Социогуманитарные науки и медиа-образование в мире новой цифровой архитектуры

В Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ состоялся круглый стол «Социально-гуманитарные науки в профессиональной подготовке специалистов для медиакоммуникационной индустрии». Он прошел в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Общественные науки и развитие высшего образования», посвященной 300-летию Российской академии наук.

Фоторепортаж

Модераторами круглого стола выступили директор Института профессор Анатолий Пую и декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова профессор Елена Вартанова.

Вступительный доклад представила профессор Елена Вартанова. Как готовить профессионалов в условиях новой, постоянно меняющейся и неопределенной реальности? Означают ли современные реалии необходимость отказа от устоявшейся модели подготовки журналистов? И почему тотальная цифровизация ставит навыки выше знаний? Размышлениями на эти и другие вопросы Елена Леонидовна поделилась в ходе своего выступления, обозначив отправную точку для дискуссии.

«Мы с вами попали в интересное время, которое очень сильно меняет коммуникационные пространства, практики, структуры, контексты. Я бы сказала, что мы так и не договорились, что на самом деле происходит. Это эволюция или регресс? Переходный период или мутация?» – отметила Елена Вартанова. По ее словам, новая, цифровая архитектура медиа привела к появлению нового пространства производства и распространения информации, новых формы на рынке труда, в частности – огромного числа новых профессий в сфере массовых коммуникаций. В этом контексте ключевым становится вопрос, какое место профессиональное высшее образование в области журналистики займет в мире, где каждый школьник уже обладает цифровыми медиа-компетенциями.

Фотоотчет мероприятия

О социальной ответственности журналиста и важности поддержания конструктивной повестки напомнил Анатолий Степанович Пую. «Новая миссия медиакоммуникационной индустрии – это поддержание атмосферы социального оптимизма, – отметил Анатолий Степанович. – И на специалистах в области рекламы и связей с общественностью лежит не менее важная задача – быть участниками процесса формирования оптимизма в обществе». Этот тезис поддержала заведующая кафедрой медиалингвистики СПбГУ профессор Лилия Дускаева: по ее словам, настроения общества могут наполнены или оптимизмом, или тревожностью, и за это прежде всего отвечают СМИ. Кроме того, Лилия Рашидовна обратила внимание на важность филологического компонента образования, поскольку именно чувство текста помогает профессионалу видеть смысл не в одном отдельном слове или материале, а понимать гипертекстуальные связи, анализировать совокупность всех текстов источника – ленты, стрима, блога.

Старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики МГУ Сергей Вартанов представил доклад о сущности, характеристиках и продуктах медиакоммуникационной индустрии (МКИ). Он пришел к выводу, что сегодня существует потребность в введении в учебные планы курсов по медиаисследованиям и медиакоммуникациям элементов новых дисциплин – социологических и математических – поскольку анализ МКИ требует навыков социологического сбора данных, знание математического аппарата теории игр и понимания статистики.

Доклад о роли социально-гуманитарных дисциплин в формировании компетенций специалиста в области медиа представил заведующий кафедрой менеджмента массовых коммуникаций профессор СПбГУ Андрей Дорский. Он перечислил качества, которые отличают обычного специалиста от настоящего профессионала, и соотнес их с курсами учебного плана. В их числе навыки аналитического мышления, на формирование которого направлен курс логики; общекультурный кругозор, пополняемый в ходе прохождения таких дисциплин, как культурология и история культуры и литературы; социальная ответственность, для осознания которой нужны курсы этики; стремление студента к личностному росту, которую каждый вуз формирует по-своему. Андрей Юрьевич проанализировал учебные планы 17 вузов Петербурга, осуществляющих подготовку по направлению «Реклама и связи с общественностью», на предмет содержания данных курсов, а значит и соотнесенностью с профессиональным стандартом.

Заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ профессор Камилла Нигматуллина рассказала о значении развития технологий искусственного интеллекта для медиа-отрасли. По ее словам, для того, чтобы начать адаптацию образования к новому технологическому явлению, необходимо сформулировать адаптированные профессиональные принципы с учетом включения ИИ в журналистику как в практике, так и в теории, включить не только ремесленные, но и социогуманитарные аспекты развития ИИ в учебные планы по журналистике и перейти от метадискурса тревоги к интенсивному освоению технологий и расширению области знаний.

Курс «Основы российской государственности» стал предметом доклада одного из его разработчиков доцента СПбГУ Ольги Кругликовой (кафедра истории журналистики). Она отметила, что задача нового курса – не упростить картину мира, а усложнить ее, заставить студентов задуматься о своем месте и роли в обществе, поставив перед ними мировоззренческие вопросы. «Была предложена модель из пяти базовых элементов – человек, семья, общество, страна, государство. При этом страна не синонимична понятию “государства”», – поделилась Ольга Сергеевна. Она добавила, что курс будет реализовываться только в очном формате, а большинство занятий будут проходить в формате семинаров. Особое место в нем займут игровые и интерактивные форматы обучения. Кроме того, программа курса будет постоянно изменяться и адаптироваться под меняющиеся требования времени.

В завершение заседания состоялась дискуссия. Помимо докладчиков, участие в ней приняли заведующая кафедрой истории журналистики почетный профессор Людмила Громова, заведующий кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении почетный профессор Дмитрий Гавра, заведующий кафедрой теории журналистики и массовых коммуникаций почетный профессор Сергей Корконосенко и заведующая кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении профессор Вера Ачкасова.

В качестве финального слова профессор Елена Вартанова внесла предложение сделать такой формат обсуждений будущего медиа-образования регулярным и провести следующее заседание в Московском государственном университете.

30 сентября 2023

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль