Мецкер Надежда

Мецкер Надежда

Общество потребления - пустота души или обычный комфорт жизни?

Буквально вчера новый айфон вышел в продажу. Сегодня он уже передо мной: мой сосед по парте тут же приобрел его. Нет, он купил его не потому, что старый телефон перестал работать, он всего лишь посчитал модель своего телефона древней и, еле успевая за модой, совершил покупку.

К сожалению, желать всего и сразу – норма в обществе массового потребления. Каждый хочет быть лучше другого. Каждый хочет доказать, что именно он достоин уважения. В иерархии потребностей Маслоу потребность в почитании и достижении успеха является отделяющей чертой: всё, что до неё – обычные физиологические нужды, желание быть в безопасности и быть окруженным любовью; всё, что после неё – развивающие духовность потребности: желание познавать всё новое, жить в гармонии и самореализовываться. Потребности человека безграничны, ему всегда чего-то не хватает. Но «познание только тогда истинно, когда оно опирается на нравственность». А чтобы стать уважаемыми, люди пользуются такими способами, как хвастовство и пускание пыли в глаза, совершенно не взирая на моральные устои. Каждый хочет доказать, что именно он лучший.

Потребитель – безвольный и слабохарактерный человек с отсутствием правильной расстановки ценностей и норм общества. Это человек, воспитанием которого неправильно занимались с детства: родители уделяли мало времени, государство занималось пропагандой, вместо по-настоящему гуманистического воспитания. Сейчас модно покупать детям бесполезные, вредные и одновременно популярные игрушки. Когда у родителей нет времени на детей, они отвлекают ребят планшетами и новыми играми. Работа-еда-дом-работа: чтобы успевать купить ребенку всё, что могут предложить полки магазинов, приходится много работать.

Аффлюэнция – болезнь современного общества. В последнее время люди стали беседовать между собой только о технике или моде. Люди перестали читать, и, несмотря на то, что невежественного, незнающего человека легко обмануть, они позволяют другим это делать. Люди так привыкли, теперь это их зона комфорта. Так жить проще и гораздо легче.

Все эти современные опасные течения могут привести к катастрофе цивилизации, предрекают писатели-фантасты. Думающего человека в обществе будущего считают белой вороной, а его действительно хорошие мысли - глупостями: «Я редко смотрю телевизионные передачи, и не бываю на автомобильных гонках, и не хожу в парки развлечений. Вот у меня и остаётся время для всяких сумасбродных мыслей». Рэй Брэдбери в своей книге «451 градус по Фаренгейту» описывает жизнь деградирующего общества, живущего в последней стадии эпохи потребления. Пожарники в романе – люди, которые не тушат пожары, а приезжают, чтобы их устроить, сжечь книги. Делают они это по одной причине: обезопасить общество от умных и опасных тем самым людей, а так же дать людям покой, потому что книги вызывают волнения и призывают к раздумьям. Большинство персонажей книги Рэя Брэдбери живут в розовых очках: «Лучше не видеть жизни такой, как она есть, закрыть на всё глаза и веселиться». Действительно, развлечение стало чуть ли не смыслом жизни современного человека. Конечно, в кино и раньше ходили, но сейчас вместо хроники, которую когда-то показывали перед фильмом, мы можем наблюдать лишь рекламу и призыв зрителя посмотреть очередной, не требующий никаких размышлений, блокбастер.

Общество потребления ждет страшный конец. В романе Рэя Брэдбери вся человеческая цивилизация погибает, выживают лишь единицы, которые смогут создать читающие общество заново, лишь люди, которые надежно хранят в своей памяти тексты книг. Человеческое общество – птица «Феникс», в нужный период занимающаяся самосожжением и возрождением. Книга была написана в 1966, еще тогда автор предсказал появление наушников-ракушек, огромных телевизионных панелей и женщин, совершенно не желающих воспитывать и иметь детей. Страшно жить в обществе, которое собственноручно уменьшает количество полноценных семей.

Фильмы и книги, бесспорно, влияют на человеческое сознание. Американская мечта - иметь всё сразу уже дошла до Российского общества. Ценности нашей страны уже перевернулись вверх дном. Изменился не только окружающий мир, но и сознание людей. Дети теперь не главное. Более того, друг к другу стали относиться почти с абсолютным безразличием и равнодушием. У людей теперь ничего не стоит за душой, сердце заснуло, его проглотил телевизор на пару с интернетом. Человеческое терпение камнем стремительно кануло вниз: туда, откуда его почти не достать. Наплевательское отношение ко всему стало обыденностью. «Мне лень», «меня это не волнует», «глупости». Эти слова я постоянно слышу от своих знакомых. Но главная проблема состоит в другом: сейчас слишком мало настоящих друзей, настоящих людей. Когда-то давно мы выиграли войну, мы были сплоченным народом, все всегда друг другу помогали. Когда-то давно мы были самой читающей страной. Когда-то давно наша газета «Аргументы и факты» выходила тиражом 33, 5 миллиона и вошла в книгу рекордов Гиннеса.

Но сейчас изменилось всё. Уже невозможно полностью выздороветь в больном и зараженном обществе, слишком тяжело бросать вызов огромного миру потребления в одиночку. Именно об этом пишет Чак Паланик в своём романе «Бойцовский клуб». Главный герой, уставший от жизни в обществе, страдая раздвоением личности, создает бойцовский клуб вместе со своим «вторым я». Главной целью клуба является возвращение истинных мужских качеств слабовольным парням, воспитанным, в основном, феминистками. Очевидна критика потребительского образа жизни в книге: «Мы одержимы внешней атрибутикой преуспевания. Убийство, преступность, голод, всё это не волнует меня. А волнуют меня знаменитости и скандалы. Телевизор, где 500 каналов. Чье имя на бирке моих трусов? Роугейн, Виагра, Олестра». Человеческие ценности перевернуты с ног на голову в современном обществе: вещи стали дороже человека, люди теперь только заводные куклы, идущие от работы до дома, и наоборот. К людям теперь относятся с безразличием, они «одноразовые». Использовать человека, высморкаться в него, а потом выбросить не составляет проблем для типичного человека нашего общества. Это привычка, созданная кем-то не так давно, но подхваченная всеми, как вирус, по цепочке. Бойцовский клуб борется с этими вирусами общества методом разрушения, уничтожая современную культуру. Когда главный герой понимает, что всё зашло слишком далеко и что, разрушая, нельзя благополучно вернуться к старому, он принимает кардинальные меры. Чтобы стереть бойцовские клубы с лица земли, ему нужно уничтожить их создателя – себя. В жизни тоже важно уметь принимать меры: избавляться от привычки прокрастинировать, покупать всё подряд и болтать ни о чем.

Но принять меры способны лишь сильные. Вспоминая Лермонтова и Пушкина, я поняла одно: даже если общество больное, даже если кругом фальшивые люди, имея внутренний стержень, целостный характер человек никогда не сможет согласиться и молчать, наблюдая за жизнью, в сторонке. Лирический герой стихотворения «Дума» обличает все человеческие отрицательные качества: «Перед опасностью позорно-малодушны, // И перед властию — презренные рабы». Несостоятельность человека, как Человека – одна из главных проблем современного общества.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Пустота души гражданина XXI века, на мой взгляд, восполнима. Нужно всего лишь выбросить из окна телевизор и дойти до ближайшей библиотеки, чтобы взять себе пару книг – двойную дозу лекарства от аффлюэнции.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль