Есть ли жизнь для «бумаги» в эпоху «цифры»?

В рамках дней кафедры медиадизайна и информационных технологий в Университете прошел «Дизайн-день». Его центральным событием стал круглый стол «Бумага в эпоху цифры», выступивший площадкой для обсуждения современных тенденций медиаиндустрии. Модераторами дискуссии выступили доцент Александр Якунин и старший преподаватель Лолита Крылова.

На повестку встречи экспертов был вынесен вопрос, с которым сегодня остро стоит и перед старыми, и перед новыми медиа: насколько, ввиду стагнации рынка печатных изданий, правомерно утверждать, что будущее только за интернет-СМИ и можно ли противопоставлять «бумагу» и «цифру»?

«Я в принт не верю: в Петербурге нет ни одного печатного издания, тираж которого растет. Более того, в этом году, например, мы лишились печатной версии газеты “Мой район”», — рассказал Алексей Дементьев, заместитель председателя Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, который на протяжении пяти лет возглавлял интернет-редакцию газеты «Петербургский дневник». Эксперт отметил, что печать стремительно теряет позиции среди читательской аудитории и, как следствие, перестает представлять интерес для рекламодателей, без которых выпуски не окупаются: «Я часто общаюсь с игроками рынка: процент возврата непроданных газет достигает 30-45». Однако, как добавил Алексей Дементьев, правительство Петербурга печать поддерживает: общая сумма фонда грантовой поддержки городских СМИ на сегодня составляет 89 млн рублей. На эти средства субсидируется не только муниципальная пресса: выиграть грант может любое петербургское издание.

Лишь отчасти с коллегой согласился главный редактор журнала «Город 812» Сергей Балуев. «Есть ниши, которые вымерли полностью, например, газеты с бесплатными объявлениями. Есть другие ниши, где тиражи и аудитории не растут. Так происходит с ежедневными новостными изданиями: у них проблема скорее не в стагнации, а в постепенном старении аудитории, — прокомментировал Балуев. — Есть третьи ниши, которые развиваются вполне успешно, в том числе при господдержке: это корпоративная пресса и проектные издания». Последняя модель, по оценкам эксперта, представляется наиболее успешной с экономической точки зрения. Кроме того, редактор выразил мнение, что в традиционных печатных СМИ журналистская подача, как правило, интереснее, чем в спецпроектах или на сетевых площадках: она ориентирована на более вдумчивого читателя. «В интернете я наблюдаю упрощение чтения: так, наша редакция, например, вынуждена отказываться от сложных заголовков, инфографики и других изысков», — рассказал он.

Опытом «”Новой газеты” в Санкт-Петербурге» поделился шеф-редактор сайта Серафим Романов. «”Новая” получает свою прибыль, основную и единственную, с продажи печатной версии – с подписки, — отметил Романов. — Так, все производственные мощности редакции заточены на печать. И те, кто работает в веб-редакции, особенно на ленте новостей, тоже мечтают писать для газеты, ведь это, вроде как, на века». Как и Сергей Балуев, Серафим Романов также обратил внимание на разницу подачи одного и того же материала на бумаге и в цифре: «Если на полосе мы видим стандартный “кирпич” текста, то на сайте делается все, чтобы читатель не заскучал и не закрыл вкладку», — заметил шеф-редактор.

«В интернет-версиях, даже несмотря на то, что нам нужна именно информация, определяющим будет дизайн: от него зависит, захотим ли мы остаться на этом ресурсе или нет. Форма подачи колоссально влияет на впечатление от прочитанного», — уверена член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, заместитель главного редактора сайта designspb.ru Александра Траубе. Спикер отметила, что читатель вынужден ориентироваться в условиях переизбытка информации, и если он испытывает дискомфорт, то, вероятно, откажется от чтения. В данном случае на первое место выходят фильтры – искусство и дизайн, которые призваны помочь людям разобраться в контенте. Этот тезис поддержал и ее коллега, старший преподаватель СПбГУ Василий Бертельс. «С дизайном, особенно газетным, есть такая странная история: он виден, когда плох. Если он хороший, то на него никто не обращает внимания», — подчеркнул он.

О важности подачи контента высказался главный редактор и издатель журнала «Адреса Петербурга» Сергей Ярошецкий. «Для такого СМИ, как мы, важно не только то, что мы выходим на бумаге. Значение имеет даже то, какая это бумага: она должна быть матовой, высококачественной и не желтеть со временем. Каждую страницу мы покрываем специальным лаком, чтобы старые номера выглядели как новые, — рассказал издатель. — Кроме того, в силу своей дороговизны, бумага является профессиональным фильтром. Редакция должна достаточно серьезно поработать: найти спонсоров, инвесторов, рекламодателей или получить грант, чтобы заработать на эту самую бумагу. Конечно, тут призадумаешься, что на ней печатать. Отсюда и совершенно естественное мнение: то, что написано пером, ценнее. Кроме того, с сокращением рынка печатной прессы постепенно будет исчезать и искусство редакторского сокращения текста, столь важное не только для издателя, но и для читателя». Аналогичные тенденции спикер отметил и для газетного рынка. По его убеждению, для бумажных носителей именно дизайн и удобство чтения становятся решающими факторами, так как сегодня потребность в газете как в утилитарном информационном продукте отпала: здесь ее заменил более «быстрый» веб-сервис. Также Ярошецкий добавил, что недавно у «Адресов Петербурга» появилась и интернет-версия, которая, однако, отнюдь не повторяет «печатного» брата, а существует именно по законам интернета, ведь так для «сетевого» читателя привычнее.

В защиту печатной версии высказалась и PR-менеджер журнала «Машины и механизмы» Анна Лаптева. «Концепция нашего журнала предполагает тематический принцип каждого выпуска, а формат позволяет нам структурировать информацию нужным образом, — рассказала она. — У нашей молодежи сегодня знания фрагментарны – в том числе из-за привычки читать в интернете. А “Машины и механизмы” мы позиционируем как образовательный проект, призванный учить вдумчивости и критическому мышлению». Выживание издания сможет обеспечить, по мнению Анны Лаптевой, лишь читательская подписка образовательных учреждений: рекламодателям просветительские нишевые СМИ по опыту, увы, неинтересны.

«Очевидно, что мир не готов к констатации смерти печатной индустрии, — подвел итоги обсуждения Александр Якунин. — Рано говорить о том, что “цифра” кого-то победит. Пока мы наблюдаем симбиоз – как, например, в случае с цифровой экономикой: бизнес до сих пор развивается по своим законам, а “электронные” компании “дрейфуют” также, как и традиционные».

Анонс

Фотоотчет

19 апреля 2018

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль