ГАВРА Дмитрий Петрович

ГАВРА Дмитрий Петрович
ГАВРА Дмитрий Петрович

Заведующий кафедрой, профессор, доктор социологических наук
d.gavra@spbu.ru

Публикационная активность в системе Pure

Лауреат Премии Правительства РФ в области печатных СМИ за 2008 год.

Победитель международного конкурса в области имиджелогии «Имидж-директория» (Лучший проект года) (2009 г.).

Лауреат Уральского конкурса в области связей с общественностью «Белое крыло» (2009).

Финалист конкурса IPRA-Proba Golden World Awards (Лучшая PR-кампания в Интернете) (2009).

Дата рождения 25.08.1956

Место работы и должность

заведующий кафедрой связей с общественностью факультета журналистики,

координатор Инновационного образовательного проекта "Деловая журналистика и бизнес коммуникация" Национального проекта "Образование"(2006-2009).

руководитель магистерской программы «Связи с общественностью»;

руководитель магистерской программы «Кризисная коммуникация и экстремальная журналистика»;

руководитель исследовательского проекта «Внешний имидж государства в глобальном информационном пространстве»;

руководитель экспертной группы Комиссии по социальным вопросам законодательного собрания Санкт-Петербурга (1996–2007);

партнер Международного института исследований СМИ Media Tenor International (Лугано, Швейцария) (2005-2006);

координатор международного образовательного проекта в области бизнес-коммуникации с Высшей коммерческой школой Парижа, Франция (2008-2010);

координатор российского участия в международном консорциуме университетов "Медиа, культура и коммуникация";

член Общественного совета при Избирательной комиссии Санкт-Петербурга (2002-2008).

руководитель экспертного совета Балтийского губернаторского клуба.

в 2009 году получил Премию Правительства РФ в области печатных СМИ за подготовку высококвалифицированных кадров для средств массовой информации и разработку типологической модели современных российских СМИ.

Научная степень, научное звание

Доктор социологических наук по специальности 22.00.06 – социология управления – 1996.

Профессор по кафедре прикладной и отраслевой социологии – 2000.

Старший научный сотрудник по специальности 22.00.03 – экономическая социология – 1992

Кандидат экономических наук по специальности 08.00.05 – экономика, планирование и организация управления народным хозяйством – 1986.

Образование

1990 – прикладная социология, Ленинградский государственный университет, социолог.

1978 – Ленинградский политехнический институт, инженер-физик.

1985 – аспирантура Института социально-экономических проблем по специальности 08.00.05 – планирование и организация управления народным хозяйством;

2006 – программа подготовки консультантов в области бизнес-коммуникаций «Кинг-колледж», Канада.

Область научных и профессиональных интересов

Связи с общественностью, бизнес-консалтинг, бизнес-коммуникации, коммуникативные технологии, имиджмейкинг крупных корпораций, политический и государственный PR, теория коммуникации, социология политики, политические коммуникации, политические технологии, социология общественного мнения, социальная политика и социальная защита.

Общее количество научных публикаций – свыше 200.

Монографии

Новые идеи в теории и практике коммуникации. (Коллективная монография) 2009.

Основы теории коммуникации. СПб., 2005.

Связи с общественностью в современной России: развитие нового рынка. (в соавторстве с Шишкиной М.А.). СПб., 2004.

PR-кампании: методология и технология. СПб., 2004. (В соавторстве).

Российский журналист в контексте перемен. Хельсинки, 2004. (Научный редактор).

Политический имидж: секреты манипулирования массовым сознанием. СПб, 2000. (В соавторстве, научный редактор).

Очерки социологии предпринимательства. СПб., 1999. (Научный редактор, автор главы).

Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.

Формирование общественного мнения: ценностный аспект. СПб., 1994.

Социальное партнерство: некоторые вопросы теории. СПб., 1994 (в соавторстве).

Общественное мнение населения крупного города. СПб., 1992 (коллективная монография).

Формирование общественного мнения населения крупного города СПб., 1996 (коллективная монография).

Компас российского предпринимательства СПб., 1991 (в соавторстве).

Научные основы формирования системы местного самоуправления. СПб., 1996 (коллективная монография).

Исследование инновационного амплуа городов. СПб., 1995 (в соавторстве).

Создание и функционирование биржи труда молодежи и студентов в регионе. СПб., 1991 (в соавторстве).

Система непрерывного образования в регионе: проблемы и пути формирования (в соавторстве ) - Л., 1986.

