоги в интерьерах мастерских художников Санкт-Петербурга, участвует в образовательно-просветительских проектах Национального драматического театра России Александринский. В рамках элективных курсов «Театр и СМИ: опыт коммуникации», «Городская культура и стиль жизни: журналистский контекст» знакомит универсантов с искусством Северной столицы.
С 2010 по 2018 годы координировала международные научные контакты с факультетом журналистики Львовского национального государственного университета имени Ивана Франка. Продвигает молодёжные научные инициативы в рамках учебных и научных проектов Санкт-Петербургского государственного университета с Севастопольским государственным университетом, вузами новых регионов РФ. Проводит внешние лекции (выездные и онлайн) для магистров Севастопольского государственного университета. С 2018 года сотрудничает с Российской академией естествознания. Деятельность в данном образовательном институте отмечена присвоением учёного звания профессора Академии естествознания и почётным званием «Заслуженный работник науки и образования (2019 г.).
Участник трэвел-гранта «Современные образовательные технологии: медиатизация и цифровизация» в рамках сотрудничества Санкт-Петербургского государственного университета и Севастопольского государственного университета. Руководитель исследовательского проекта «Культурные коммуникации в журналистике: инновационные медийные практики» (индивидуальный) при участии Екатеринбургской академии современного искусства и Александринского театра. Осуществляет научное руководство методическим семинаром «Культурное пространство Санкт-Петербурга в СМИ» на онлайн-площадке сайта Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ (рубрика «Наши проекты»_Арт-клуб»).
Руководитель творческой организации Арт-клуб Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, создание которой инициировала в 2014 году. Популяризирует культурное наследие Санкт-Петербурга среди универсантов и освещает эту деятельность на цифровых площадках вуза. Ежегодные Рождественские встречи Арт-клуба, которые проводятся на ледоколе «Красин», креативных пространствах города объединяют студенческую молодёжь Санкт-Петербурга.
Член социологического общества имени М. М. Ковалевского.
Имеет свыше 100 публикаций, из них за последние пять лет более 60.
Стаж научно-педагогической работы Л. П. Марьиной составляет 28 лет, общий стаж – 48 лет.
Повышение квалификации:
Стажировка в фонде «Гала-Сальвадор Дали» в Барселоне по направлению «Сюрреализм современного искусства и СМИ» (2009)
Повышение квалификации по программе «Инновационная деятельность в контексте современных средств массовой коммуникации» (2012)
Повышение квалификации по программе «Новые технологии работы с научными источниками: поиск, хранение, автоматическое оформление библиографии» (2013)
Повышение квалификации по программе «Английский язык в профессиональной сфере» (2013)
Участие в семинаре «Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии» (2014)
Участие в Международном семинаре «Социальная журналистика как общественная деятельность: опыт и научные исследования в России, США и странах Северной Европы» (2014)
Повышение квалификации по программе «Инновационные образовательные технологии в современном вузе» (февраль 2020)
Повышение квалификации по программе «Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в педагогической практике» (ноябрь 2020).
Повышение квалификации по программе «Эффективное кросскультурное взаимодействие в поликультурной образовательной среде». (СПбГУ. 2020).
Эдьютон онлайн «Трансформация образования» (апрель 2020).
Повышения квалификации по программе «Использование электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий
(ДОТ) в педагогической практике» (ноябрь 2020).
Повышение квалификации по программе «Новые подходы к преподаванию политологии в высшей школе/ МГИМО, МИД России (апрель 2023).
Цифровая журналистика: технологии смыслы и особенности творческой деятельности (апрель 2024).
Сфера научных интересов:
Культурология журналистики и массовых коммуникаций
Социология журналистики и массовых коммуникаций
Театральная журналистика
Журналистика сферы досуга
Педагогика высшей школы
Основные читаемые курсы:
Исследовательская журналистика в сфере культуры
Современная культура и туризм: основы взаимодействия
Социология журналистики и массовых коммуникаций
Театр и СМИ: опыт взаимодействия
Городская культура и стиль жизни: журналистский контекст
Диссертации и авторефераты:
Кадетский корпус как институт социализации личности в системе военного образования: дис. ... канд. социологич. наук: 20.00.04. СПб., 2005.
Кадетский корпус как институт социализации личности в системе военного образования: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 20.00.04. СПб., 2005.
Книги
Катарсис. Сб. творческих работ, СПб., 2016.
Апофеоз. Сборник студенческих работ по спецкурсу «Театр и СМИ: опыт коммуникации». СПб., 2022.
Выборочный список публикаций
1. Марьина Л. П. Культурные коммуникации в современном журналистском образовании: инновационные технологии// Тенденции развития образования: педагог, образовательные организации, общество-2018. Чувашия. с. 205-207.
URL : phsreda.com
2. Социокультурная динамика современной журналистики: драматургия игры//Солидарность и конфликты в современном обществе .12 Ковалевские чтения.СПб., 2018.
3. Марьина Л. П. Журналистика и культурные коммуникации: образовательный контекст //Век информации. Медиа в современном мире – Петербургские чтения: матер. Междун. форума / ред.-сост. С. Г. Корконосенко, СПб., 2017, № 1, с. 253-263.
4. Перформативность медиаобразовательных технологий: теория и практика //Современные проблемы науки и образования. 2019.- №6; URL www.science-education.ru
5. Технологии креативного города в гуманитарном образовании// Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. Санкт-Петербургский горный университете, СПб., 2019, с.115-119.
6. Игровые технологии в современной журналистике: профессия и образование//Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история. сборник науч. статей III Международной научно-практической конференции. Под редакцией Т. В. Стрыгиной. 2016. С. 96-101.
7. Современные образовательные технологии: от репрезентации к перформативности// Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история. сборник научных статей II Международной научно-практическ.конф. Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история. сборник научных статей II Международной научно-практической конференции. под ред. Т. В. Стрыгиной. 2015. С. 146-149.
8. Ценности стиля жизни молодёжи в глянцевых издпниях//Молодежь XXI века: образ будущего. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Ответственные редакторы Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. 2019. С. 741-743.
9. Динамика использования СМИ в информационных война: новые тенденции // Медиа в современном мире. 59-е Петерб. чтения: сб. матер. Междун. научн. Форума (9-12 ноября 2020). В 2-х т. СПбГУ.2020.
10. Журналистика как феномен цифрового общества: медийный дискурс // Цифровое общество – новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития. Сб. 9 Ковалевских чтений. Отв. ред. Н. Г. Скворцов, Ю. В.. Асочаков. soc.spbu.ru
11. Коммуникационные стратегии медиаискусства в условиях глобальной пандемии //Материалы 12 Санкт-Петербургской межрегиональной конференции «Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2021). СПб., 27-29 октября 2021, с. 303-305.
12. Перформативность современной науки и образования: журналистский контекст // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат.междун. науч.-практ. конф. – М.:Фак.журн. МГУ, 2021, С.523.
13. Репрезентация цифрового искусства в условиях пандемии: психологическая безопасность// Медиа в современном мире. 60-е Петерб. ч. тения: сб. матер. Междун. научн. Форума (30 июня-02 июля 2021). В 2-х т., т.1 СПбГУ.2021, С.67.
14. Коммуникативные стратегии медиаискусства в условиях глобальной пандемии//Перспективные направления развития отечественных информационных технологий. Метериалы 7 межрегион. научн.-практ. конф. Севастополь: СевГУ, 21-25.09.2021, С.155-158.
15. Социология и журналистика: социокультурная динамика // Социолог: образование и профессиональные траектории. 25-29 ноября. Сб. 15 Ковалевских чтений. Отв. ред. Н. Г. Скворцов, Ю. В.. Асочаков, СПбГУ, 2021.
16. Цифровизация социальных институтов в контексте информационно-психологической безопасности // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения. СПб., 21-22 апреля 2022, Т.1, с. 22-23.
17. Динамика культурологии журналистики: медиатизация, цифровизация, виртуализация //Материалы Междун. научно-практической конференции «Журналистика в 2021: Творчество, профессия, индустрия». Москва: МГУ, 2022, с. 469. ISBN 978-5-7776-0150-6.
18. Медиастратегии профессиональных футбольных клубов //Теория и практика физической культуры. 2022, №5, с.40-42. //http://teoriya.ru/ru/node/15393./ /& Бекуров Р. В., Лай Линчжи, URL://http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85130531502&partnerID=8YFLogxK.
19. Медийные аспекты культурного наследия Санкт-Петербурга в брендинге креативных пространств//Управление культурой, Екатеринбург, 2023, с. 26-32.
20. Культурология и журналистика: парадигмы научного взаимодействия//Цифровая журналистика6 технологии, смыслы и особенности творческой деятельности: Сб. межд .н-пр. конференции, УрФУ Екатеринбург, 2024, с.159-161//& Амеличева Д.А.
21. 玛丽伊娜 柳德米拉 彼得罗夫娜 新闻研究导刊 浅析脱口秀在中国电视节目中的文化形象2017,10/127, 147 // xwdk.chinajournal.net.cn (Journal of news research)/ /& Чжан Цитун.
22. Global communications and mass media: performativity of epistemology// Sciences of Europe, Praha, Czech Republic, 2017, VOL. 2, № 21, P. 3-5.
23. Media strategies of professional football club// tpfk.ru/index.php Bekurov R.V., Lai Lingzhi//Теория и практика физической культуры. 2022, №5, с.40-42. //http://teoriya.ru/ru/node/15393./ /& Бекуров Р. В., Лай Линчжи,
24. Urban culture in journalism education: performativity of knowledge// Scientific research of the SCO countries: synergy and integration: Materials of the International Conference (June 14, 2019. Beijing, PRC). Beijing, стр. 41-47/& Grishanina, A.N.
25. Political movement vector or real noopolitics//Information age (online media). 2019. Т. 3. № 3 (8). С. 51-60/& PjNikonov S.B., Belenkova T.V., Smetanina S.I., Letunovskii V.P.
26. Facyography and content analisis of fiction: the meaning of media images and their values for the Russian youth // Revista Amazonia investiga. 14.06 2019 8.20 p. 219-228/& Ulianovskii A.V.,Smirnov A.V., Sheloaev S.I.
27. 玛丽伊娜 柳德米拉 彼得罗夫娜 新闻研究导刊 传统媒体与新媒体的融合// Journal of news research, 2020, №4, с.184-185./&Ван Хаоюань/ URL// pure.spbu.ru/admin/login.xhtml
28. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienn.
The Choice of Paradigm of Political Game for Russia (Z. Brzezinski`s Chess or Xi Jinping`s Draughts)// Global Media Journal (USA). special issue, S3:04,2016, p.1/. &Nikonov, S. B., Belenkova, T. V., Smetanina, S. I., Letunovskii, V. P.
29. Game technologies in media China: national specification//Scitechnology. Riga, 2018, № 12, p.3-4 / URL// www: scitechnology.ru.
30. Poliphony of journalism: traditions, innovations, eclecticism//Lingvo-sience. Varna 2018, № 12, p.9-11.URL://www.lingvo-science.ru.
31. 玛丽伊娜 柳德米拉 彼得罗夫娜 新闻研究导刊 传统媒体与新媒体的融合 2020,4/184-185 /& Ван Хаоюань/
URL://http://www.xwdk.chinajournal.net.cn (Journal of news research).
32. Grishanina, A., Maryna, L., Liseev, R., Lai, L. (2023). Digitalization as Strategies for Public Self-management of the Cultural Environment During the Pandemic. In: Beskopylny, A., Shamtsyan, M., Artiukh, V. (eds) XV International Scientific Conference “INTERAGROMASH 2022”. INTERAGROMASH 2022. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 574. Springer, Cham. doi.org Р. 1571-1579.
33. 玛丽娜 柳德米拉 彼得洛夫娜,马嘉鸿,鹿斐,媒体中的中国青年亚文化民族传统,时代新闻教育,2023,成都,CN51-1677/G4, NO14. URL://http://xueshu.qikan.com.cn/preview/1/306/3239018
Summary
Lyudmila Petrovna Maryina, PhD in Sociology (kandidat nauk), Associate Professor (dotsent), Department of Theory of Journalism and Mass Communications. Research areas: cultural studies in journalism, cultural communications.
E-mail: lmarjina@mail.ru
Ludmila Petrovna is an author of the educational courses “The History of World Culture: journalism context”, "Cultural life of a megacity and its reflection in mass-media" and an author of the teaching aids for these courses.