ПАВЛУШКИНА Наталья Анатольевна
Доцент, кандидат филологических наук
n.pavlushkina@spbu.ru
Публикационная активность в системе Pure
Научные профили
Научная степень, научное звание
Кандидат филологических наук по специальности 10.01.10 "Журналистика"
В 2010 году защитила в Санкт-Петербургском государственном университете диссертацию «Редакция массовой газеты и аудитория как продуценты информационного дискурса» на соискание степени кандидата филологических наук.
Область научных и профессиональных интересов
цифровая журналистика и новые медиа, соцмедиа (контент, сетевые дискуссии, госпаблики), бренд-медиа, медиапотребление и медиапривычки аудитории, управление вниманием в цифровой среде, читатель/пользователь как субъект творчества СМИ, социальная журналистика, этика массовых коммуникаций, научно-популярная журналистика
Образование
Аспирантура факультета журналистики СПбГУ.
Факультет журналистики Оренбургского государственного университета.
Академический опыт
Руководитель Лаборатории медиатекста (www.mediatextlab.ru). Член союза журналистов России, сертифицированный аналитик компании Brand Analytics, журналист, медиаисследователь и медиаэксперт
С 2019 г. – научный руководитель образовательной программы магистратуры "Медиатекст в массовых коммуникациях"
с 2018 г. - доцент кафедры цифровых медиакоммуникаций
С 2016 г. по 2018 гг. - преподаватель курсов для абитуриентов ВШЖиМК, преподаватель "Малого журфака"
2015–2018 гг. - преподаватель профильного журналистского класса ВШЖиМК.
С 2012 г. по 2018 г. - старший преподаватель кафедры периодической печати СПбГУ.
В 2010 году защитила кандидатскую диссертацию на факультете журналистики СПбГУ.
С 2007 г. по 2011 г. - преподаватель кафедры периодической печати.
Профессиональная карьера
С 2024 г. – редактор подкаста "Социологическая кухня"
С 2024 г. – куратор научно-популярного соцмедиа "Чайник Рассела"
С 2022 г. – куратор и редактор соцмедиа Digital Panda
2022 г. – автор текстов и ведущая интервью-стримов в телеграм-медиа "Вечерний Телеграмъ" (ауд. 500 тыс.-1 млн. подписчиков).
2021 г. – эксперт конкурса "Золотой фонд прессы 2.0" медиагруппы "Журналист". Функционал – аудит медиа.
С 2017 г. - обозреватель журнала "Журналист".
2014–2016 гг. - спецкорр интернет-газеты "Фонтанка.ру", в 2014-2015 гг. дважды лауреат конкурса инновационной журналистики Tech in media в номинации "Популяризация науки" (онлайн-СМИ)
2011-2013 гг. - спецкорр отдела социальных проблем газеты "Санкт-Петербургские ведомости"
В 2007-2008 гг. – корреспондент журнала «Инновационная среда в классическом университете» (СПб).
В 2007 г. – журнал «Шаг за шагом к красоте», обозреватель.
В 2006 -2007 гг. – ВГТРК «Россия-Оренбург», «Радио России», ведущая и корреспондент редакции молодежных программ, автор сюжетов для канала «Вести-24».
В 2003-2006 гг. – ВГТРК «Россия-Оренбург», «ТНТ-Оренбург», корреспондент молодежной ТВ-программы.
В 2002-2003 гг. – «Радио России-Оренбург», корреспондент новостных программ.
Достижения
2024 г. – победитель конкурса на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности
2024 г. – победа с исследованием «Прагматика контента в бренд-медиа» в научном конкурсе НАММИ в номинации "Статья". Соавторы – К. Нигматуллина и А. Сметанина.
2024 г. – победа в конкурсе грантов Благотворительного фонда Владимира Потанина для преподавателей магистратуры
2023 г. – Лауреат университетской премии "За педагогическое мастерство"
2022 г. – победитель конкурса "Академический десант" Благотворительного фонда Владимира Потанина
2020 г. – победитель конкурса на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности
2020 г. – победа в конкурсе грантов Благотворительного фонда Владимира Потанина для преподавателей магистратуры
2019 г. – победа во всероссийском конкурсе "Лучшая книга по тематике медиаобразования" в номинации "Учебное пособие"
Научные и образовательные проекты
• Лаборатория медиатекста: редизайн проекта менторской поддержки магистрантов (грант Благотворительного фонда В. Потанина, руководитель, 2024-2025 гг.)
• Исследование системы бренд-медиа – совместный проект с креативным агентством "Палиндром" (ключевой исполнитель, период – с 2022-го г. по н. в.)
• Медиатизированная коммуникация и современный делиберативный процесс (грант РНФ, ключевой исполнитель, 2022-2023 гг.)
• Модели медиапотребления среди носителей русского языка за рубежом (Президентский грант для молодых ученых, Министерство науки и высшего образования РФ, исполнитель, 2018-2019 гг.)
• Проект менторской поддержки программы магистратуры "Медиатекст в массовых коммуникациях" (грант Благотворительного фонда В. Потанина, руководитель, 2020-2021 гг.)
• Трансформация зарубежной русскоязычной журналистики в национальных медиасистемах» (НИР СПбГУ, исполнитель, 2014-2015 гг.)
• Эффективные модели функционирования местных СМИ (НИР СПбГУ, исполнитель, 2011 г.)
Основные научные публикации
1. Блохин. И. Н., Павлушкина Н. А., Тепляшина А. Н. Этнографический контент современной детской журналистики // Вопросы теории и практики журналистики. 2024 ; Том 13, № 4. стр. 664-682.
2. Нигматуллина К. Р, Павлушкина Н.А, Сметанина А. М. Прагматика контента в бренд-медиа // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2024 Сент. 2;49(3):144-165. doi.org/10.30547/vestnik.journ
3. Павлушкина Н. А., Мелюхина А. О. Медиа торговых продуктовых сетей как инструмент продвижения брендов // Журналистика в цифровую эпоху: технологии и методология творчества. Минск, 2024. С. 353-358.
4. Павлушкина Н. А. Реакция аудитории на региональную информационную повестку в пространстве локальных медиа и соцсетях // Caucasian Science Bridge. 2023. Том 6, № 3. стр. 36–48.
5. Pavlushkina N. & Teplyashina A., 2023, 'Children’s Magazines in the Media Education System (Content Audit)', Media Education (Mediaobrazovanie), Т. 19, № 1, pp. 139-147.
Динамика изменений профессиональных идеалов молодых журналистов в условиях повышения медиаграмотности // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. — № 1 (23). — С. 124-132.
2. Тепляшина А. Н., Павлушкина Н. А., Мисонжников Б. Я. Государственная пресса как фактор реализации медиаобразования студентов физкультурных вузов // Теория и практика физической культуры, 2016. — № 10.
3. Павлушкина Н. А. Качественная пресса в эпоху «газетного апокалипсиса»: приемы монетизации контента // Век информации, 2016. — № 2. — С. 62-65.
4. Pavlushkina N. Media holding company as a system: genesis, state and prospects of development // Journal of Advanced Research in Law and Economics, 2016. — Vol. 2, — № Issue 2(12) Summer 2015. — P. 328-336 (B. Misonzhnikov, A. Teplyashina,
G. Melnik, K.Nigmatullina).
5. Сегментация аудитории сетевых медиа: обмен субъективным опытом // Век информации, 2015. — № 3. — С. 165-168.
6. Научные факты в социальных сетях: популяризация vs дезинформация? // Лженаука в современном обществе: теоретико-методологические подходы и стратегии противодействия — г. Москва, — 2015. — С. 96-98.
7. Социальные сети в работе журналиста: pro et contra // Современные проблемы науки и образования. № 6. М., 2014. URL: www.science-education.ru
8. Аудиторный фактор развития периодической печати: учебное пособие. Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. СПб., 2014. — 238 стр.
9. Медиатворчество в современной прессе: влияние аудиторного фактора // Журналист. Социальные коммуникации, 2014. — № 3. — С. 27-42.
10. Гражданская журналистика и блогосфера: игра не по правилам? // «Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии» — г. Санкт-Петербург, — 2013. URL: jf.spbu.ru/actions/3703/3743.html
11. Релевантность массового периодического издания: роль информационного дискурса Медиаскоп. № 4. М., 2013. URL: www.mediascope.ru
Руководство диссертационными и дипломными работами
Под руководством преподавателя подготовлено более 20 магистерских диссертаций и более 30 дипломных работ.
Читаемые курсы и мастер-классы
«Основы творческой деятельности журналиста»
"Технологии интервью"
"Медиапроект"
"Творческие студии (создание произведений культурной тематики)"
"Аудитория в новой цифровой реальности"
"Производственная (педагогическая) практика"
Владение иностранными языками
Немецкий язык, английский язык
Эл. почта
ДАННЫЕ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ
– Обучение по программе "Искусственный интеллект и трансформация преподавания" ("Юрайт. Академия", 16 ч., 2024 г.)
– Цифровой маркетинг образовательных программ (НИУ ВШЭ, 16 ч., 2022 г.)
– Аналитик социальных медиа: теория, практика, инструменты (Brand Analytics, 120 ч., 2022 г., сертифицированный аналитик Brand Analytics)
– Дата сторителлинг: о чем говорят цифры (ООО "Нетология", 71 ч., 2022 г.)
– Основы управления образовательными экосистемами (Московская школа управления "Сколково", 16 ч., 2022 г.)
– Цифровая стажировка «Методы оценивания в высшем образовании» (НИУ ВШЭ, 2021 г.)
– Научная коммуникация (ИТМО, 2017 г.).
- Повышение квалификации по программе «Разработка модели компетенций» (объем – 32 ч., г. Таллин, Эстония, декабрь 2015)
- Повышение квалификации по программе «Связи с общественностью в органах государственной власти и местного самоуправления» (объем – 72 ч., СПбГУ, удостоверение № 14 0148202, декабрь 2014 г.)
- Повышение квалификации на международном семинаре «Социальная журналистика как общественная деятельность: опыт и научные исследования в России, США и странах Северной Европы» (СПбГУ, март 2014 г.)
- Повышение квалификации на международном семинаре «Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии» (СПбГУ, октябрь 2013 г.)
- Обучение по программе семинара «Электронные ресурсы для науки и образования в доступе СПбГУ» (СПбГУ, 2013 г.)
- Институт региональной прессы –7-8 сентября 2012 г. – обучение в рамках семинара по медиаэтике (руководитель Ю. В. Казаков).
- Повышение квалификации в рамках семинара «Бренд ученого: как сделать так, чтобы нас цитировали», 19 ноября 2012 г.
- Повышение квалификации в рамках семинаров Thomson Reuters:
1. Программа EndNote Web - базовые возможности (29.03.13) – получен сертификат
2. Web of Science и ResearcherID - базовые возможности (29.03.13) – получен сертификат
3. Journal Citation Reports - базовые возможности (28.03.13) – получен сертификат
4. Платформа Web of Knowledge - базовые возможности (28.03.13) – получен сертификат
- Научно-практический семинар повышения квалификации « Новые технологии работы с научными источниками: поиск, хранение, автоматическое оформление библиографии» (2013 г.)
- повышение квалификации в рамках семинара ИРП и NORDIC JOURNALIST CENTRE «Конвергенция в СМИ», сентябрь 2013 г.
- 18-19 апреля 2008 г. – прошла обучение на семинаре «Язык и стиль массовой коммуникации», получен сертификат (СПбГУ).
11-13 октября 2007 г. – прошла обучение на семинаре по деловой журналистике «Современные деловые издания», получен сертификат (СПбГУ).
Март 2005 г. – пройден курс мастер-классов по журналистике в рамках «Тэфи-регион».
Общий стаж работы
С 2002 г. – журналист
Стаж работы по специальности
С 2007 г. – преподаватель
ПРИЕМНЫЕ ЧАСЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
вторник 12:10 – 13:10