Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

Тема: Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

На протяжении всей своей жизни человеку приходится выбирать: как поступить в той или иной жизненной ситуации. В этом вопросе каждый из нас, прежде всего, руководствуется своими нравственными убеждениями. Но зачастую выбор индивидуума отличен от общепринятых норм морали. Как же формируется мировоззрение человека и какие нравственные идеалы служат ориентиром для осуществления его выбора? Попробуем ответить на эти вопросы.

Первые уроки о том, что такое хорошо и что такое плохо ребенку дают его родители. Семейное воспитание является важным звеном в формировании личности человека.

С самого раннего детства ребенок учится разграничивать понятия о добре и зле. От его любопытных глаз не ускользает ни одна малейшая деталь. Сознание малыша крайне восприимчиво к информации, получаемой в процессе познания окружающего мира, и именно на родителях, в первую очередь, лежит ответственность за качество этой информации. Задача взрослых – не искажать ее, а доступно объяснить маленькому члену семьи правильность и неправильность его поступков. Однако родители не должны забывать, что каждое сказанное слово им необходимо доказывать своим примером. Противоречие их наствлений и поступков может привести к недоверию со стороны ребенка.

Семья, как своеобразное «маленькое общество», формирует нового человека. Она дает ему установку на определенные жизненные идеалы, которые представляют собой основу его будущей жизни.

Становясь старше, человек расширяет свой круг общения и вступает во взаимодействие с другими, более большими социальными группами. Образуются новые связи, которые существенно влияют на формирование его ценностных ориентаций.

К примеру, в школе ребенок знакомится с основныами светской морали. В этом возрасте формируются основы нравственного сознания, складываются понятия о правилах поведения в обществе, об уважении к старшим, о неприкосновенности личности и собственности. В школах также организуются различные кружки и секции, что способствует развитию положительных качеств у ребенка, его общению со сверстниками.

Но нередко случается так, что человек попадает под влияние таких общественных организаций, действия которых противоречат общепринятым нормам морали и вызывают отрицательную оценку общественного мнения. Примером таких объединений могут служить экстремистские организации. Результатом их функционирования является проведение массовых беспорядков и террористических актов.

Нам известны такие террористические акции, как «Нард-Ост», акция, проведенная террористами в Беслане, недавно совершенные терракты в Волгограде и многие другие. Жертвами таких акций становятся невинные люди. О каких моральных ценностях в таком случае мы можем говорить?

Самое страшное, что экстремистские организации крайностью и радикальностью взглядов привлекают, большей частью, молодое поколение. Несформировавшееся мировоззрение, желание выделиться из безликой толпы толкает их на совершение необдуманных поступков. Возникают такие социальные отклонения, как алкоголизм, наркомания, раелигиозный фанатизм, расовая нетерпимость, что приносит неисчислимый урон развитию человечества.

Но есть такие люди, в том числе и среди молодежи, которые руководствуются совершенно иными идеалами, направленными на сплочение и окультуривание общества. Их положительное значение можно рассмотреть на примере волонтерства.

Бескорыстная, добровольная помощь нуждающимся людям приносит пользу не только тем, кому оказывается помощь, но и самим добровольцам. В ходе волонтерской деятельности люди получают новый опыт работы, приобретают специальные навыки и знания.

В наше стране волонтерское движение развито мало, относительно зарубежных стран, но добровольческая деятельность продолжает интенсивно развиваться во многих городах. Так, об альтруизме российских граждан свидетельствуют собранные пожертвования в пользу благотворительных акций, которые были проведены «Первым каналом».

Общество со своими достоинствами и недостатками предоставляет человку множество вариаций его поведения, возможность по-своему интерпретировать общественные идевлы. На основе жизненного опыта и под влиянием определенных общественных групп и организаций человек формируется как личность, создавая свои нравственные идеалы.

Говоря о нормах морали, также нельзя упускать из виду религиозное сознание общества. Большинство населения россии – люди верующие, и религия для них является основным источником нравственных ценностей. Рассмотрим учение религии на примере христианства.

Как и во всех вероисповеданиях в христианстве главным источником ориентиров и ценностей человека является Бог. В его заветах, заповедях и священных книгах отражены главные нравственные требования и нормы, которые обязан соблюдать каждый православный человек.

Христианскую религию по праву можно назвать воплощением истинного человеколюбия и гуманности. Но, на мой взгляд, в ее вероучении есть и противоречия моральным принципам.

Примером такого исключения является притча об Аврааме. Авраам, безгранично верующий в Бога, готов по его просьбе принести в жертву своего единственного сына. Отдать любимое дитя во всесожжение во имя своего Господа, тем самым потвердив истинность своей веры, по библии считается поступком человека, достойного Небесного Царствия.

В притче ярко выражен культ личности Иисуса Христа. И если подобную ситуацию перенести на действительность, то поступок Авраама можно считать аморальным и безнравственным, охарактеризовать его как явление религиозного фанатизма.

Но несмотря на некоторые противоречия, религия обладает множеством положительных черт. Она объединяет людей, рождает в них чувство прекрасного и возвышенного, дает им веру и безграничную надежду на счастливую жизнь, пробуждая в сердцах людей любовь и доверие.

Наряду с религией значимое место в формировании общественных и личностных идеалов занимает литература. В процессе литературного развития создавались шедевры, в которых обличались общественные пороки и восхвалялись человеческие добродетели. Литература развивает в людях чувство прекрасного и определяет их духовно-нравственные ценности.

Например, литературные труды российского филолога и искусствоведа Д. С. Лихачева внесли огромный вклад в развитие русской национальной культуры. Так , в своем публицистическом произведении «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачев учит юных читателей основам нравственного поведения, прививает им любовь к Родине, наставляет беречь и уважать свою культуру, помнить и чтить свое прошлое, бережно относиться к памятникам архитектуры.

Литературные произведения формируют наше мировоззрение. Но в основе их содержания могут лежать различные нравственные идеалы.

Так например, Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал, что «нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания». Напротив, немецкий философ Ф. Ницше в своих трудах говорит о сострадании, как о слабости и пороке человека: «Слабые и неудачливые должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно еще помочь в этом».

Откуда же берутся идеалы? Человек усваивает их из общества, как исторический продукт прошлой жизни. Нравственные идеалы сопровождают человека повсюду, с помощью них он решает самые глобальные и несущественные жизненные задачи.

julia1000 | 19 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль