Преподаватели СПбГУ провели смену по журналистике для одаренных школьников в центре «Сириус»

В октябре преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета реализовали программу по журналистике в образовательном центре «Сириус». Образовательная программа по журналистике стала частью направления «Литературное творчество», руководителем которого является директор Института педагогики СПбГУ, профессор Елена Казакова.

Фотоотчет

Руководителем программы стала доктор политических наук, заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций Камилла Нигматуллина, ведущими семинаров и мастер-классов – преподаватели и выпускники Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ: Наталья Павлушкина, Александра Литвинова, Анастасия Данилова, Николай Родосский, Людмила Цупко и Светлана Щелокова. Проектная неделя прошла при участии студентов Университета. На трехнедельный интенсив приехали 60 одаренных школьников из 31 региона России.

В программу вошли несколько модулей: мастерские текстов новой природы, семинары по авторским медиатекстам, а также работа над медиапроектами. Параллельно школьники могли посещать многочисленные мастер-классы, лекции и творческие встречи. Главной задачей смены стала профессиональная ориентация: школьники получили представление о том, как функционируют современные медиа и как устроен рынок СМИ, а также освоили навыки, необходимые медиаспециалисту, и пополнили портфолио.

На модуле «Мастерские текстов новой природы» подростки в течение недели учились работать с такими форматами, как подкасты, лонгриды, инфографика, публичные выступления и питчинг, SMM и т.д. Результаты своей работы команды представили на Фестивале мастерских, где все присутствующие могли попробовать силы в создании текстов различных форматов.

Модуль «Авторский текст» открылся лекцией Камиллы Нигматуллиной под заголовком «Как прекрасен этот мир». Доцент СПбГУ рассказала начинающим коллегам о том, как побороть страх чистого листа, откуда черпать вдохновение, как не терять интерес к жизни, где искать нестандартные сюжеты и на какие источники информации обращать внимание, а ещё представила программу семинаров, подготовленную сотрудниками СПбГУ.

«Сириус – это, прежде всего, среда и условия, которые помогают раскрыться талантам. Даже в мелочах: мое первое впечатление от образовательного центра было от бутылок с водой, которые стоят на каждом углу. И это отличная метафора для выращивания любых талантов – вода должна быть доступной каждому. Участники смены уже и так имели достаточный уровень знаний, поэтому нашу задачу мы видели в поддержании творческого огня и блеска в глазах», – отметила Камилла Ренатовна.

Поддержание творческого огня сопровождалось интенсивной работой. На семинарах школьники осваивали такие жанры, как интервью, фельетон, литературная рецензия, статья и репортаж. И перед ведущими, и перед участниками стояла непростая задача: за короткий срок осилить огромный объем информации.

«Журналистская смена в “Сириусе” – это такой спринтерский забег, да еще и с препятствиями, который мало кому под силу выдержать. В полторы недели семинаров и тренингов включено все то, что, например, те же студенты осваивают несколько месяцев. Но в мастерской “Фельетон” мы не потеряли ни одного бойца! – поделилась ведущая семинара, доцент СПбГУ Наталья Павлушкина. – И вот это поразило – нет ни одного автора, который бы сдался, не доработал материал, не сделал задания».

Каждый обучающийся в рамках семинара работал над авторским текстом в выбранном жанре. Результаты работы превзошли ожидания: все участники смогли создать качественные тексты, часть из которых будет опубликована в Альманахе ОЦ «Сириус», еще несколько – в региональных и федеральных СМИ. Во многом, отмечают педагоги, это заслуга самих школьников.

«Стажеры “Сириуса” – необычайно отзывчивая аудитория. Главное впечатление – их смелость: даже если в аудитории что-то не знают, обязательно накидают два-три предположения. Включаются в любой разговор, могут и поспорить: авторитеты для них – дело десятое. Отсюда и результат: каждый итоговый текст – яркое, по-настоящему индивидуальное высказывание. За каждым из них виден зрелый (ну или почти зрелый) автор со своим стилем и пониманием предмета», – рассказал ведущий семинара «Литературная рецензия», старший преподаватель СПбГУ Николай Родосский.

Удовольствие от педагогического творчества и возможность осваивать новые форматы отметили все преподаватели программы. «Какие-то задачи образовывались стихийно: например, начало нашего семинара пришлось на “нобелевскую” неделю, – подчеркнула ведущая семинара “Интервью”, старший преподаватель Университета Анастасия Данилова. – Я решила, что было бы странно не воспользоваться таким роскошным инфоповодом, поэтому мы вместе с ребятами на одном из занятий придумывали и оттачивали вопросы нобелевским лауреатам этого года. После того, как мы разработали и отредактировали вопросы, ребята самостоятельно составили письма лауреатам, перевели их на английский язык и отправили свои вопросы. Мне кажется, это очень ценный опыт – начинать путь в профессию с каких-то масштабных, очень амбициозных задач».

К работе над семинарами подключились и выпускники Университета. «Для меня это был первый опыт преподавания чего-либо кому-либо, но все прошло на удивление хорошо, – рассказала ведущая семинара “Репортаж”, корреспондент газеты “Маяк” Людмила Цупко. – Группа была небольшая, при этом школьники были явно заинтересованы в том, чтобы учиться, поэтому не пришлось тратить ресурсы на поддержание дисциплины».

В свободное от семинаров время преподаватели СПбГУ организовали для «сириусовцев» серию мастер-классов и два события в формате edutainment. Первым из них стал «Медиаполигон», во время которого подростки разделились на команды и в течение трёх часов создали собственные медиапродукты в логике сторителлинга. Вторым – День медиаграмотности: это событие позволило освоить базовые навыки, необходимые для фактчекинга, работы с источниками информации, разоблачения фейков и т.п.

«Невозможно разговаривать о современной журналистике и не поднимать вопросы медиаграмотности, – считает ведущая семинара “Статья”, старший преподаватель Александра Литвинова. – Это один из ключевых элементов современной информационной культуры, актуальность которого значительно возросла в условиях инфодемии. И хотя многие из ребят впервые услышали о медиаграмотности от преподавателей СПбГУ, все задания были выполнены на высоком качественном уровне».

Во время проектной недели школьники сотрудничали с редакцией журнала «Журналист». Сотрудники одного из самых известных профессиональных медиа подготовили для участников программы кейсы-задачи, над решением которых школьники работали в командах. В разработке задач и организации их решения приняли участие студентки СПбГУ – Анна Мамяко и Анастасия Филиппова. Результатом работы стала серия лонгридов, посвященных актуальным профессиональным и общественным проблемам. В ближайшее время эти тексты будут опубликованы на сайте издания, где с творчеством молодых коллег смогут ознакомиться тысячи профессиональных журналистов.

Смена, посвященная журналистике, – традиционный формат направления «Литературное творчество». Ее участниками становятся подростки, проявляющие интерес к современным СМИ, имеющие в портфолио публикации и рекомендации от экспертов отрасли – редакторов и журналистов. В предыдущие годы соорганизаторами программы выступали редакции федеральных СМИ, преподаватели крупнейших вузов страны; несколько раз в журналистской программе принимали участие и преподаватели СПбГУ. Однако нынешняя программа стала особенной, поскольку реализовывалась в сотрудничестве двух подразделений СПбГУ – Института педагогики и Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».

Материал опубликован на сайте СПбГУ.

30 октября 2021

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль