"Что я знаю о войне?"

"Что я знаю о войне?"

Никто из вас не знает, что такое война.

Вы думаете, это — скакать верхом на красавце коне,

улыбаться девушкам, которые будут бросать вам цветы,

и возвратиться домой героем. Так это совсем не то.

Да, сэр! Это — ходить не жравши, спать на сырой земле

и болеть лихорадкой и воспалением легких.

Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром»

Война – это самое страшное слово, совмещающее в себе боль, страх, надежду, страдания, горечь утраты… Война – это то, чего мы должны бояться. Это то, о чем мы должны помнить. Но, к сожалению, наше поколение не так уж и много знает о войнах или даже не пытается узнать. Нас, не нюхавших пороха, тщательно оберегают от описания истинных событий, происходивших на поле боя, а военные фильмы не могут полностью передать жестокость и бессмысленность войны.

В истории есть множество примеров той несправедливости, той разрухи, того упадка – не только экономического, но и нравственного, - которые несет в себе война – оплот жестокости и страха, предоставляющий людям возможность совершать преступления безнаказанно, позволяющий темной половине души затмить светлую.

Война несет с собой смерть. Те, кто раньше и мухи бы не обидел, убивают без зазрения совести, ведь делают они это во благо, истребляя врагов, и им не важно, что враги эти такие же люди, желающие жить, надеющиеся на лучшее, любящие кого-то. Совсем не важно, что этих «врагов» дома, на родине, которая, возможно, станет полем боя, ждет семья. Совсем не важно, что бомбы рушат исторические памятники, стирают с лица земли города. Совсем не важно, что гибнут невинные люди. Совсем не важно, что гибнут не те, в чьи головы пришли захватнические или реваншистские идеи, что каждый солдат всего лишь пешка, в игре Королей, всего лишь пушечное мясо, которое должно проложить путь к победе, обеспечить защиту тех, кому эта война выгодна, ибо, как сказал Клаузевиц, известный военный писатель, «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами».

Люди, гибнущие в сражениях, даже не знакомы друг с другом, у них нет повода ненавидеть, они не имеют друг к другу претензий, но, однако, им приходится убивать, потому что каждый из них враг, каждый из них обязан убить, потому что если этого не сделает один, то другой нажмет на курок. Для этого не нужно искать причин. Так велело государство. Так велит долг, навязанный пропагандой и обстоятельствами. Так велит сердце и разум. Но «война есть убийство. И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире», - так сказал Лев Николаевич Толстой и был прав, ибо ничто не может оправдать уничтожение, разруху и смерть насильственную.

Если мы вспомним, сколько жизней отняла вторая мировая война, если вспомним ее последствия и результат, если вспомним последствия других, менее масштабных, войн, то поймем, что ни одна благая цель не стоит таких жертв. Каждый конфликт возникает лишь из-за неумения слушать и нежелания выслушать. Каждая война начинается из-за того, что кто-то просто не захотел искать компромисс. Каждая война начинается из-за того, что кому-то она выгодна. Эрнест Хемингуэй в очерке «Крылья Африки» правильно подметил, что «любить войну могут только спекулянты, генералы, штабные и проститутки. Им в военное время жилось как никогда, и нажиться они тоже сумели как никогда». Да и некоторые государства обогащались на войне. Вспомнить хотя бы Америку, которая вступила в первую мировую войну лишь в апреле 1917 года. Перепродавая оружие, боеприпасы, форму и продукты питания экономически ослабленным странам, они наладили свою экономику. После заключения Компеньенского перемирия, а также, выдав кредит пораженной Германии, США не только смогли влиять на другие страны, но и разбогатеть.

Но если брать только финансовый аспект войны, мы не сможем понять, что это такое. Война, прежде всего, оказывает воздействие на людей, она меняет их, и зачастую не в лучшую сторону. Война позволяет вырваться на волю всем порокам, всей грязи, ненависти, которая копилась в душе, в подсознании, ожидая своего часа. Некоторые убивают, получая от этого удовольствие, издеваются над военнопленными, как это делали фашисты, да и не только они. В современной войне никого не волнует жизнь противника; забыт негласный закон: «военнопленных не добивают».

Но остаются и те, кто способен испытывать сострадание к своим «врагам». Взять хотя бы немецкого офицера Вильгельма Хозенфельда, который спас от смерти известного польского музыканта Владислава Шпильмана. Немец, который должен был ненавидеть каждого, кто не принадлежал к арийской расе и уж тем более евреев, спас незнакомого человека, пианиста, который был обречен на смерть. Но таких было мало, а те, кто были, молчали, автоматически становясь соучастниками всех преступлений. Мало было и недовольных целями этой войны. Большинство шло в бой, не задумываясь, как крысы под звуки дудочки Гаммельнского крысолова, даже не пытаясь сопротивляться, не пытаясь противостоять.

Когда идет война нельзя быть уверенным в завтрашнем дне. Неизвестно — попадет ли вражеская бомба в соседний дом или же в тот, в котором живешь ты. Неизвестно — заденет тебя завтра вражеская пуля или же найдет свою цель в сердце твоего фронтового товарища, с которым ты сегодня сидишь в окопе и куришь табак, украденный из кармана мертвого врага. Неизвестность пугает. К ней невозможно привыкнуть.

Многие считают, что война — это время подвигов и геройств. Это не совсем так. Война — время трусости и самоотверженности, страха и отваги. Война – голод, грязь, вши и усталость. Война – «это — ходить не жравши, спать на сырой земле и болеть лихорадкой и воспалением легких». И не дай Бог нашему поколению испытать то, что испытали наши деды и прадеды, пройти то, что прошли они.

innasigbert | 21 декабря 2011

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль