В 2011 году в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ стартовал проект по Гранту Президента РФ для молодых ученых – кандидатов наук MK-5129.2011.6 «Карта медиакратий: создание интегрального индекса медиакратизации демократических политий». Проект был выполнен в 2011-2012 годах. Его целью стал эмпирический сравнительный анализ процессов медиакратизации в развитых странах.
Изучение медиакратии идет в петербургской школе медиаполитических исследований уже не первый год. Проект «Карта медиакратий» стал продолжением нескольких предварительных исследований, в том числе гранта в рамках финансирования тематических направлений научного развития СПбГУ «Теория и практика медиакратии в современных социально-политических процессах» (2010-2011) и монографии С. С. Бодруновой «Современные стратегии британской политической коммуникации» (2010). Но в отличие от предыдущих исследований проект уже не был теоретическим или кейсовым, а развил и апробировал количественную методику анализа медиакратизации сразу в нескольких странах.
Медиакратизация – процесс нарастания медиакратических тенденций, то есть формирование политического режима, который мог бы носить название «медиакратия», - режима, основой которого является слияние политических и медийных интересов и практик. Сегодня в науке и речевой практике термин «медиакратия» встречается довольно редко. Однако в одном из своих значений он обладает потенциалом «зонтичного» охвата современных достижений в изучении взаимодействия СМИ и политики.
Сегодня можно проследить два подхода к термину «медиакратия». Первый условно можно считать «этимологическим», поскольку он понимает медиакратию как власть СМИ – возможность влияния, индоктринации, управления аудиторией. Но мнение рабочей группы проекта состоит в том, что более высоким интерпретативным потенциалом является «маркетинговое» понимание медиакратии. Оно пришло из работ, посвященных политическому (чаще всего партийному) маркетированию и стратегической политической коммуникации. Здесь медиакратия понимается как взаимопроникновение, сращивание политики и журналистики в зоне общих интересов, процедур и практик. Главное отличие такого понимания от концепции пропаганды, индоктринации, инструментализации СМИ состоит в том, что медиасистема и отдельные редакции воспринимаются не просто как каналы коммуникации или безликая коммуникативная среда, а как социальная подсистема с собственной волей, социальными целями и функциями. Таким образом, если она входит в недолжное с этической точки зрения взаимодействие с политическими акторами, ответственность за медиатизацию политики, снижение прозрачности и рациональности политического процесса и иные негативные эффекты разделяет и медиасистема.
Проект «Карта медиакратий» направлен на эмпирическое сравнение шести стран – Великобритании, Германии, Франции, Италии, Греции и Израиля – по степени и скорости медиакратизации в 2000-е годы. Для сравнения выработан индекс медиакратизации по 50 параметрам, учитывающим в том числе национальные особенности медиаполитики этих стран.
О методологии и результатах см. в разделах «О проекте», «Методология» и «Результаты».