МЕЛЬНИК Галина Сергеевна

МЕЛЬНИК Галина Сергеевна
МЕЛЬНИК Галина Сергеевна

Профессор, доктор политических наук, академик Российской академии естествознания
g.melnik@spbu.ru

Публикационная активность в системе Pure

Имеет нагрудный знак «Почетный работник высшей школы и специального образования».

Место работы и должность

Профессор кафедры цифровых медиакоммуникаций «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета.

Научная степень, научное звание

доктор политических наук, профессор

Область научных и профессиональных интересов

Психология массовой коммуникации, политическая журналистика, политическая коммуникация, деловая журналистика, психология журналистского творчества, теория и методика журналистского творчества, текстообразование, информационная безопасность

Читаемые курсы

Теория и практика современных медиа

Профессиональная этика журналиста

Журналистика в политических технологиях

Психология общения и обучения язык

Образование

Ташкентский государственный университет, факультет журналистики (1973).

Санкт-Петербургский государственный университет, факультет журналистики – заочная аспирантура. Защитила кандидатскую диссертацию «Политическая пропаганда в газете: социально-психологический аспект» (1983 г.)

Заочная докторантура, защитила докторскую диссертацию на философском факультете «Массовая коммуникация как фактор политического влияния» по двум специальностям – социальная психология и политическая культура на соискание ученой степени доктора политических наук (1998 г.).

Основные вехи профессиональной деятельности

В настоящее время – профессор кафедры цифровых медиакоммуникаций;

заместитель главного редактора профессионально-научного альманаха «Невский наблюдатель» (2001–2002 гг.); профессор кафедры современной периодической печати (2000– 2010); доцент кафедры социологии журналистики(1996– 2000); ст. научный сотрудник (докторантура) (1994–1996); доцент кафедры социологии журналистики (1986–1994); преподаватель-почасовик (1979 –1986); редактор Издательства Ленинградского университета (1975–1979); корреспондент газет «Правда Востока», «Комсомолец Узбекистана» (1972–1974).

Международный опыт

Стажировки в Голландии (Европейская школа журналистов, Маастрихт) и Канаде (Университет "King’s college", Галифакс).

Приглашенный лектор: Средне-Азиатская дипломатическая академия (Ташкент, 2008), Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека (Ташкент, 2019); Казахстанский национальный университет имени аль-Фараби (кафедра журналистики ЮНЕСКО, Алматы, 2012-2013), Международный университет информационных технологий (Алматы, 2013, 2014, 2020-2021).

Участие в более 30 международных конференциях.

Сотрудничество (научная и издательская деятельность) с Университетом имени Адама Мицкевича (факультет политологии и журналистики (Познань, Польша) и Университетом имени Николая Коперника, факультет политологии (Торун, Польша).

Научная и научно-организационная деятельность

Под научным руководством Г.С. Мельник подготовлено и защищено 2 докторских и 20 кандидатских диссертаций, в том числе в 2019 г. защищено две кандидатских диссертации граждан Китая в диссертационном совете СПбГУ. Лай Линчжи – преподаватель СПбГУ, Лю Янь – преподаватель Сианьского университета Цзяо Тун (Xi'an Jiaotong University)

Научные проекты

Исполнитель НИР: «Инновационные методологии обеспечения информационной безопасности Российской Федерации» (2018-2020), grant 26520757 СПбГУ

Исполнитель «Медиаобраз России в контексте национальной безопасности» (2018-2021) 1 RFBR_a_2019 - 1: грант РФФИ 19-013-00725

Членство

Эксперт Центра экспертиз Санкт-Петербургского государственного университета

Член диссертационного совета (Д 212.232.53, социальная психология, СПбГУ, факультет психологии)

Член редакционного совета журнала «Наука и жизнь Казахстана»

Член редколлегии «Вестника Кабардино-Балкарского университета. Серия Журналистика. Словесность. Педагогика»

Член Санкт-Петербургского философского общества

Член Межрегиональной общественной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ассоциация специалистов по связям с общественностью»

Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России

Член секции «Психология» Дома Ученых (Санкт-Петербург) .

Повышение квалификации

22 сентября – 30 сентября 2016 г. – повышение квалификации в Федеральном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» по дополнительной профессиональной программе «Методология психолого-лингвистической экспертизы конфликтных политических (экстремистских) текстов» в объеме 72 ч., удостоверение о повышении квалификации 66240381691;

с 11 сентября 2019 г. по 08 ноября 2019 прошла обучение в АНО дополнительного образования «Московской академии народного хозяйства и государственной службы" по дополнительной профессиональной программе «Информационно-коммуникационные технологии в высшем профессиональном образовании» в объеме 114 ч. Рег. номер 19-10180 (Москва);

с 16 декабря 2019 г. по 14 января 2020 г. в Челябинском государственном университете прошла обучение по дополнительной профессиональной программе «Современные медиасистемы. Преподавание профессиональных дисциплин» в объеме 72 ч., у достоверение о квалификации7431010115183;

курс «Работа с платформой MS Teams (второй уровень)» (2020);

повышение квалификации в Санкт-Петербургском государственном университете с 18 декабря 2019 по 5 февраля 2020 "Основа работы преподавателя в системе BlackBoard", 72 ч., удостоверение 19 0357599.

Общий стаж работы

44 года

С 2006 г. – журналист

Стаж работы по специальности

38 лет

Награды. Ордена, медали, почетные знаки

Золотая медаль «За новаторскую работу в области высшего образования» (РАЕ № 518 от 5 марта 2017).

Почетный знак Союза журналистов России «За заслуги перед профессиональным сообществом».

Почетное звание «Заслуженный деятель науки и образования Российской Федерации» (РАЕ № 01872 от 5 марта 2017 г.)

Почетный работник высшего специального образования (№980103 12.02.2004).

Юбилейная серебряная медаль Санкт-Петербургского Института Внешнеэкономических связей, экономики и права и МООО «Знание» «За вклад в развитие научной и просветительской деятельности»

Медаль Следственного комитета Российской Федерации. «За содействие! Служа закону – служу Отечеству» (2017) и др.

WOS Research ID N-1958-2013

Scopus Autor ID57093606700

ORCID 000-0001-5653-8668

Идентификационный номер РИНЦ SPIN-код: 4424-5434

Ссылка на web-страницу jf.spbu.ru/press-dept/3805-34329.html

Энциклопедия «Известные Ученые России». URL: famous-scientists.ru

Научные работы Мельник Г.С. (2018-2022) WOS, SCOPUS

1.    Erofeeva I., Melnik G., Prostokishina N. Teaching Methods for Modeling the Image of Territory in a Media Text: The Problem of Meaning Formation I. // Media education (mediaobrazovanie). 2021. Pp.602-613. DOI: doi.org ejournal53.com

2.    Svetlana Vinogradova, Galina Melnik & Tatyana Shaldenkova. Рolitical Technologies: The Interaction of Old and New // Journal of Political Marketing. 2021.Volume 19, Issue 4. DOI: 10.1080/15377857.2020.1869858/ URL: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080...needAccess=true

3.    Vinogradovа S., Melnik G., Shaldenkova T. TACTICAL MEDIA IN MARKETING COMMUNICATION Poltical marketing. 2020. doi.org

4.    Melnik G. & Pantserev K., 2020. Digitalization of the Communication Environment as an Incentive for Innovation in Media Education: Media Education (Mediaobrazovanie). 60, 2, стр. 290-297/DOI: doi.org ejournal53.com

5.    Melnik G., Kabylgazina K., Sultanbayeva G.S.,

Ashimova A., Akynbekova A.B. (2020). Problems of broadcasting news programm. Central Asian Journal of Social Sciences and Humanity. №3. P.28-32. DOI: doi.org

6.    Vinogradova, S. M., Melnik, G. S., & Shaldenkova, T. Y. (2020). Promotion of Ideology of Protest in the Tactical Media//Journal of Political Marketing, vol 18, issue 4 ISSN (печатное издание): 1537-7857 DOI: doi.org

7.    Sidorov V., Melnik G. Media Destruction of the Spiritual Values of Society (Based on the Materials of the Experts' Round Table)// Media Education (Mediaobrazovanie), 2020. 61(1), pp. 126-134. DOI: 10.13187/me.2021.1.126 URL: ejournal53.com Scopus

8.    . Erofeeva I.V., Melnik G.S. B. Y. Misonhznikov, Borshcenko V.V. "The country's media image as a tool for shaping the value preferences of young Russians. 2021. REVISTA ON LINE DE POLITICA E GESTAO EDUCACIONAL.18(25)

9.    Melnik G. S., Misonzhnikov B. Ya., Vojtik E.A. The Image of Russia in the Western Media as a "Military Threat" // Ariеl. 2019. National Resilience, Politics and Society. Volume 1. No 2. Fall 2019, pp.225–250. Doi: doi.org ISSN:2706-7645 (print); 2706-7653 (online) 10/26351

10.    Melnik G.S., Teplyashina A.N. THE IMPACT OF DIGITALIZATION OF NETWORK SPACE ON JOURNALISM EDUCATION // Education Media (Mediaobrazovanie) 2019. 59(1): 86–92. URL: https://www.researchgate.net/publication/33...cation_2019_n_1 DOI: doi.org

11.    Grishanina A.N., Melnik G.S., Sveshnikova N.Y. ROLE OF SPORTS IN NATIONAL POLICIES IN OPINIONS OF RUSSIAN POLITICIANS AND CITIZENS/. Theory and practice of physical culture. 2018. №2. P.93 -95. http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85044526470&partnerID=8YFLogxK

12.    Melnik G.S., Pantserev, K., Sveshnikova, N. Content analysis of media texts covering crises on practical seminars on political psychology as a necessary condition of the upgrade of the students’ communicative culture (on the example of chemical attack in Ghouta in 2013). 2018. P. 108-118. DOI: doi.org ejournal53.com

13.    Клюев, Ю. В., Виноградова, К. Е., Зубко, Д. В., Мисонжников, Б. Я. & Мельник, Г. С., CURRENT COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROMOTION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE2018, в: International Journal of Engineering and Technology(UAE). 7, 4.28, стр. 1597-1599

14.    Vinogradova S. M., Melnik G. S., Shaldenkova T. Y., Achkasova V. A. & Klyuev Y. V. Promotion of protest ideas in tactical media: Promociуn de protesta ideolуgica en medios de comunicaciуn tacticos // Espacios. 2018. V.39 №36. З.3-123. www.scopus.com/inward/record.url?scp=85054087162&partnerID=8YFLogxK

15.    Vinogradova S., Melnik G., Pantserev K. Transformation of media education in the digital age: to the issue of training specialists in the field of communications // Mediaobrazonanie-Media education. 2018. № 3. С. 108-118. DOI: doi.org https://elibrary

16.    Гришанина, А. Н., Мельник, Г. С., Свешникова, Н. О., Олесич, Н. Я. Спорт как часть национальной политики государства в представлении политиков и граждан России //Теория и практика физической культуры. 20 (2), 93-97. http://www.teoriya.ru/ru/node/7599. Вариант: Theory and of Physical Culture. 2018. № 2. С. 29-30. https://elibrary.ru/item.asp?id=32330558 2018. Т. 2. 93-97 (Scopus).

17.    Мельник Г.С., Панцерев, К. А., Виноградова, С. М. Media-oriented Approach to the Training of PR-specialists at the field of International Relations // Медиаобразование. 2017. № 1. 132-148. DOI: 10.13187/me.2018.3.3 https://www.researchgate.net/publication/327559252

ВАК

1.    Ниязгулова А.А., Мельник Г.С. Философия трансгуманизма в медийном дискурсе // Гуманитарный вектор. 2022. N 17. №2. С.143-153. DOI: doi.org

2.    Мисонжников, Б. Я., Мельник, Г. С., & Шевченко, А. В. (2020). Медиапровокативный дискурс как продуцент социальных фобий // Национальное здоровье, (3), 117–120.

3.    Мельник, Г. С., Барлыбаева, С. Х., & Альжанова, А. Б. (2020). Медиаобраз России в казахстанских СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: филология, журналистика. (№3. Июль-сентябрь) 110-116.

4.    Мельник, Г. С., & Мисонжников, Б. Я. (2020). Лингвистические приемы антироссийской пропаганды – новый тренд массмедиа Германии // Гуманитарный вектор. Серия: филология, востоковедение, 15(5), 100-109. DOI (статьи): doi.org

5.    Мельник, Г. С., & Свешникова, Н. О. (2020). Взаимосвязь личностных особенностей студентов и их представлений об образе политических лидеров разных исторических периодов // Азимут научных исследований: педагогика и психология, Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. №1 (30). С.374 -377 ISSN 2309-1754 DOI: doi.org

6.    Мельник Г. С., Мисонжников Б. Я. (2019) Свобода слова и угрозы информационной безопасности. Рецензия на монографию "Свобода слова и медиабезопасность" // Управленческое консультирование 2019. № 10. С. 110-115. https://www.acjournal.ru/jour/article/view/1219/1124

7.    Мельник, Г. С., & Мисонжников, Б. Я. (2018). Политический менасив как неэтикетное речевое поведение // Гуманитарный вектор, 2018, 13(1), 121-129. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32612235

8.    Ерофеева И.В., Мельник Г.В., Зайкина Н.М. Медиаобраз республики Крым: модель мира российского студента. The Media Image of the Republic of Crimea: The Russian Student’s World Model. Регионология // Regionology = Russian Journal of Regional Studies. 2020; 28(3):516-542. DOI: doi.org https://regionsar.ru/

РИНЦ

1.    Ниязгулова, А. А., Мельник, Г.С. Ибрагимов, Н. А. Образ России в Казахстане: социологические исследования и контент-анализ СМИ // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Журналистика. 4, 4(137). 2021. C. 23-32.

2.    Мельник Г. С. Цифровизация журналистики: в поисках новых парадигм / /Электронные средства массовой информации: вчера, сегодня, завтра: XIV Всероссийская научно-практическая конференция, 3 апреля 2020 г. / Шарафадина, К. И. (ред.). СПб.: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 94 с. С. 18-20 ISBN (печатное издание): 9785762110921

3.    Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Максименко А.А., Мельник Г.С. Психологическое состояние общества в условиях пандемии // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования. Сб. статей межд. научно-практической конференции в Пензе 27.04.2020. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». 2020. С. 194-197. naukaip.ru ISBN 978-5-00159-361-4

4.    Мельник Г.С. Новые технологии медиапроизводства: достижения и издержки // Челябинский гуманитарий. 2020. № 4. С.48-56.

5.    Мельник Г.С. Стратегии продвижения медиабренда Республики Крым // Брендинг как коммуникационная технология XXI века. Материалы. Часть 1. I. 23-24 февраля, 23-24 апреля 2020/ под ред. проф. А.Д. Кривоносова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. С.1221-123. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42440352

6.    Мельник Г.С. Медиаиндустрия и медиапотребление в глобализирующемся мире // Глобалистика-2020: Глобальные проблемы и будущее человечества Глобалистика-2020: Глобальные проблемы и будущее человечества: Электр. сб. тезисов участников VI Международного научного конгресса. Редактор / И. В. Ильин. М.: Издательство Московского университета, 2020.С. 505-507 Электр. сб. тезисов участников VI Международного научного конгресса.

7.     Мельник Г.С. Цифровизация журналистики: в поисках новых парадигм // Электронные средства массовой информации: вчера, сегодня, завтра: XIV Всероссийская научно-практическая конференция, 3 апреля 2020 г. / Шарафадина, К. И. (ред.). СПб.: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 94 с. С. 18-20. ISBN (печатное издание): 9785762110921

8.    Мельник Г. С. «Героизация терроризма» в сетевых медиа: меры информационно-психологического противодействия // Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2019). XI Санкт-Петербургская межрегиональная конференция. Санкт-Петербург, 23-25 октября 2019 г.: Материалы конференции / СПб.: СПОИСУ. 2019. 596 c. С. 370-373 с. ISBN 978_5_907223-31_8

9.    Мельник Г. С., Мисонжников Б. Я. Образ России как предмет политической медиации. The image of Russia as a subject of political mediation // Медиация: инновационность, современность, технологичность: Материалы Международной междисциплинарной научно-практической конференции. 16 апреля 2019 г. СПб.: СПбГУ, 2019. (Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ: проект «Медиаобраз России в контексте национальной безопасности», №19- 013-00725 ISBN 97 героизация

10.    Мельник Г.С. Концепт «русский» в экстремистском дискурсе // Медиа в современном мире. 9-е Петербургские чтения: сб. матер. Междунар. научн. форума (9–12 ноября 2020 г.) / отв. ред. В. В. Васильева. В 3- х т. Т. 2. СПбГУ. 2020. 264 с. С.233- 234.

11.    Мельник Г.С., Мисонжников, Б. Я. (2019) Психологическое моделирование медиаобраза России в зарубежных СМИ. / А. В. Шаболтас, О. С Дейнека & И. А. Самуйлова (ред.), Ананьевские чтения – 2019: Психология обществу, государству, политике: материалы международной научной конференции. Скифия-принт, СПб., стр. 45-46, Международная конференция "Ананьевские чтения - 2019: Психология обществу, государству, политике, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 22/10/19.

12.    Мельник Г.С., Мисонжников Б. Я. Образ России как предмет политической медиации. The image of Russia as a subject of political mediation // Медиация: инновационность, современность, технологичность: Материалы Международной междисциплинарной научно-практической конференции. 16 апреля 2019 г. СПб.: СПбГУ, 2019. (Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ: проект «Медиаобраз России в контексте национальной безопасности», №19-013-00725 ISBN 978-5-00159-361-4 https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2020/...C%D0%9A-778.pdf.

13.    Мельник Г. С. Стратегии новых медиа в цифровой среде и журналистское образование // Феноменология современных медиасистем и медиатекстов: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию кафедры журналистики. Олейников, С. В. & Распопова, С. Л. (ред.). март 2019, Тирасполь: Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. С. 93-101. https://elibrary.ru/item.asp?id=38237297

14.     Мельник Г.С. Концепты «катастрофа», «анархия», «глобальный бунт» как технология репрезентации мира в экспертном и медийном дискурсе. Вперед, мечта... От стихии современного информационного общества к горизонтам общества знания: Сборник научных статей. Редактор / К.С. Пигров. СПб.: Книжный дом, 2019. стр. 135-142. печатное издание) ISBN 9785947774306 опубл. окт 2019 г.

15.    Мельник Г.С. Муниципальные СМИ Санкт-Петербурга противоречия развития // Век информации. 2018. № 2-1. С. 356-357.

16.    Виноградова С. М., Мельник Г. С. Конструирование внешнего медиаобраза России в контексте национальной безопасности) десять лет спустя // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2018. № 4. С. 15-20.

17.    Мельник Г.С., Сурыгин А.И. Информационные процессы в странах СНГ: преодоление противоречий и проблемы устойчивого развития // Диалог: политика, право, экономика. 2018. № 1 (8). С. 113-116.

18.    Мельник Г.С., Свешникова Н.О. Медиаобраз России как стратегический ресурс государства // Коммуникации в эпоху цифровых изменений: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (16–20 ноября 2020) / под ред. проф. А.Д. Кривоносова. Paris: L’Harmattan ; СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. 328 p. С. 130-133.

19.    Мельник Г.С., Свешникова Н.О. Медиаобраз российского города и его представленность в массовом сознании жителей регионов // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. 2018, 3 (12), стр. 81-93.

20.    Мельник Г.С. Медиаиндустрия и медиапотребление в глобализирующемся мире // Глобалистика -2020: Глобальные проблемы и будущее человечества. Электр. сб. тезисов участников VI Международного научного конгресса. Редактор / И. В. Ильин. М.: Издательство Московского университета, 2020. стр. 505 -507. https://www.filesusr.com/ugd/f9770f_1179969...df?index=true10

На иностранном языке

1.    Мельник, Г. С., Kabylgazina, K., Sultanbayeva, G. S., Ashimova, A. & Akynbekova, A. B. PROBLEMS OF BROADCASTING NEWS PROGRAMS: Central Asian Journal of Social Sciences and Humanities. 2020. Vol. 6, issue 3, p. 28-36.

2.     Melnik G. S. & Vinogradova, S. M. The brand ''Made in Russia": the international communication project, Politique de la Marque comme technologie de communication du XXI-ème siècle/ Recueil des conférence internationale 18-21 mars 2019 / Sous la direcrion du prof. A. D. Krivonosov. Paris: Editions l,Harmattan, pp. 114-117. Переведенное название: В сборнике: Брендинг как коммуникативная технология XXI века Материалы V Международной научно-практической конференции. под ред. А.Д. Кривоносова. Paris, 2019. С. 114-117.

Монографии

1.    Мельник Г.С, Королев Е.А., Тепляшина А.Н. Кафедра цифровых медиакоммуникаций: в поисках новых парадигм //Очерки Петербургской школы журналистики. 14/4,0 Сборник статей/ / Ред.-сост. И. Н. Блохин, З. Ф. Хубецова, А. Н. Марченко. – СПб.: Алетейя, 2020. – 414 с. – (Петербургская школа журналистики и МК).ISBN 978-5- 00165-165-9.URL: http://jf.spbu.ru/about/ 825-14244.html; https://www.mosco

2.     Мельник, Г. С. (2018). Глава 7. Медийная модель мира и экстремистский дискурс // Экстремизм в современном мире / под ред. А.И. Бастрыкина, В.П. Кириленко, В.А. Шамахова. Параграфы 2-5. СПб: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. 455 с. С. 444 с. https://sziu.ranepa.ru/nauka-i-konsalting/i...tsentr/uchebnye

3.    Мельник Г. С., Мисонжников Б.Я. Раздел 3. Антропология медиапространства в происках ценностных ориентиров // Глобализация: на грани реального и виртуального. Коллективная монография / отв. ред. Н. А. Баранов, СПб: ООО «Геополитика и безопасность», ИД «ПЕТРОПОЛИС», 2020. 292 с. С. 169-200. ISBN 978-5-9676-1207.

4.     Мельник Г.С., Виноградова С.М., Мисонжников Б.Я. Информационно-психологическая безопасности: коллективная монография / под ред. Ф. Кефели. СПб, 2017.

5.    Мельник, Г. С. Мисонжников (2016). Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации: коллективная монография /под ред. В.А, Ачкасовой и Г.С. Мельник. М.: Издательство "Наука". https://www.livelib.ru/book/1001569331.

6.    Мельник Г. С. Стратегии национальных медиахолдингов (на материале концерна «Газпром-медиа и «Национальная медиагруппа»). Ч. II., Гл. 3; Деловое издание в структуре медиахолдинга. Ч. II., Гл. 2 // Современный медиахолдинг: формы существования и проблемы институционализации: коллективная монография / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. 504 c. С. 113–14; С. 142-198. http://www.flinta.ru/book.php?id=1634

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль