Люди, которые играют в игры
В Мемориальном музее-квартире Некрасова обсудили прошлое и настоящее историко-литературной настольной игры. Участниками встречи стали «профессиональные» любители настолок – историки и научные сотрудники музеев и библиотек.
Встреча исследователей и разработчиков историко-литературных настолок прошла в формате научного семинара «Современная настольная историко-журналистская и литературная игра: разработка концепции», организованного кафедрой истории журналистики СПбГУ совместно с Всероссийским музеем А.С. Пушкина. Семинар стал первым событием «Дней истории журналистики в СПбГУ» и задал настроение всей форумной неделе: говорить о серьёзном – играючи.
«В основе всех историй на картонажных полях лежит представление о том, что человеческая жизнь есть странствие, поэтому число ходов было приравнено к количеству лет жизни – от 49 до 81, а траектория движения была метафорически представлена извилистой дорогой или закрученной спиралью,– рассказывает доцент РГПУ им. Герцена Марина Костюхина. Игрок со стажем, она исследовала более двух тысяч игр, а результаты изысканий представила в работе «Детский оракул» – хронике развития настольных игр с XVIII века.
На семинаре Марина Костюхина дала исторический обзор настольных игр в России. По словам культуролога, изобретатели первых европейских настолок-ходилок сравнили судьбу человека с историей гуся, которого преследуют кухарки и охотники, поэтому за играми такого типа закрепилось название «гуськи». Отечественные же разработчики в качестве литературного материала брали уже не гуся, а конька-горбунка из сказки Ершова. По классическим произведениям игры начали создаваться только в последней трети XIX века. Тогда же их тематическое разнообразие дополнилось кубиками, лото, картонажными театрами и литературными квартетами – любимой игрой детей императора Николая II. Среди взрослой аудитории самым популярным автором был Гоголь, среди детской – Пушкин, к которому в советское время примкнули Крылов и Лермонтов. Примечательно, что в ХХ веке градус азарта настольных игр, в отличие от дореволюционной эпохи, существенно снизился: на деньги больше не играли, а за незнание литературного материала практиковали дисциплинарные взыскания. В сталинские годы утратили свои позиции и «гуськи» – по причине непредсказуемой игровой событийности, что определенно шло наперекор государственной идеологии.
Сегодня «гуськи-настолки» вновь в тренде. К ним – как к способу привлечения интереса к краеведению – часто обращаются музеи. В авангарде Петропавловская крепость: с 2015 года там выпустили уже две настольные «ходилки», посвященные Каменному и Заячьему островам, а также одну викторину в дорожном формате. Первый тираж в 1000 экземпляров моментально разошелся через федеральную сеть магазинов настольных игр, которая сразу запросила у музея второй проект. Залогом своего успеха разработчики–старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Екатерина Васильева и заведующая издательским отделом Елена Трацевская – считают знание традиций русской настолки, а также красочное оформление, на которое абсолютно точно не стоит жалеть денег. Ну, а мотивировать юных петербуржцев читать карточки с информацией о городских объектах призваны хоть и картонные, но гривенники XVIII, XIX и ХХ веков.
Выпустить игру по принципу memories готовятся в Кунсткамере. Проект под названием «Где два, там не один» родился в музее еще три года назад. К 23 февраля и 8 марта научные сотрудники подготовили специальную игровую программу, где участникам требовалось найти карточные пары представителям разных народов мира, чьи макеты экспонируются в залах музея. Всего в карточной коллекции представлено 16 пар из Китая, Японии, Индонезии, Северной Америки, Индии, Африки, Монголии и Кореи. Старший специалист музея антропологии и этнографии РАН Вероника Макарова уверена, что колода станет не только прекрасным сувениром Кунсткамеры, призванным популяризировать знания о традиционных культурах, но и позволит музею избавиться от стереотипа, что в Кунсткамере можно найти только заспиртованные анатомические редкости петровских времен.
Во Всероссийском музее А.С. Пушкина сотрудники музея провели целое исследование, опросив посетителей летом 2017 года. Ведущий хранитель Мемориального музея-квартиры Н.А. Некрасова Елена Долгих представила результаты анкетирования.
Своя настольная игра вскоре появится и в Университете. Доцент СПбГУ Константин Алексеев, читающий курсы по истории журналистики XX века, презентовал проект «Медиаполия.1912 год», созданный по аналогии со всем известной «Монополией». По его замыслу, студенты-журналисты смогут лучше и нагляднее понять атмосферу эпохи, побывав газетными магнатами. Среди задач игроков – приобретение изданий, увеличение их тиража, выпуски литературных прибавлений, а также развитие предприятия до картели и синдиката. Препятствиями на пути участников станут реальные явления мира русской журналистики: забастовки типографских служащих, цензурные ограничения и штрафы, высылка авторов и проблемы владельца газеты с правительством. А фактором, ограничивающим продолжительность стратегии (из-за полутора часов университетской пары), станет Октябрьская революция, которая может несвоевременно грянуть на любом моменте игры.
О современном состоянии рынка литературных настолок рассказала доцент СПбГУ Елена Сонина. По ее словам, российский игровой рынок заполнен лишь на 20-30%, причем в основном – переводами из-за рубежа. Отечественная литература скромно представлена играми по мотивам «Метро 2033» Дмитрия Глуховского, «Дозоров» Сергея Лукьяненко, «Волшебника изумрудного города» Александра Волкова, «Коронации» Бориса Акунина и нескольких других. Основная масса же литературных настолок «скрывается» в библиотеках и в замыслах Гильдии разработчиков настольных игр. Лото, посвященные Пушкину, Блоку, Есенину и Лермонтову, ролевые книги-игры по биографиям Гоголя, Чехова и даже книгоиздателя Ивана Сытина и многие другие настолки можно найти лишь в редких музеях или библиотеках. Некоторые библиотеки даже организуют конкурсы по разработке литературных игр, а работы победителей довольно качественно воплощают в жизнь.
Главной проблемой распространения историко-литературных настолок Елена Сонина считает низкую информированность основной аудитории. Преодолеть этот барьер поможет создание профессиональной площадки, объединяющих популяризаторов игр из музеев, университетов, библиотек и домов детского творчества. Организаторы семинара надеются, что с помощью энтузиастов смогут проводить встречи специалистов и в дальнейшем, по разным городским адресам.