Кем быть? Чего не миновать? или Что мы оставим потмкам?

Кем быть? Чего не миновать? или Что мы оставим потмкам?

Ещё наши предки-язычники сравнивали жизнь человека с деревом. Ведь дерево из семечка превращается в нежный росток, потом в хлёсткую и гибкую поросль. А вот дальнейшая его судьба зависит уже от многих факторов: в первую очередь от окружающей среды и собственной жизненной силы дерева: либо грозы и ветры сломят его, а солнце иссушит, либо дерево выстоит, и сама гроза, само солнце будут подвластны ему.

Так и человек.

Нашим народам предки оставили благодатную почву для дальнейшего развития и роста. У нас богатейший и 2-ой в мире по сложности язык! На этом языке создана величайшая в мире художественная литература! У нас огромное количество прославившихся на весь мир деятелей науки и искусства! У нас богатейшая природа и сильнейшая неразрывная связь с этой природой!

И так было всегда. Стирались границы, обновлялись названия, менялась история Руси… Но через века проходила тонкая нить, связывающая человека с его Родиной.

И вот эта ниточка привела к нашему времени, в новую эпоху компьютерных кодеков – единиц и нулей. Но представим, что эта ниточка протянулась немного, хотя бы лет на двадцать, вперёд. Что бы мы увидели тогда, оглянувшись сквозь призму прошлого на двадцать лет назад?

Наверное, первое, что бросилось бы нам в глаза – это наш язык. Какие-то странные слова – не то жаргон, не то ругательства… и попадаются они всё чаще. Но это ещё полбеды. А сама беда заключается в том, что эти слова утрачивают смысл. Их произносят только для того, чтобы заполнить паузы, и всё чаще неосознанно. За таким потоком слов, искусственно лишённых смысла, зачастую даже теряется смысл всей речи.

Возникает резонный вопрос: если слова лишены смысла искусственно, то кто в этом виноват?

За ответом ходить далеко не придётся, достаточно начать переписку в социальных сетях. Вся проблема в том, что скорость звука гораздо выше скорости ударов пальцами по клавиатуре. За одно и то же время двумя этими способами можно передать различное количество информации, поэтому при переписке в чате часто используют всевозможные сокращения, печатают лишние или неправильные буквы, эмоции заменяют смайликами… А у читающего в подсознании откладывается именно такая форма написания. И ни дай бог читающий – ребёнок! Ведь, по заключениям психологов, дети в возрасте от 3 до 12 лет обладают фотографической памятью, которой пользуются впоследствии всю жизнь. А если ребёнок с малых лет привык читать слова неправильно, откуда взяться грамотности?

Эта и другие напасти буквально атакуют наш язык. Самое время задуматься: то ли мы хотим оставить потомкам?

Стоит только так подумать, как можно увидеть на глазах развёртывающуюся контратаку наших молодых ценителей слова.

В последние годы в России и Беларуси среди молодёжи распространилось «грамотное» движение. Его представители не просто громогласно призывают блюсти чистоту языка, но и сами стараются служить примером грамотного, а значит культурного и надёжного человека, ведь, как сказал Паустовский, «…по отношению каждого человека к языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности»...

В самом деле, невозможно представить себе политиков, журналистов, писателей без умения ярко, красиво и убедительно излагать свои мысли, пользуясь всеми неистощимыми богатствами языка.

Однако с нашей двадцатилетней призмы времени невозможно не заметить, что идёт множество нареканий на современную литературу. Говорят, что после подъёма литературы в ХХ веке произошёл её резкий спад в ХХІ.

Но разве не то же самое говорили в начале ХХ века про писателей-модернистов? Их самих называли декадентами, а их литературу – упаднической. Но прошло всего 30 лет, и они – великие писатели и поэты, открывшие новые литературные течения.

Пройдёт несколько лет, и – кто знает? – как назовут современных нам Сергея Алексеева, Анну Амирамову, Александра Авдеенко, Леонида Филатова…

Все они и множество других художников слова ценны для нашего времени не столько тем, что развивают русскую литературу ХХІ века (хоть это немаловажно), сколько тем, что учат нас гораздо большему, чем сухие параграфы учебников. Они учат нас жизни: объясняют, что такое язык, земля, солнце, человек, природа…

«Не то, что мните Вы, природа…» - говорил Тютчев.

Да, природа – это всё то живое, что находится при Роде, отце Всего. Как отец, Род каждому даёт 3 уРОКа: ар(земля), ра (солнце), род: кАРпеть, РАдоваться, помнит РОДину, РОДителей.

Сам наш язык, с сотворенья мира связанный с природой, подсказывает, чего можно ждать, например, от снега: в нём явственно слышится другое слово – нега, что означает «нежность», «покой». Правда, подходит к снегу? Или вот ещё яблоня. Слышно «лоно» - материнская грудь. А ведь и правда, с точки зрения селекции яблоня легче других деревьев прививается, всех привечает на своей груди!

И эта земля, принёсшая в дАР такой чудесный язык, такой чудесный народ, такую чудесную природу, терпит всё, что творит на ней человек! И стерпит ещё столько же, и даже ещё больше, но, возможно, пора задуматься: что же мы всё-таки оставим потомкам? И как они будут относиться к своей земле, глядя на нас? И какой пример мы должны подать тем, к кому приведёт нить, связывающая поколения? Язык или йезыг будет русским через 20 лет? Смогут ли наши дети разговаривать, а не переписываться? Какая будет литература, и чему она сможет научить наших детей?

На этот и множество других вопросов можно дать один жизнеутверждающий ответ: «Всё в наших руках!»

Вы спросите: «Почему?» Потому что все мы – деревья, мы сами определяем нашу судьбу! И никто не может помешать нам вырасти огромными и могучими, как старый дуб в Михайловском!..

karpitskaja_alina | 31 января 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль