ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЕЗОН — 2023-24

Этот литературный сезон случился особенно насыщенным благодаря студентам-журналистам, которые максимально расширили привычный театральный репертуар. Традиционно порадовали «Земляки» в «Комедиантах»:

А. Кайгородова

«Почти три часа пролетели незаметно, и в большей степени это заслуга именно актеров, идеально вжившихся в свои роли. Так что в обычную, приземленную жизнь, показанную на сцене театра "Комедианты", я – верую».


Наш Вампилов стал сложнее и разнообразнее за счет впечатлений, которые получили уже не только в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской, но и в Театре на Васильевском, в знаменитой «Мастерской» Г. Козлова.

Комиссаржевка привычно восхищала:

М. Балыбина

«С самого начала нас заставляют следить за каждым из персонажей. Мы испытываем отторжение, любовь, но точно не равнодушие. Вы прочувствуете каждую секунду жизни таёжного райцентра вместе с актёрами, окунётесь в мир ностальгии и уйдёте удовлетворёнными».

У. Введенская

«"Прошлым летом в Чулимске" в исполнении труппы театра В.Ф. Коммисаржевской – это прекрасное зрелище и для тех, кто хочет глубже погрузиться в мир Вампилова, и для тех, кто решил ознакомиться с ним впервые, и для тех, кто просто захотел провести вечер с пользой для души. Здесь нет "мариинского" пафоса и помпезности, только спокойные пастельные, салатово-розовые тона убранства. Игра актеров, музыкальное сопровождение, работа художника – все здесь сделано на высшем уровне. Уверена, у режиссера была возможность "осовременить" пьесу, но я рада, что он сохранил дух и атмосферу оригинала. Чулимск – это город без времени, его жители – обычные люди, которые окружают нас с вами. Этот спектакль не зря номинировался на "Золотой софит" (высшую театральную премию), и я считаю, что его должен посмотреть каждый ценитель искусства».

Ж. Каакуш

«"Прошлым летом в Чулимске" – это не просто спектакль, а настоящее произведение искусства, которое стоит посмотреть. Он эмоционален, заставляет задуматься о смысле жизни, времени, о любви. Он заставляет задуматься о том, как многое мы упускаем в нашей скоротечной жизни, и ставит нас перед необходимостью преодолеть прошлое и принять настоящее».


Совсем иное впечатление осталось после «Провинциальных анекдотов», поставленных в Театре на Васильевском (режиссер Роман Смирнов). Великодушнее всех при создании отзыва были А. Дементьева («Одно можно сказать точно: постановка заслуживает внимания — нужно смотреть, нужно думать») и А. Горностаева («Сама постановка спектакля оставила весьма приятные впечатления, хотя местами было затянуто и скучновато»). Другие зрители в оценках были более категоричны:

С. Витько

«Роман Смирнов в своем видении «Провинциальных анекдотов» решил отказаться от элемента советской атмосферы, унифицировать образы, не привязывать постановку к эпохе, но добавить при этом некую авангардность с намеком на символизм. Стоило ли оно того? Был безвозвратно утерян дух человеческой общности, молчаливой повседневности и смеха со слезами на глазах – всего того, за что мы так любим Вампилова».

Е. Рудненко

«Грубое обозначение "ангела" лишает пьесу ее надбытового характера, столь важного для Вампилова подтекста. Символы превратились в громкие сигналы, которые, по-видимому, и должны были раскрыть весь трагический потенциал действия. Ключ к понимаю "простоватой" с точки зрения динамики сюжета пьесы Вампилова лежит в цепи высказываний героев и их положений. Именно в этом должна воплощаться вся символичность происходящего на сцене, а не в очевидных, навязываемых зрителю внешних обозначениях».


Наверное, компенсировала разочарование от «Провинциальных анекдотов» классическая постановка пьесы Вампилова «Старший сын» в «Театре-мастерской».

Е. Рудненко

«Спектакль не может не радовать зрелостью форм, напоминающих о сложнейших литературных переплетениях: с проблемой маленького человека, например...»


Не повезло, с моей точки зрения, студентам вечернего отделения, с которыми мы в Театре эстрады им. Райкина посмотрели «эстрадного» Шукшина. Один плюс — вместе освоили одно из театральных пространств нашего города, познакомились с предлагаемым вариантом театральной эстетики, поговорили. Минус — к Шукшину это действо не имело никакого отношения!


А музейная часть была абсолютно традиционной. Ахматовский дом в Шереметьевском дворце.

Е. Артеменко

«Несмотря на то, сколько страшных дней Ахматова пережила в стенах Шереметевского дворца, это место действительно было для нее домом. Здесь она менялась, знакомилась с новыми людьми, страдала и радовалась. Ее присутствие чувствуется в каждой детали: от чемоданов, которые она брала в поездки, и портретов, которые хотела сохранить, до листов переписок с соседским мальчиком и статуэтки Коломбины, напоминающей о подруге Анны Андреевны. История жизни и творчества поэта здесь становятся ближе и понятнее».


И конечно — мемориальная квартира М.М. Зощенко с обновленной историко-литературной частью экспозиции, которая теперь неизменно привлекает внимание посетителей.

Е. Рудненко

«В комнате через стену расположилась литературная экспозиция, на которой представлены полевой дневник писателя, фронтовые наброски, копии его военных грамот, журналы с напечатанными фельетонами. Также справа от входа находится коллекция «благовоний» того времени, принадлежавшая семье Зощенко – с помощью своеобразных духов посетители музея могут почувствовать "горечь войны" или "сладость детства". Самым запоминающимся стало мозаичное панно "Отъезд Суворова", выложенное отцом сатирика – Михаилом Зощенко. По словам писателя, в раннем детстве именно на этой мозаике он выложил маленькую елочку – крайнюю слева, о чем очень любил вспоминать».

И литературный год еще не завершился!

Наталья Сергеевна Цветова | 7 апреля 2024

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль