Фестиваль «FILM NOIR. ДРУГАЯ СТОРОНА ГОЛЛИВУДА»

Международное фестивальное агентство TOUR DE FILM при поддержке генерального консульства США в Санкт-Петербурге представляют фестиваль «FILM NOIR. ДРУГАЯ СТОРОНА ГОЛЛИВУДА», который состоится 17- 27 февраля 2011 года в Киноцентре «Родина».

Хамфри Богарт, Мэрилин Монро, Джек Николсон, Рита Хейворт, Кирк Дуглас; Джон Хьюстон, Билли Уайлдер, Жак Турнёр, Чарльз Видор, Роберт Олдрич, Стэнли Кубрик, Роман Поланский - если у вас захватило дух от перечисленных имен, продолжайте читать!

Первый в России фестиваль «FILM NOIR. ДРУГАЯ СТОРОНА ГОЛЛИВУДА». Культовые американские фильмы нуар - «черные фильмы»

Фестиваль - одно из ключевых событий в киножизни России. Мы впервые представим самое эстетское направление в истории мирового кино – film noir («фильм нуар»). Специально для этого исключительного и масштабного мероприятия в Россию привезут оригинальные 35-миллиметровые пленки с фильмами-легендами. Вы услышите подлинные актерские голоса и сможете прочувствовать звучание «крутого американского английского».

Чем так интересен фестиваль? Нуар отвечает всем страстям синефила:

- детективная интрига;

- «круто закрученный» сюжет на основе лучших американских детективов;

- преступления и наказания, аферы и возмездия. «Хеппи-энд», возможно, и будет, но какова его цена?

- герои, в чьих жизнях сила рока неотвратима, как в античной трагедии;

- самые сексуальные и опасные роковые женщины;

- изысканный визуальный ряд;

- в главных ролях самые мужественные актеры Голливуда - Хамфри Богарт, Кирк Дуглас, Джек Николсон - и самые притягательные актрисы - Мэрилин Монро, Рита Хейворт и Фэй Данауэй.

Первые картины в жанре нуар (film noir) появились в Америке в начале Второй мировой войны. Этот жанр отражал напряженную атмосферу в обществе – следствие нестабильности жизни военной и послевоенной поры. Нуары стали полной противоположностью оптимистичным голливудским мюзиклам и комедиям. Это был совершенно ДРУГОЙ ГОЛЛИВУД.

Сюжеты, темы и персонажи кинематографический нуар унаследовал от «черных детективов» Дэшила Хэммета и Раймонда Чэндлера, выходивших в межвоенные десятилетия огромными тиражами, и гангстерских фильмов 1930-х годов, отличаясь от них, тем не менее, по стилю и по образам. Визуальные приемы и мотивы привнесли немецкие экспрессионисты - режиссеры и операторы, бежавшие в 30-е годы от нацизма из Австрии и Германии в Америку.

Фильмы, создаваемые в новом стиле, быстро завоевывают признание и к середине 1940-х годов становятся очень популярными среди зрителей. Жесткие истории с детективной интригой, брутальные мужчины с мрачным прошлым и роковые женщины (femmes fatales), ослепительно красивые и несущие смерть, приходятся по вкусу послевоенной публике. Визуальное совершенство нуаров - контрастное освещение, необычное построение кадра, неожиданные ракурсы, резкие монтажные соединения – завораживает и по сей день. Фоном для стремительно разворачивающихся любовных страстей служат городские джунгли – казино и полицейские участки, сомнительного вида отели, кафе и рестораны. Словно туго сжатая пружина раскручиваются отношения между главным героем и коварной, таинственной красавицей. Рискованная игра, затеянная героинями, приводит к гибельной развязке, а в финале звучат не победные фанфары, а полицейская сирена или звуки выстрелов. Черно-белый фильм нуар – изысканный, циничный и стильный – точно отражает мучительные метания и разочарованность людей послевоенного времени.

С конца 1950-х годов это направление переживает упадок и возрождается в 1970-е годы, когда война во Вьетнаме породила новое потерянное поколение. Лишенные иллюзий герои, безжалостные и уязвимые, вернулись на большой экран; только теперь за место под солнцем начали бороться энергичные, умные, независимые и невероятно соблазнительные женщины, нарушающие все социальные нормы. Но главным в нео-нуарах остается стиль, а точнее – тончайшая стилизация ушедшего времени.

Фестиваль откроется 17 февраля фильмом «САНСЕТ БУЛЬВАР», одной из самых ярких и ироничных историй о Голливуде и звездах немого кино. «Сансет бульвар» - картина Билли Уайлдера, который всем знаком по фильму «В джазе только девушки». В программе фестиваля также «Мальтийский Сокол» - первый film noir; «Асфальтовые джунгли» - одна из первых ролей Мэрилин Монро в большом кино; «Китайский квартал» - фильм знаменитого режиссера Романа Полански; «Убийство» Стэнли Кубрика - почти документально зафиксированная история преступления и другие фильмы

В рамках off-программы фестиваля 9 февраля в 19.30 в Большом зале киноцентра «Родина» киновед Анжелика АРТЮХ прочитает открытую лекцию «Фильм нуар: когда стиль становится жанром». Вход на лекцию свободный!


10 февраля в 12.35 на факультете журналистики СПбГУ в Актовом зале пройдет открытая лекция Эрика ДЖОНСОНА «Film noir: американский стиль с европейским акцентом».

Консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Санкт-Петербурге Эрик Джонсон расскажет об истории возникновения, европейских и американских стилистических корнях и самом появлении этого кинематографического жанра в 1941 году. Хотя расцвет Film Noir пришелся на 40-е и 50-е годы прошлого века, он продолжает оказывать заметное влияние как на наше воображение, так и самопонимание еще и сегодня – об этом тоже пойдет разговор.


Организаторы фестиваля: Международное фестивальное агентство Tour de Film и киноцентр «Родина» при поддержке Генеральное Консульство США в Санкт-Петербурге.

Фестиваль «FILM NOIR. ДРУГАЯ СТОРОНА ГОЛЛИВУДА» проходит при информационной поддержке радиостанции «Эхо Москвы» в Санкт-Петербурге, газеты «Санкт-Петербургские ведомости», журнала «Сеанс», порталов Kinopoisk.ru, kinoafisha.info, kinote.ru, be-in.ru и spb.aif.ru, интернет-телевидения «Искусство-ТВ», факультета журналистики СПбГУ и сети кофеен «Идеальная чашка».

Контакты:

Директор Международного фестивального агентства Tour de Film

Марина Штауденманн

Tourdefilm@gmail.com

PR-координатор фестиваля

Саша Ахмадщина

+7 921 595 77 42

presstourdefilm@gmail.com

Адрес:

Киноцентр «Родина»

ул. Караванная, д.12

www.rodinakino.ru

Программа фестиваля «FILM NOIR. ДРУГАЯ СТОРОНА ГОЛЛИВУДА»

17 февраля, четверг, 18.45 «САНСЕТ БУЛЬВАР» (Sunset Boulevard)

Билли Уайлдер (Billy Wilder) / США / 1950 / 110’00’’

В ролях: Глория Свенсон (Gloria Swanson), Уильям Холден (William Holden), Эрик фон Штрогейм (Erich Von Stroheim), Сесил Блаунт де Милль (Cecil B. DeMille), Бастер Китон (Buster Keaton)

«САНСЕТ БУЛЬВАР» (Sunset Boulevard,1950) – один из величайших фильмов о Голливуде и триумф актрисы Глории Свенсон. Главный герой - журналист Джо Гиллис (Уильям Холден) - жаждет признания и славы. Его новая знакомая, звезда немого кино Норма Десмонд (Глория Свенсон), грезит о возвращении в кино. Прельстившись гонораром за сценарий, молодой человек остается жить в некогда роскошном особняке актрисы, напоминающем могильный склеп. На роли второго плана режиссер Билли Уайлдер пригласил кинозвезд прошлого – Сесила Блаунта де Милля, Бастера Китона и Эрика фон Штрогейма.


18 февраля, пятница, 19.00 «МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ» (The Maltese Falcon)

Джон Хьюстон (John Huston) / США / 1941 / 101’00’’

В ролях: Хамфри Богарт (Humphrey Bogart), Мэри Астор (Mary Astor), Питер Лорре (Peter Lorre), Сидней Гринстрит (Sydney Greenstreet), Джером Коуэн (Jerome Cowan)

«МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ» (The Maltese Falcon, 1941) – блестящий дебют Джона Хьюстона, будущего лауреата премии «Оскар» и обладателя международных кинонаград. Его первая режиссерская работа положила начало жанру фильмов нуар в кинематографе.

Для Хамфри Богарта роль частного детектива Сэма Спейда стала «звездным билетом». Лучший актер в истории кино по версии Американского института киноискусства и герой легендарной «Касабланки» (Casablanca, 1942) вывел на экран хладнокровного, беспощадного и обаятельного антигероя. Фильм стал кассовым хитом и получил три номинации на премию «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Лучший актер второго плана».


19 февраля, суббота, 19.00 «ЦЕЛУЙ МЕНЯ НАСМЕРТЬ» (Kiss Me Deadly)

Роберт Олдрич (Robert Aldrich) / США / 1955 / 104’00’’

В ролях: Ральф Микер (Ralph Meeker), Клорис Личмэн (Cloris Leachman), Джек Илэм (Jack Elam), Уэсли Эдди (Wesley Addy)

«ЦЕЛУЙ МЕНЯ НАСМЕРТЬ» (Kiss Me Deadly, 1955) - шестая работа в кинокарьере Роберта Олдрича (Robert Aldrich). Этот фильм многие критики называли последним нуаром и одной из самых удачных экранизаций детективов Микки Спилейна (Mickey Spillane). Ночная встреча с босой незнакомкой (Клорис Личмэн/Cloris Leachman) втягивает Майка Хаммера (Ральф Микер/Ralph Meeker) в смертельный водоворот событий, сохраняющих интригу до самого конца фильма.


20 февраля, воскресенье, 18.50 «ГИЛЬДА» (Gilda)

Чарльз Видор (Charles Vidor) / США / 1946 / 120’00’’

В ролях: Рита Хейворт (Rita Hayworth), Гленн Форд (Glenn Ford), Джордж Макреди (George Macready), Стивен Джирэй (Steven Geray)

После выхода на экраны фильма Чарльза Видора «ГИЛЬДА» (Gilda, 1946) за актрисой Ритой Хейворт закрепилось звание голливудской богини. Роль роскошной красавицы сделала актрису секс-идолом американских зрителей. Муж Гильды - владелец казино - использует ее откровенную сексуальность для реализации собственных планов. Спустя два года Рита Хейворт вновь блеснула в роли femme fatale в нуаре «Леди из Шанхая», снятом ее мужем - режиссером Орсоном Уэллсом.


23 февраля, среда, 19.15 «ИЗ ПРОШЛОГО» (Out of the Past)

Жак Турнёр (Jacques Tourneur) / США / 1947 / 97’00’’

В ролях: Роберт Митчум (Robert Mitchum), Кирк Дуглас (Kirk Douglas), Джейн Грир (Jane Greer), Ронда Флеминг (Rhonda Fleming)

«ИЗ ПРОШЛОГО» (Out of the Past, 1947) – один из самых совершенных образцов нуара, полное собрание его жанровых мотивов и приемов. Режиссер Жак Турнёр подарил Роберту Митчуму его первую звездную роль – роль бывшего частного сыщика Джеффа Бэйли, пытающегося скрыться от своего прошлого, которое его все-таки настигает. На роль гангстера Вита Стерлинга, хищного и безжалостного противника главного героя, режиссер пригласил Кирка Дугласа (Kirk Douglas) - будущую звезду фильмов Стэнли Кубрика.


24 февраля, четверг, 19.00 «АСФАЛЬТОВЫЕ ДЖУНГЛИ» (The Asphalt Jungle)

Джон Хьюстон (John Huston) / США / 1950 / 112’00’’

В ролях: Мэрилин Монро (Marilyn Monroe), Стерлинг Хайден (Sterling Hayden), Сэм Джэфф (Sam Jaffe), Луис Катерн (Louis Calhern), Энтони Карузо (Anthony Caruso), Джемс Уитмор (James Whitmore)

Историю, рассказанную в нуаре «АСФАЛЬТОВЫЕ ДЖУНГЛИ» (The Asphalt Jungle, 1950), режиссер Джон Хьюстон и сценарист Бен Мэддоу называли «образцом неуклюжих человеческих усилий». Вышедший из тюрьмы медвежатник Эрвин «Док» Риденшнайдер (Сэм Джаффе) разрабатывает блестящий план ограбления ювелирного магазина и собирает команду отличных профессионалов. Но тщательно собранную конструкцию с самого начала начинает разрушать безжалостный рок. Фильм стал пропуском в большое кино для юной Мэрилин Монро (Marilyn Monroe), сыгравшей роль Анжелы Финлей, любовницы прожженного адвоката Эммериха (Луи Кэлхерн).


25 февраля, пятница, 19.30 «УБИЙСТВО» (The Killing)

Стенли Кубрик (Stanley Kubrick) / США / 1956 / 85’00’’

В ролях: Стерлинг Хайден (Sterling Hayden), Винс Эдвардс (Vince Edwards), Мари Виндзор (Marie Windsor), Элиша Кук (Elisha Cook)

Третий полнометражный художественный фильм Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick) - «УБИЙСТВО» (The Killing, 1956) – подтвердил неординарность его таланта. Рассказ-головоломка двигается во времени то вперед, то назад, раскрывая характеры персонажей. Джонни (Стерлинг Хайден), задумавший с помощью нескольких компаньонов сорвать куш в два миллиона долларов, уверен, что у него все под контролем. Сюжетную конструкцию кубриковского нуара Квентин Тарантино использовал в «Бешеных псах» (Reservoir Dogs, 1992) и «Криминальном чтиве» (Pulp Fiction, 1994).


26 февраля, суббота, 18.45 «КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ» (Chinatown)

Роман Поланский (Roman Polanski) / США / 1974 / 130’00’’

В ролях: Джек Николсон (Jack Nicholson), Фэй Данауэй (Faye Dunaway), Джон Хьюстон, Роман Поланский, Дайан Лэдд (Diane Ladd), Бёрт Янг (Burt Young).

В «КИТАЙСКОМ КВАРТАЛЕ» (Chinatown, 1974) Роман Полански мастерски рассказывает зловещую историю из жизни Лос Анжелеса 1930-х годов. Первые работы Полански, сделанные еще в Польше, сразу привлекли внимание специалистов кино. Безупречное владение детективной интригой, виртуозная работа с освещением и камерой, ироничные диалоги и нетривиальные герои позволили критикам поставить молодого режиссера в один ряд с Альфредом Хичкоком и мастерами нуара. «Китайский квартал» стал последним фильмом, снятым Полански в США. В 1978 году он был вынужден покинуть страну из-за сексуального скандала, связанного с несовершеннолетней девушкой.


27 февраля, воскресенье, 19.00 «ДЬЯВОЛ В ГОЛУБОМ ПЛАТЬЕ» (Devil in a Blue Dress)

Карл Франклин (Carl Franklin) / США / 1995 / 102’00’’

В ролях: Дензел Вашингтон (Denzel Washington), Дон Чидл (Don Cheadle), Том Сайзмор (Tom Sizemore), Дженнифер Билз (Jennifer Beals), Мори Чайкин (Maury Chaykin)

Закроет фестивальную программу фильм-нуар 1990-х годов нео-нуар «ДЬЯВОЛ В ГОЛУБОМ ПЛАТЬЕ» (Devil in a Blue Dress, 1995) содержит все обязательные элементы нуара классического: частный детектив, настойчивый в своих устремлениях, подозрительная и невероятно притягательная героиня, вероломные клиенты, жестокие полицейские и глубокая мрачная тайна, окрашивающая сюжет в темные, ужасающие тона. Но режиссер Карл Франклин иронически переосмысливает жанровые каноны.

23 февраля 2011

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль