Что я знаю о войне - Брестская крепость

Что я знаю о войне - Брестская крепость

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ

(после просмотра)

Брестская крепость… Эти два слова, опалённые жестокой войной, заставляют сильнее биться сердце каждого человека, когда свою память мы отсылаем к событиям сорок первого года.

Фильм под названием “Брестская крепость” был создан в содружестве двух стран—России и Белоруссии, как знак демонстрации единства двух братских народов, связанных друг с другом общей историей Великой Отечественной войны. Главный режиссёр фильма Александр Котт. Фильм вышел на большой экран в 2010 году и завоевал признание как один из лучших кинорассказов о войне. С документальной точностью он передаёт события, происходившие в первые дни обороны Брестской крепости. Но это фильм не только о войне, человеческие отношения главных героев являются очень важной его частью. Именно поэтому создаётся впечатление, что ты вместе с ними проживаешь, час за часом, минуту за минутуой первые дни войны, испытываешь всю гамму чувств от первоначального шока и паники до непримиримой решимости бороться с врагом до последнего вздоха.

В основе содержания фильма лежит повествование о трёх главных очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Михайловичем Гавриловым (актёр—Александр Коршунов), комиссаром Ефимом Моисеевичем Фоминым (актёр—Павел Деревянко) и начальником 9-й погранзаставы Андреем Митрофановичем Кижеватовым (актёр—Андрей Мерзликин). Причём всё не вымышленные имена, а настоящие герои-защитники Брестской крепости. Линией, связывающей всех участников тех событий, является история Сашки Акимова, прототипом которого в реальной жизни был пятнадцатилетний Петя Клыпа, воспитанник музыкального взвода, один из немногих выживших защитников Брестской крепости. Именно его глазами мы видим события фильма, слышим, как он рассказывает о своих чувствах, переживаниях, о том, какой видит войну наш ровесник: “Я представлял себе войну. Но я не представлял себе войну… Такую войну. Все её ждали. Но никто не ждал, что вот так… Сразу. Просто. И страшно”.

Ключевой позицией фильма является его историческая достоверность. Большой заслугой его создателей было желание не упустить ни единого реального факта из истории обороны Брестской крепости, так как композиция фильма—это поминутный рассказ о происходящем. Выбор актёров, даже выбор лиц для массовки—всё это было очень важно. И невозможно не отметить внешнее сходство исполнителей главных ролей с их реальными прототипами.

Большой находкой режиссеров является построение сюжета таким образом, что действие фильма постоянно перемещается из одной части крепости в другую. Зрителю понятно, что её защитники не имеют возможности даже связаться друг с другом, но всё равно в каждом бастионе, в каждой казарме присутствует один и тот же эмоциональный фон: высокий дух патриотизма, несгибаемая воля и вера в своих товарищей: “Товарищи, бойцы. Немцы предлагают нам сдаться, они предлагают нам трусливую жизнь в плену, они ошибаются, мы бойцы Красной Армии и будем защищать нашу Родину до последней капли крови. Другого выхода у нас нет!”

В фильме много моментов, заслуживающих внимания и осмысления. Одной из сюжетных линий фильма является нежное чувство Сашки Акимова и Ани Кижеватовой на фоне страшных событий войны. На протяжении всего повествования Саша ищет Аню, заботится о ней, старается уберечь и защитить. Но приказ, чувство долга заставляют его оставить девочку. В мальчишке происходит внутренняя борьба, но он понимает, насколько важен сейчас каждый человек, способный держать оружие в руках, и делает всё возможное, чтобы помочь своим старшим товарищам в обороне крепости.

В крепости помимо военных было много гражданских людей и не все смогли скрыть свой страх, панику и тот ужас, который охватил их. Молодая пара, киномеханик Колька (актёр—Максим Костромыкин) и продавщица Соня (актриса—Анна Цуканова), были ошеломлены и оглушены происходящим. Их разум отказывался понимать, что они захвачены врагом. И поначалу ими руководила толко одна мысль—спастись, спастись любой ценой. Но важнее оказалось—не потерять друг друга. Когда Коля узнал, что Соня погибла, в нём проснулись ненависть и желание отомстить за любимую девушку. Взорвав гранату, он погиб сам и унёс с собой жизнь немецкого генерала.

… Семья Почерниковых, Ваня (актёр—Евгений Цыганов) и Шура (актриса—Татьяна Камина), закрепилась в отдельном доме, не сумев прорваться в расположение своей части. Их дети погибли в первые часы нападения. Они отстреливались до тех пор, пока не осталось два последних патрона. Тогда они вместе приняли решение уйти из жизни, чтобы не сдаваться в плен. “Без тебя и детей я жить не хочу!” —сказала Шура мужу. И он выстрелил сначала в неё, а потом в себя.

Лично на меня наиболее сильное впечатление произвела сцена, в которой комиссар Фомин выходит со своими бойцами навстречу врагу, где среди солдат генерал Фон Шлиппер пытается найти комиссара. И тогда Фомин гордо и смело заявляет: “Я—комиссар… Коммунист, еврей”. Он осознаёт, что своим признанием подписывает себе смертный приговор, так как фашисты с особой ненавистью расправляются с коммунистами и евреями. Но Фомин предпочитает быть расстрелянным, чем склонить голову перед фашистом и попасть в плен. Это свидетельствует об истинном духе патриотизма и верности Родине в душе советского человека в минуты смертельной опасности.

Главная идея картины лучше всего сформулирована в надписи, обнаруженной на стене одного из казематов:

“Я УМИРАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ! ПРОЩАЙ, РОДИНА!”

Эта фраза является лейтмотивом всего фильма. Картина “Брестская крепость” заставляет вникнуть в психологию людей того времени и задать себе может быть главный вопрос: а вот если бы мы, нынешние, оказались там, как бы мы себя повели? Ведь мы, на первый взгляд совершенно другие люди: во многом слабые, привыкшие к комфорту, порой и неуверенные в своей правоте. И вот я думаю: неужели бы мы, наше поколение, не справились бы?

Я думаю, что этот фильм—не только желание почтить память героев и мучеников этой войны, а ещё и попытка доказать себе и окружающим, что и мы достойны, что и мы причастны к жертвам и подвигу героев Великой Отечественной войны. И напрасно нам говорят, что мы другой уже народ, с иными ценностями, с другой этикой, с другой психологией… Мы подсознательно стремимся туда—в крепость, на подмогу своим…

Анастасия Полякова

stasya13 | 15 января 2012

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль