«Олбанский йезыг» - словесность нового времени?

«Олбанский йезыг» - словесность нового времени?

Иван Сергеевич Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Как же прав Иван Сергеевич Тургенев. Я склона считать, что сейчас у России не лучшие времена. Конечно, возникает вопрос «А когда были лучшие?» Их, собственно, никогда и не было. Здесь я убеждена, что опорой действительно служит язык. Это не какая-то красивая мысль или лишь единственно доступный мне способ понимать мир вокруг – язык. Я искренне верю, что наш инструмент общения – наш помощник в жизни. И не потому, что он выполняет коммуникативную функцию (но она основная по умолчанию). Я не могу выразить, чем является родной язык для человека! Это, пожалуй, та редкая вещь, которая останется с тобой навсегда при любых обстоятельствах, и в ней ты можешь черпать нескончаемые силы и возможности трудиться дальше. Люди не в полной мере осознают свою связь с языком. Это становится рефлекторным и обычным. Но если задуматься на мгновение, понимаешь то, насколько язык громаден! Самые пафосные, высокопарные изречения о величии русского языка даже на толику не передают всей его мощи! Кажется, что это всё пустословие. Но на самом-то деле язык является самым живым и настоящим из того нематериального, что имеет каждый из нас. Я могу только биться об стену, пытаясь объяснить, каково моё отношение к русскому языку, но всё будет пустое. Но я не устану повторять, что это наше богатство, духовность и сила. Не думайте, что я рассуждаю, словно библиотекарь или музейный работник лет 60. Я не буду взывать к тому, что надо, граждане, сохранить язык Пушкина, Толстого, Чехова! Потому что язык – очень мобильная система, и мы живем не так, как жили при Пушкине, а потому говорить так не можем. Ибо язык – отражение обыденной, ежедневной жизни.

Можно долго спорить о том, язык формирует сознание или оно – язык. Очевидно, что это круговорот. Речь и её манера скажут вам о человеке всё, абсолютно всё. То, как ты организовываешь свой язык, оформляешь и подаешь его собеседнику, говорит о твоих приоритетах, отношениях ко многим вещам, характере. А лексикон и навыки изъяснения, безусловно, берутся из вне. Всё это очень тонко и, главное, точно. Так что язык даёт самую достоверную картину о мире окружающем, на мой субъективный взгляд.

Но вернёмся к вопросам более бытовым и как бы актуальным. Многие сетуют, что новое время с его смс, смайликами и блогами стремительно меняет русский язык, и даже его новые нормы, установленные специалистами, вызывают массу споров. Всё больше возникает разговоров о том, что русский язык умирает. Неужели эрратив, или так называемый «олбанский йезыг», - будущее языка, на котором говорили гиганты русского слова – Достоевский, Горький и иже с ними?

Простите, но я считаю это глупостями. Я современный человек и принадлежу как раз к той молодёжи, которой во времена бабы Таси из соседнего подъезда не было, и потому считаю, что XXI век – век Интернета и технологий, в котором важнее всего время. Это правило игры такое – кто быстрее, тот и победил. Вы можете сокрушаться о несправедливости бытия долго и безрезультатно. Я, признаться, не вижу здесь никакой несправедливости. Как раз «игра на скорость» в мире успеха и денег стала формой естественного отбора. В этом я и вижу единственную закономерность и пресловутую справедливость. Это так пошло и смешно: ругать настоящее время, присваивать ему какие-то недостатки, пороки лишь потому, что оказался неспособным жить в реальности. Время не делится на хорошее и плохое. А наши «учители» любят говорить, что Лермонтов – это хорошо, а сейчас все читают гламурные журналы, пособия о том, как выйти замуж за миллионера, и Донцову. Это, признаться, меня злит. Наше время прекрасно другим и другими авторами, которые не стали ещё классикой. Проще обвинить нравы и время в их глупости и ограниченности, чем увидеть это в себе.

Мы не имеем возможности сейчас говорить языком Фета, Бунина не потому, что мы безграмотные недоучки, которым до таких высот очень далеко, а потому, что живём мы иначе, условия другие – и посему язык классиков уже неудобен нам. Он не удовлетворяет нашим потребностям. Язык, как и любая жизненно необходимая и мобильная система, незамедлительно реагирует на процессы, происходящие вокруг, и меняется. Сегодняшние реалии требуют язык быть мобильным, кратким, точным, ёмким, удобным в использовании и быстро усваивающим терминологию из других языков. Ведь он – инструмент. Стоит ли паниковать и ожидать превращение нас в общество Эллочек- людоедок? 30 слов – быстро, ёмко и удобно, господа! Приведёт ли это к неминуемому оскудению и обеднению нашего богатого русского языка?

Я считаю, не стоит бояться за русский язык. Он многое пережил и ещё нас всех переживёт, будьте уверены. Дискуссии о судьбе нашего «великого и могучего» были всегда. Пушкин был очень обеспокоен состоянием языка и вскоре сам возродил его. А какие же дебаты были между карамзинистами и шишковистами. Первые считали, что язык должен развиваться и меняться, вторые же считали Карамзина убийцей, уродующим язык. Из всех этих «перепалок» язык вышел обновленным и готовым к новой жизни. Это естественный процесс, который неминуем.

Язык – саморегулирующаяся система. Сломить её невозможно. Если вы думаете, что какие-то жалкие интернет-недоучки способны это сделать, то не переживайте. Модернизировать языковую систему бесполезно, ибо она отвергнет несвойственное, неестественное и искусственное для неё. Идея законсервировать язык смешна, ибо он «живой, как жизнь». И это прекрасно! Можно только контролировать развитие языка: не тормозить и не привносить что-то чужеродное.

Так что я нисколько не беспокоюсь за русский язык. Он гибкая и мудрая система. Я не считаю, что «олбанский йезыг» - реальная угроза для такой громады, как наш язык. Время показало, что диалект Интернета и остался таковым и не распространился за пределы монитора. Это просто игра и забава некоторых не особо образованных интернет-пользователей.

Этот самый «олбанский йезыг» является лишь временным ответвлением уже долговременной безграмотности нашего общества. Речевая культура падает – это факт. Но это не проблема сугубо лингвистическая, а проблема общества и каждого человека в отдельности. Язык является показателем культуры. В этом-то и весь ужас. Я сейчас толкую не о непростительном написании слова «животное» через е, а «алюминий» с двумя эль. Не в этом проблема. Я тоже допускаю ошибки в словах. Дело в головах людей: они не задумываются об этом! Язык – это не набор знаков, а отражение жизни людей и их сути. Как живём, так и говорим. Беспорядок в речи – следствие беспорядка в голове. Очередных йезыговедов русский язык переживёт, а переживёт ли он безграмотность, длящеюся давно и успешно набирающею обороты?

Култаева Даша

kultaeva | 31 января 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль