Петербургский дневник: Сергей Ильченко о новогоднем телевидении. 9 января 2020 года
Петербургский дневник: Сергей Ильченко о новогоднем телевидении
Дата: 9 января 2020 года
Очередные новогодние праздники, плавно переходящие в беспробудные выходные, подарили народу возможность отсидеться (отоспаться) дома ввиду отсутствия снега. А заодно припасть к экранам телевизоров в надежде либо поностальгировать, либо получить свежие яркие зрительские впечатления. Но все оказалось не так просто и радостно, как нам обещала телегиды и соответствующая реклама на каналах.
Конечно, было радостно и приятно по несколько раз кряду пересматривать наше доброе старое кино, повторяя вслед за его героями не то что фразы, а интонации. Набор давно стал классическим и практически неизменным. Любой из зрителей категории 40+ без труда выстроит в один ряд ленты Рязанова и Гайдая, прибавив к ним кое-что из Данелии. Не были забыты «Морозко» и «Джентльмены удачи». И далее – по списку. Можно сказать, что в постсоветский период была предпринята попытка ежегодно выдавать в эфир наше новое новогоднее кино. Но «Елок» не хватило на всех, и пришлось продюсерам ломать голову над тем: как развлечь зрителей после советского шампанского и салата оливье. Да и эпическая мультисага о трех богатырях была «израсходована» в течение первого дня нового года.
Про танцы и песни в новогоднюю ночь лучше было бы промолчать, ибо о таких зрелищах не стоит вспоминать вовсе, чтобы не портить себе воспоминания о празднике и каникулах. Каждый канал старался как мог (или позволяли его финансовые возможности). А могли они, к сожалению, немногое. Обойма исполнителей была настолько привычной, что можно было бы особо не заниматься креативом, а просто ставить в эфир записи прошлых новогодних «голубых» и иных расцветок «огоньков». Вряд ли бы зрители в праздничном угаре заметили замену. Впрочем, и здесь случился в эти праздники казус, достойный того, чтоб войти в историю телевидения.
Но обо всем по порядку. Заметим, что самым эффектным «новым» зрелищем стали спортивные трансляции, которые в очередной раз отобрал у «Матч ТВ» Первый канал. Это было невероятно интересно, драматично и эффектно. Я имею в виду трансляции этапов «Тур де Ски» и молодежного чемпионата мира по хоккею. Игры нашей сборной со шведами и канадцами действительно стали истинным и непредсказуемым зрелищем с полным набором страстей, радостей и огорчений. Но вот парадокс. Когда Первый канал в прямом эфире показывал хоккейную битву за золото, канал «Матч ТВ» решил подстраховаться и запустил параллельно в своем эфире запись аналогично финала молодежного первенства мира 2011 года, в котором наши все-таки переиграли канадцев. Эффект подобной «новации» превзошел все ожидаемые проявления патриотизма, когда многие восприняли запись как прямой репортаж 2020 года и начали поздравлять нашу «молодежку» с победой. Вот что значит правильно и полноценно праздновать Новый год!
О самой ожидаемой премьере 1 января – телефильме Сергея Урсуляка «Одесский пароход» по мотивам рассказов Михаила Жванецкого – лучше промолчу, потому что это даже не зрелище, а жалкая попытка канала «Россия-1» за закрытие программы «Дежурный по стране» с великим сатириком нашей эпохи. Про С. Урсуляка могу сказать только одно: очередной провал некогда талантливого режиссера, чье творчество деградирует прямо на глазах. Честнее было бы сделать некий телефильм-скетч наподобие популярного советского телеобозрения «Люди и манекены» с Аркадием Райкиным, который, кстати, тоже показали в новогодние праздники.
Вот и получается, что единственным фактором стабильности нашего ТВ в его борьбе за зрителей является новогоднее поздравление президента России, который всегда найдет нужные и незатертые слова о том, чем дорог для нас был год уходящий, и о том, что Новый год – это все-таки время надежды. На лучшее.