"Покупки" в церкви

"Покупки" в церкви

В наше время, в эпоху потребления, мы можем купить практически все — от продуктов питания до развлечений и эмоций. Все эти человеческие удовольствия настолько разнообразны, что с каждым днем начинают обретать все большую цену и представлять собой меньшую ценность одновременно. Однако проблема потребительства возникла не сегодня и не вчера — она существует уже многие века. Все дело в том, что человечество обратило на нее внимание только в момент ее обострения: результатом развития капитализма и коммерциализации стало возникновение так называемого общества потребления, характеризующегося массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Здесь не последнюю роль сыграла реклама, привившая человеку мысль о том, что, приобретенный товар - это частичка счастья, которая сделает жизнь добрей. Обратите внимание на слоган одной из фирм, занимающейся денежными переводами: «Можно ли передать любовь? Да!» Получается, что передача денег открыто приравнивается к передаче любви. А разве это одно и то же?

Сложившаяся культура потребительства влияет на отношение общества к окружающему миру, в том числе и к религии. Христианству уже более двух тысяч лет, и на протяжении своего существования изменялась и сама религия и ее восприятие обществом: в России в период царской власти религия была важной частью жизни каждого человека и государства в целом, а с приходом коммунизма беспощадно стиралась советской властью.

Невыдуманные истории

Если обратиться к Библии, то можно узнать, что Бог-отец отдал в жертву Бога-сына для искупления грехов человечества. И, если понаблюдать за тем, как люди воспринимали эту жертву на протяжении своего существования, то можно вспомнить множество моментов, когда общество видело в ней нечто должное, из-за чего складывалось потребительское отношение к религии. Одним из самых ярких примеров является продажа церковью индульгенций в средние века — отпущение грехов за деньги. Церковнослужители в буквальном смысле продавали людям некую безгрешность и чистоту души из неисчерпаемой сокровищницы «сверхдолжных добрых дел», дарованные человечеству Христом. Если перенести это явление в современность, то для нас причащение было бы чем-то вроде похода в магазин за продуктами, то есть процессом потребления. Причем ресурсы были бы неограниченны, а значит не было бы надобности ограничивать потребности. Теперь люди не могу купить себе отпущение грехов, но тем не менее не редки случаи того, как бывшие бандитские авторитеты или преступники строят храмы, пытаясь единоразово откупиться от своих грехов, или поставив раз в год свечку, люди просят бога послать им машину или квартиру. Стало любопытно узнать, что думают об этом служители церкви сейчас. Для этого я обратилась за комментарием к отцу Михаилу, настоятелю Гамовской Спасо-Преображенской церкви.

Верить или потреблять?

По словам отца Михаила, христианство — религия, которая в отличие от других, например, ислама, говорит не о том, что люди должны сделать для Бога, какую жертву ему принести, а о том, что Бог делает для людей. "Бог нас всегда примет такими, какими бы мы ни были, - говорит отец Михаил, - От нас, бывает, родители отказываются, мы бываем оскорблены, унижены — Бог с нами никогда так не поступит". Согласитесь, что религия – это некоторое мироощущение, мировоззрение, значит, она требует определенного образа жизни, включает в себя свод моральных норм, определяющих то, как должен поступать и верующий. "Мы должны приходить в церковь не только тогда, когда нам надо, но и тогда, когда Господь нас призывает", - продолжает свой рассказ отец Михаил. И я соглашусь, ведь получая, мы должны что-то отдавать. Причем это не требует от нас материальных затрат — главным объектом взаимодействия религии и человека является душа, и этот союз не должен быть односторонним. «Апостол Яков говорил: «Вера без дел мертва есть». Должны быть дела веры. Принадлежность к православию сама собой нас не спасает», - объясняет отец Михаил. Обращение к религии не должно превращаться в «посещение магазина» еще и потому, что это развивает в нас привычку получать только хороший «товар» и быть недовольными плохим, тогда как по Библии боль и препятствия, посланные нам Богом, даны нам для преодоления и обучения. В конце концов они приводят нас к необходимым выводам, и мы должны принять их, а не сетовать на Бога и его жестокость и несправедливость по отношению к нам. «Главное, чтобы вера не была потребительской», - заключает отец Михаил. А возможна ли вообще потребительская вера? Остается ли она верой, если является объектом потребления? На мой взгляд - нет.

kamm | 19 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль