Единый экзамен для всех, или Если Гимназист Эрудит

Единый экзамен для всех, или Если Гимназист Эрудит

Отбросив любимый грузовик, ребенок усердно выводит закорючки в новенькой прописи. Теперь он не карапуз из детского сада. Он первоклассник. Это раньше от него ничего не требовалось, а завтра эту пропись нужно отдавать на проверку первому учителю...

Все прелести беззаботного детства остались в прошлом, впереди одиннадцать лет усердной учёбы. Прописи сменятся на тетради, в которых день за днем классная работа будет сменяться на домашнее задание... Да, для всех они по-прежнему будут одинаковы, как и упражнения в прописях. Но кто-то из школьников будет не просто отписываться, но еще и вдумываться в то, что делает, и совершенствоваться самостоятельно.

Еще десять школьных первосентябрьских линеек - и эти ученики станут самыми старшими в школе. Не успеешь оглянуться, как грянет Единый государственный экзамен, от которого зависит их будущее. Но что за парадокс: и отличник, и двоечник вновь перед одинаковыми заданиями. Не напоминают ли вам тесты для подготовки к ЕГЭ те самые прописи? Разнообразия мало, задания идентичны... Не развитие фантазии, а сплошное письмо под копирку.

Быстрее, выше, сильнее

Олимпийские игры и Всероссийская олимпиада школьников - мероприятия во многом схожие. Азарт, адреналин, волнение, цель, сладость победы и горечь поражения... Но главное сходство кроется в другом: и олимпийцы, и олимпиадники стремятся превзойти самих себя.

Сергей Тетюхин, "волейболист эпохи" и член сборной России по волейболу, в одном из интервью после потрясающей победы над сборной Бразилии в финале олимпийского турнира произнес: "Да, соперники тоже хотят победить. Но мы эту победу заслужили той колоссальной работой, которую проделали в процессе подготовки". Многочисленные запреты медиков не помешали волейболистам приехать в олимпийский Лондон-2012 и забрать свое золото. А все потому, что быть "как все" - не для наших спортсменов.

Участие в школьных олимпиадах разного уровня - также своеобразный вызов обыденности. Обычные для подростков занятия заменяются на кропотливую работу со справочниками и решение задач. Но самое главное, появляется настоящая жажда знаний. Подобное чувство вряд ли возникнет при подготовке к ЕГЭ. На олимпиаде необходимо показать весь свой кругозор, здесь всегда есть место азарту и соревновательному духу... В сравнении с этим экзамены в конце одиннадцатого класса кажутся если не простыми, то уж точно скучноватыми.

"Однотипные задания и плоско, клишированно сформулированные темы не дают простор для творческой мысли", - такое определение содержанию КИМов даёт Кристина Пушилкина, выпускница курганской гимназии №19. Победа в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по литературе позволила девушке стать студенткой факультета международной журналистики МГИМО. С Единым госэкзаменом Кристина тоже справилась на "отлично": ее знания как по русскому языку, так и по любимой литературе были оценены на 100 баллов.

"ЕГЭ по литературе (а этот предмет традиционно считается одним из самых сложных для сдачи) показался мне сущей ерундой, - вспоминает Кристина. - Быть может, потому, что моя судьба от выпускных экзаменов кардинально не зависела. Однако факт остается фактом: с тестом я расправилась за десять минут, а в творческой части старалась, как могла, только чтобы сделать выполнение заданий хоть мало-мальски интересным".

Получается, ЕГЭ настолько примитивен, что не требует никаких стараний? Всё же Кристина так не считает: "Наплевательски относиться к сдаче ЕГЭ не стоит: слишком высока конкуренция. К примеру, на моем факультете минимальный проходной балл на бюджет – 294 (то есть по каждому предмету в среднем необходимо получить…98. И это не считая творческого конкурса). Не стоит наводить панику и вгонять себя в исступленный ужас перед экзаменами: если вы способны упорно заниматься, то бояться нечего. Лично знаю людей, которые за год поднимали предмет с нуля и получали свои 80. Но иллюзиями себя тешить тоже не стоит: терпение терпением, но в действительности мало кто способен самозабвенно работать с полной отдачей. Это и к лучшему: у вас есть возможность прорываться вперед, пока лодырничают другие!"

Не хватая звезд с неба

Конечно, состязания, подобные Всероссийской олимпиаде школьников, по плечу не каждому школьнику. В этом случае билет в желаемое будущее можно получить лишь вместе с хорошими баллами за Единый госэкзамен.

Вадим Дегтярёв, выпускник школы №35 города Кургана, на новогодние каникулы вернулся домой из Тюмени. Теперь он студент института геологии и нефтегазодобычи ТюмГНГУ. Вспоминая о начале июня этого года, Вадим морщится:

"Если честно, я даже не помню своих точных результатов. Знаю только, что меня они не устроили. Обществознание, русский язык и математику я сдал примерно на 70 баллов, а физику - около шестидесяти. Да, к счастью, я перешел порог и теперь учусь на бюджете. Только вот я свои знания оценивал несколько выше! Например, пробные экзамены по этим же предметам я писал за 80, а то и девяносто с лишним набирал".

Чем же вызвана такая разница между результатами репетиции и непосредственного самого "судного дня"? Получается, знания - не единственная необходимость на экзамене? Вадим подтверждает мои догадки:

"Не могу сказать, что задания были сложными. Напротив, перед ЕГЭ нас больше пугали, мы готовились к худшему, а всё оказалось гораздо легче. А плохо написал я по глупости. Торопился, волновался, оставлял задания на потом и забывал про них... А в последние минуты наугад тыкал, даже прочитать не было времени. Поэтому советую всем: перед экзаменом не штудируйте свои тетрадки и учебники: перед смертью, как говорится, не надышишься! Лучше просто успокойте себя и выспитесь как следует, самообладание на ЕГЭ, пожалуй, улучшит ваш результат в два раза".

Самообладание... Качество, которое однозначно присуще каждому олимпиаднику. "Не научился вовремя успокаиваться - на успех надеяться не стоит", - так сказала мне Кристина. Вадим тоже не оставался в стороне от олимпиадного движения, однако столь громких побед, как гимназистка, не добился.

"Я не придавал олимпиадам большого значения. Для меня это скорее была возможность лишний раз прогулять уроки, да еще и с пользой. Поэтому, наверное, опыт участия в олимпиадах и не помог мне на выпускном экзамене. Но я думаю, те, кто с головой уходил в изучение предмета для успешного результата на олимпиаде, справились с ЕГЭ лучше, чем я".

Что ни говори, а благодаря госэкзамену Вадим получил шанс на обучение в желанном вузе. Для него выполнение стандартных заданий, безусловно, стало ключом к успеху. И уже не столь важно, сколько баллов будет у рядом сидящего вундеркинда: они оба находятся в равных условиях. ЕГЭ становится своего рода шкалой, "умометром", на котором каждый может измерить уровень своих знаний. Лишь собственный результат и практически никакого соперничества. Но не изменяется ли этот плюс экзамена на минус?

Посредственность - это...

Конечно, усложнить задания экзамена до олимпиадного уровня не предлагает даже самый успешный эрудит. Ведь на олимпиаде школьников порой встречаются такие головоломки, которые не по силам даже многим квалифицированным педагогам. "Стандартный" же выпускник, вскрывая пакет с экзаменационными заданиями, знает, что примерно ожидает его под каждой буквой А или В, а значит, вероятность, что душа уйдет в пятки, достаточно мала. А для того чтобы этого не случилось и вовсе, остается лишь набивать руку день ото дня.

Вера Сергеевна Котикова, учитель русского языка и литературы гимназии №19 города Кургана, особой сложности в ЕГЭ не видит. Именно она на протяжении нескольких лет занималась подготовкой уже знакомой нам Кристины Пушилкиной к олимпиаде школьников по литературе. И теперь уверена: современный выпускной экзамен - совсем не тот страшный зверь, которого нужно бояться:

"Нельзя видеть только отрицательные стороны ЕГЭ. Когда дети из провинциальных городков поступают в МГУ и СПбГУ, причём и во время обучения занимают первые места в рейтинге студентов, я радуюсь и понимаю, что это и есть равные права на образование, а ЕГЭ становится трамплином к успеху. Кроме того, внешняя проверка знаний не позволит бездельнику и прогульщику получить аттестат, пристроиться в элитный вуз, так как есть тот порог, который нужно перейти всем - а для этого приложить усилия, не рассчитывая на лояльность школьных учителей на экзамене и связи родителей.

Но... Если оценивая сочинение, мы ставим "тройку" за четыре ошибки, то при переводе в баллы по шкале ЕГЭ получаем 90 - очень высокий и не так часто получаемый балл, открывающий перспективы получения высшего образования в престижном университете. Кому? Троечнику. Выходит, между "порогом", разделяющим удовлетворительный и неудовлетворительный результаты, и заветным проходным баллом выстраивается целая когорта троечников. А потом мы удивляемся, откуда у нас посредственные врачи, учителя, строители, инженеры, откуда эта неразвитость интеллектуальная и нравственная. Развитие не перевести в баллы, творчество не приемлет штампов, свободный полет мысли оказывается не востребованным. Жаль".

Как мне кажется, "тест на посредственность" может пройти каждый из нас. Ведь человек в любом случае достигает общего, заурядного уровня. Следовательно, ЕГЭ по силам даже стабильному троечнику. Только вот стоит ли заключать свой интеллект в рамки и старательно, как первоклассник в прописи, выполнять изо дня в день однотипные задания? По мне, так в каждом деле нужно "дойти до самой сути", о чем мечтал когда-то Борис Пастернак. Стремиться к этой сути и не забывать, что предела совершенству не существует, и сфера образования (а также и самообразования) - не исключение.

goroshek | 31 января 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль