Профессор Анатолий Пую и доцент Камилла Нигматуллина обсудили современное медиаобразование

Директор Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, профессор Анатолий Пую и заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ Камилла Нигматуллина выступили докладчиками на круглом столе «Медиаобразование: от цифровых джунглей к цифровому обществу». Мероприятие, прошедшее в онлайн-формате 1 декабря, было организовано факультетом журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова и Российской академией образования при поддержке форума «Петербургский диалог».

Профессор Анатолий Пую подготовил выступление на тему «Цифровая демократия и онлайн-образование». Анатолий Степанович отметил, что под цифровой демократией в политической науке обычно понимают новую форму демократии, при которой граждане участвуют в процессе государственного управления с помощью цифровых технологий. К элементам цифровой демократии относятся, например, интернет-голосование граждан, опрос, по результату которого принимается какое-либо решение локального или государственного уровня. «Цифровая демократия – это способ поставить вопрос о демократии заново, обозначить ключевые проблемы любого демократического устройства, понять, какие опасности говорит массовая дигитализация коммуникаций и какие перспективы возможны для действительной демократизации массовой политики», – подчеркнул профессор Пую.

Эксперт обозначил общие вызовы и проблемы цифровой демократии, среди них – проблема защиты персональных данных; проблема использования больших данных в интересах правительства, корпораций, мошенников; проблема некомпетентности политических и социальных акторов; проблема усиления социального и политического контроля за девиантами и оппозицией; проблема фальсификации мнения большинства и другие.

В контексте системы образования цифровая демократия позволяет обеспечивать равенство в доступе к образовательным ресурсам, транспарентность учебного процесса, общественный контроль за образовательным процессом, обратную связь между обучающимися и администрацией учебных заведений. В то же время существуют проблемы и недостатки цифровой динамики учебных заведений. Среди них: проблема защиты интеллектуальной собственности; проблемы нарушения дисциплины обучающимися при проведении дистанционных занятий; проблемы со здоровьем и психикой отдельных обучающихся, не позволяющие им обучаться в дистанционном режиме.

Анатолий Степанович рассказал о важности эффективной обратной связи в период пандемии, приведя в пример инструменты, которые используются в СПбГУ – в частности, Виртуальную приемную. Докладчик также упомянул об онлайн-опросе по проекту «Опыт реализации учебно-образовательного процесса в дистанционном режиме в вузах Санкт-Петербурга и Ленинградской области», который был проведен в мае-июне 2020 года Центром социологических и интернет-исследований СПбГУ. Все материалы и результаты этого опроса доступны на сайте в разделе «Ректорские совещания».

Профессор Пую рассказал о существующих правовых и организационных проблемах цифрового развития образовательных учреждений, в том числе о проблемах трудового законодательства в плане регулирования занятности преподавателей, ведущих занятия онлайн; проблемах прав и обязанностей обучающегося и учебного заведения в части организации и обеспечения онлайн-обучения; регулировании прав и обязанностей обучающегося при проведении занятий онлайн; проблеме прав и обязанностей преподавателя по отношению к обучающимся в ходе проведения онлайн-занятий.

«Мы сегодня можем говорить о медиакоммуникативной демократии, – заключил Анатолий Степанович. – Мы должны вернуться обязательно к этому обсуждению, чтобы по-новому обсуждать вопросы медиаобразования, медиаграмотности, медиакультуры, медиаэтики. Считаю, что сегодняшняя встреча актуальна и своевременна».

Заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ Камилла Нигматуллина представила доклад на тему «Откуда современные журналисты берут этические принципы и чему могут научиться у них блогеры». Эксперт подчеркнула, что профессиональный статус блогеров сегодня не определен, и её обсуждение в контексте образования связано с тем, что академическое и профессиональное сообщество стремиться упорядочить данные об этических кейсах. «Согласно классической социологии профессии, мы можем называть какую-то деятельность профессиональной, если у неё есть сформированные этические принципы», – сказала Камилла Ренатовна. – Сегодня есть инициативы, связанные с тем, что необходимо принять документ, в котором были бы прописаны правила для блогеров. С этого момента можно было бы говорить, что профессия существует. Однако на практике это происходит несколько иначе».

Исследователь отметила, что вопросы этики тесно связаны с тем, как общество сегодня понимает и реагирует на конкретные проблемы и вызовы, которые им предлагает медиа. Аудитории важно доверять источнику информации и понимать, о чём именно говорит автор, какие темы он выбирает. «Сегодня даже профессиональный журналист, решая какую-то задачу, сталкиваясь с профессиональным вызовом, обращается в большей степени не к документам, а к тому, как действовали другие коллеги – о чем говорили и как высказывали свое отношение к сложным этическим вызовам», - заявила Камилла Нигматуллина. По ее словам, этика не является статичным элементом профессии, она постоянно меняется. В конце своего выступления Камилла Ренатовна, обращаясь к сообществу, призвала к открытости, публичному обсуждению сложных вопросов и ситуаций с тем, чтобы их решения давались проще и быстрее.

В круглом столе также приняли участие российские и зарубежные медиаисследователи, в том числе президент РАО, академик РАО, профессор, декан факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Юрий Зинченко; секретарь Союза журналистов России, автор телеграм-канала Breaking Trends Юлия Загитова; научные сотрудники кафедры журналистики Католического университета Айхштетт-Ингольштадт Михаэль Грассль и Йонас Шютценедер, а также представители блогосферы.

4 декабря 2020

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль