Можно ли ограничить неограничиваемое?

Можно ли ограничить неограничиваемое?

Первое сентября 2012 года стал не только Днем знаний для миллионов учеников и учениц. Именно в этот день школьники получили подарок в виде закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Этот документ устанавливает возрастные ограничения на информацию, которая может навредить развитию детей. Казалось бы, родители могут с облегчением вздохнуть и больше не переживать за то, что их ребенок может узнать что-то такое, чего ему знать рано или вовсе необязательно. Однако так ли это на самом деле?

Итак, закон есть. Но есть ли эффект? Представьте себе картину. Маленький мальчик, предположим, лет десяти, усаживается на мягкий диван и включает телевизор. "Там же скоро фильм крутой начнется! Погони, стрелялки, бам-бух!" - думает ребенок. Но тут - внимание! - он видит ужасающее ограничение "16+". Тут же его бросает в дрожь, холодный пот льется градом, сердце бешено стучит. Хватаясь за пульт, он поспешно переключает канал и начинает смотреть передачу о скрипках Страдивари с мыслью "фух, пронесло". Абсурд. Скорее всего, это ограничение даже подогреет его интерес. Запретный плод сладок, а в этом возрасте эта поговорка еще более точна. Все дети любопытны, и они не знают ограничений и маркировок.А некоторые ограничения, на мой взгляд, абсурдны. Кулинарную книгу можно изучать с шестилетнего возраста - что, маленьких детей может развратить изображение голой курицы? Не уверена.

Узнав о законе, я не отнеслась к нему серьезно. Я считала, что кинотеатры не захотят лишиться своего основного зрителя – подростка. Но уже первого сентября меня и моих друзей не пустили на фильм «Эволюция Борна», который имеет ограничение «18+». Но мир не без добрых людей, билеты нам купили совершеннолетние посетители кинотеатра. А контролер у зала даже внимания не обратил, что за люди подают ему билет. С тех пор примерно раз в два месяца так начинается мое посещение кинотеатра.

Если отбросить эмоции, эффективность такого закона все же под вопросом. Развитие ребенка - это, прежде всего, задача его родителей, а потом уже государства. С раннего возраста ребенок, сам того не осознавая, чувствует уровень культуры и интеллигентности своей семьи. И никакие огромные цифры в углу экрана или страницы не помогут, если родители лично не заботятся о том, какую информацию воспринимает их чадо. Поток негативной информации преимущественно идет не с экрана телевизора или страниц газеты, а из дома, школы, двора. Стоит не запрещать какие-то программы, фильмы или книги, а создавать новые - добрые и светлые. Пусть именно на них учится жизни подрастающее поколение.

Безусловно, информацию должно контролировать и государство. Но не таким образом, как это делается сейчас. Ограничения на фильмы и сериалы должен осуществлять специальная организация, к примеру, выше упомянутая МРАА. Эта ассоциация самых крупных прокатчиков США, и именно она занимается возрастными ограничениями. "У них" все разумно, есть список особых сцен, присутствие которых устанавливает тот или иной рейтинг. У нас же такой организации нет. Да и вообще, с исполнением этого закона возникает много проблем. Отсутствует четкий механизм реализации многих его статей, чтобы оценить его эффективность по этим пунктам.

Едва об этом законе объявили - и тут же поднялась волна народного негодования. Интернет активно обсуждал слухи о том, что старый добрый мультфильм "Ну, погоди!" обзаведется ограничением "18+" из-за того, что в нем содержатся сцены насилия, курения и распития спиртных напитков. К счастью, слухи остались лишь слухами. Но если задуматься, то во многих произведениях времен СССР можно усмотреть то, за что на них можно наклеить жесткий штамп ограничения - фильм "Анна Каренина", сериал "Семнадцать мгновений весны", мультфильм "Падал прошлогодний снег" и многие другие. Прежде чем приводить закон в действие, стоило создать список произведений искусства, имеющих особую историческую или культурную ценность. И тогда наши шедевры спокойно могли бы и дальше радовать зрителей.

Мир информации огромен. И дети, попадая в этот мир, могут пойти совсем не по той дороге. Задача и государства, и родителей, и СМИ – не допустить этого. И если они объединятся, то вместе придут к цели. А цель у них одна: чтобы ребенок вырос умным, образованным и неиспорченным человеком.

olgazh | 10 февраля 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль