Петербургский дневник: Сергей Ильченко о ток-шоу «Док-ток». 12 февраля 2020 года
Петербургский дневник: Сергей Ильченко о ток-шоу «Док-ток»
Дата: 12 февраля 2020 года
Сергей Ильченко про «Док-Ток»: «То, что делает Собчак, очень далеко от телевидения»
Телеведущая посвятила дебютное шоу сестрам Хачатурян, но зрители этого не оценили
На Первом канале стартовало шоу Ксении Собчак и Александра Гордона – «Док-Ток». Создатели программы уверяют, что это уникальный для телевидения формат, однако доктор филологических наук и профессор кафедры тележурналистики Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Ильченко ничего нового не увидел.
«Самое интересное, что было в шоу «Док-Ток» – это реклама с Ксенией Анатольевной в ванне. Все остальное не имеет к телевидению никакого отношения», – заявил Сергей Ильченко в разговоре с «ПД».
Отметим, уникальным, по мнению создателей шоу, «Док-Ток» делают театрализованные вставки, которые демонстрируют зрителю реальные сцены из жизни героев. Сергей Ильченко заявил, что этот формат не то чтобы не новый, а многократно апробированный телевизионщиками всего мира. «Такие программы последние лет 60-70 снимаются по всему миру. В сетке почти любого канала можно найти подобное шоу. Первое, что мне приходит в голову, это «Следствие вели…» с Леонидом Каневским. Это тот же формат, но выполненный более талантливо, с большим уважением к документальной основе. Ну и Леонид Каневский на голову выше ведущих этого якобы нового проекта», – отметил Сергей Ильченко.
Темой первых двух выпусков шоу «Док-Ток» стала трагедия сестер Хачатурян, которые в июле 2018 года убили своего отца. «Это дело обсуждается уже много лет, и ничего нового Ксения Анатольевна нам не сказала и не показала. Таким образом, даже с точки зрения содержания в «Док-Ток» нет ничего нового», – считает Ильченко. Профессор также задается вопросом, что в этом шоу будут показывать дальше. «Может быть, Ксения Анатольевна будет обращаться к сводкам МВД в попытках найти еще более жуткие истории? Но зачем это нужно? Это бессмысленно и с точки зрения как этики, так и эстетики», – отметил он.
Также Сергея Ильченко возмутило качество театрализованных вставок, которые демонстрируют зрителям полную насилия жизнь семьи Хачатурян. «Есть вещи, которые даже в документальном фильме выглядят отвратительно. Если уж показываете даже театрализованное, но насилие, то не надо это делать так подробно. Не надо бесконечно повторять и воспроизводить home video. Профессионалам достаточно намека, чтобы вызвать ужас у зрителей. Ксении Анатольевне стоило бы ознакомиться с фильмами Альфреда Хичкока, в которых насилие демонстрируется далеко не всегда, однако предощущение насилия вызывает настоящий ужас», – сказал Ильченко.
Ради повышения качества псевдодокументальных съемок Сергей Ильченко предлагает обратиться к профессионалам. «Надо было приглашать суперартистов, например, Данилу Козловского на роль папы, Светлану Ходченкову – на роль мамы, Александру Бортич – на роль одной из сестер Хачатурян. Можно было бы обратиться к создателям программы «Точь-в-точь», чтобы они всех загримировали для инсценировки. Но, видимо, Ксения Анатольевна самодостаточна и уверена в своих творческих способностях, поэтому к профессионалам не обратилась», – отмечает профессор.
Сергея Ильченко крайне удивил выбор ведущих. «Сразу вспоминается выпуск программы «Гордон Кихот», гостьей которого стала Ксения Собчак. Когда-то Александр Гарьевич представлял эту передачу как протест пошлости и масскульту. Когда пришла Ксения Анатольевна, он предложил выпороть ее за все то, что она делает на телевидении. Но, судя по всему, рейтинг не пахнет, поэтому он и оказался в одной студии с Собчак. Ну, или Первый канал решил сохранить для вечности Александра Гарьевича и Ксению Анатольевну, соединив их в одном проекте. Андрей Малахов может радостно потирать руки, по сравнению с «Док-Ток» то, что он делает, достойно Пулитцеровской премии», – полагает эксперт.