и др.

Учебники и учебные пособия

Основы теории коммуникации. Гриф УМО. Учебник. СПб, 2011.

Основы теории коммуникации. Часть 1. СПб., 2005.

Основы теории коммуникации. Часть 2. СПб. 2006.

Социология. СПб., 2004. (В соавторстве).

Основы социологии и политологии. СПб., 2002. (В соавторстве).

Социология. Самара, 2002.

Социология (для юридических вузов). (В соавторстве). СПб., 2000.

Социология (для заочных отделений юридических вузов и вузов МВД) (в соавторстве). СПб,, 2000.

Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. М. 2001.

Статьи в рецензируемых научных изданиях (выборочный список)

Гавра Д. П., Быкова Е. В., Савицкая А. С., Таранова Ю. В., Шишкин Д. П. Федеральный исследовательский проект «профессиональные практики, этика и профессионализм в современном российском PR»: концепция и методология // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. Материалы международной научной конференции (22–23 ноября 2017 г.)/Отв. ред.-сост. Д. П. Гавра. СПбГУ, 2017. № 3. С. 69-75.

Gavra D., Taranova J."Innovative Creative Areas in Contemporary Urban Communications and City Marketing" //EUPRERA 2017. Public Relations and the Power of Creativity. 19th Annual Congress, London, 12th – 14th October 2017. P. 34.

Dmitrii Gavra, Svetlana Glazkova Communicative Strategies and Misunderstandings. Discourse Analysis of the Russian North Caucasus Case //ASS-CCSE - Asian Social Science (ISSN19112017-Canada-Scopus); Vol 11, No. 19, 2015.

Svetlana Pasti, Dmitry Gavra and Maria Anikina New news media in Russia: What is new? African Journalism Studies Volume 36 | Issue 3 | 2015 Print ISSN 2374-3670 | Online 2374-3689. P. 33-69

Гавра Д.П. Категория имиджа в современной коммуникативистике// Журнал социологии и социальной антропологии, 2013, № 4. С. 29-44. Импакт-фактор 0,408.

Гавра Д.П. Слуцкий П.А. Эволюция либеральной идеологии США и развитие коммерческих связей с общественностью / Д.П.Гавра, П.А.Слуцкий// Медиаскоп. 2013.-- № 1. Импакт-фактор 0,113.

Гавра Д.П. Шишкин Д.П. Оценка эффективности внутрикорпоративных коммуникаций// Вестник СПбГУ. Серия «Филология, востоковедение, журналистика», № 4 , 2012. Импакт-фактор 0,037.

Гавра Д.П. Таранова Ю.В. Исследование специфики формирования имиджа региона в сетевых СМИ в информационном обществе // Вестник СПбГУ Сер. 9. 2010 Вып. 3. Стр. 224-230. Импакт-фактор 0,037.

Гавра Д.П. Шишкин Д.П. Савицкая А.С. Внешний имидж государства в медиапространстве// Вестник СПбГУ, 2011, Сер. 9. Вып. 3. Импакт-фактор 0,037.

Гавра Д.П. Задорин И.В. Соколов Н.В. Нужен ли хорошему социологу внешний аудит качества? Результаты эксперимента по проведению независимой экспертизы исследовательского проекта.// Телескоп. Журнал социологических и маркетинговых исследований. 2011. № 4. Импакт-фактор 0,139

Основные исследовательские и консалтинговые проекты

1983-1988 – проект "Раздел "Подготовка кадров и образование" Региональной комплексной программы НТП Ленинграда и Ленинградской области на период 1990-2005 гг."

1987 – проект "Молодые специалисты ленинградской промышленности".

1988 – проект "Школа:время реформ”.

1990 - проект “Ваши материальные интересы” (Программа прессовых опросов населения Ленинграда W=4000).

1991-1996 – проект “Политика, рынок и мы” (Программа опросов работников сферы материального производства Санкт-Петербурга ( 2 опроса в год, W=1000).

1994-1995 – программа опросов населения Санкт-Петербурга “Формирование общественного мнения: ценностное измерение”.

1996 – проект “Атомные страхи. Чернобыль: 10 лет спустя”.

1993-1996 - серии предвыборных мониторингов общественного мнения.

1988-1988 - проект "Разработка системы социальных нормативов НПО "Арсенал (г. Ленинград)".

1990 – проект "Концепция социально-экономического развития Запорожской области Украины".

1990-1991 – проект "Разработка и внедрение концепции создания бирж труда молодежи и студентов в регионах СССР".

1992-1993 – проект "Разработка концепции социально-экономического развития Онежского района Архангельской области РФ".

1992-1994 – проект "Разработка Концепции социального развития Сестрорецкого района Санкт-Петербурга".

1997 – проект "Разработка концепции развития социальной сферы г. Новгорода".

1997-1998 – проект "Качество жизни населения Санкт-Петербурга".

1997-1998 – проект "Разработка концепции и механизма адресной социальной помощи для Санкт-Петербурга".

1997-1998 – координация разработки раздела "Социальная сфера" Стратегического плана Санкт-Петербурга.

1998 – проект "Разработка механизма социального заказа для органов государственной власти Санкт-Петербурга".

1997-2001 – проект "Санкт-Петербургский омнибус" (серия опросов населения Санкт-Петербурга по программе "Социально-политическая ситуация и качество жизни в Санкт-Петербурге".

1998 – грант РГНФ "Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия".

2000 – грант правительства Санкт-Петербурга "Социально-психологические особенности состояния массового сознания и восприятия СМИ населением Санкт-Петербурга".

2001 – грант правительства Санкт-Петербурга "Доверие, толерантность и социальное партнерство в Санкт-Петербургском сообществе".

2001 – грант Совета Европы "Putting hard of hearing people on the map of Europe".

2001-2003 – проект "Барометр мнений лидеров Санкт-Петербурга" (серия опросов элиты Санкт-Петербурга".

2003 – проект "Барометр мнений элиты Ленинградской области".

2003-2004 – грант правительства Санкт-Петербурга "Социальное здоровье и социальное благополучие пожилого населения Санкт-Петербурга".

2002-2004 – проект РАСО "Состояние и перспективы развития PR-рынка в современной России";

2004 – проект "Социальная обстановка в Саратовской области".

2004 – грант Правительства Ленинградской области "Информационная политика и распространение массовой информации в Ленинградской области".

2005 – консалтинговый проект «Брендинг компании Северо-Западный телеком»;

2005-2006 – совместный проект с Университетом Тампере (Финляндия) "Российский журналист в эпоху перемен".

2005-2006 – грант Правительства Ленинградской области "Социальное здоровье и социальное благополучие пожилого населения Ленинградской области".

2005-н.в. – научный руководитель образовательного проекта в области бизнес-коммуникации совместно с Высшей Коммерческой школой Парижа (NEGOCIA).

2005-2006 – консалтинговый проект «Медиа-имидж АФК «Система».

2005-2006 – консалтинговый проект «Антикризисные коммуникации для корпорации ТВЭЛ;

2005-2006 – PR-проект "Всероссийский саммит «Тепло России»";

2005-2006 – PR-проект «Ребрендинг корпорации ТВЭЛ»;

2006 – проект «Коммуникативные практики молодежи в Санкт-Петербурге»;

2006– консалтинговый проект «Создание бренда элитной застройки района «Озерки» (компания «Аксиома»);

2007 – грант Правительства Санкт-Петербурга «Язык толерантности в современных СМИ»

2007 – Грант Евросоюза «Медиа, культура и коммуникация»;

2007 – Консалтинговый проект «Медиа имидж проекта «Охта-Центр» компании «ГАЗПРОМНЕФТЬ»;

2007 – Консалтинговый проект «Технологии противодействия информационным войнам и «черному PR» для Избирательной комиссии Хабаровского края.

2007-2008 – PR-проект «Повышение политической культуры и электоральной активности населения Санкт-Петербурга» на выборах депутатов Государственной думы РФ и Президента РФ.

1991-2008 – 34 локальных консалтинговых проекта в области менеджмента, маркетинга, публичных коммуникаций для отдельных компаний и корпораций на территории РФ.

2006-2008 – проект «Кризисные коммуникации в атомной отрасли» (Федеральное агентство по атомной энергии, Госкорпорация «РОСАТОМ»).

2008-2009 – проект «Внешний имидж государства/региона в глобальном информационном пространстве».

2009-2010 – консалтинговый проект по кризисной коммуникации для Сибирского химического комбината Атомэнергопрома;

2009-2010 гг. – консалтинговый проект для компании Nobel Biocare Russia.

2010-2011 гг. – консалтинговый проект для компании «Nikolaev E-consulting».

Основные вехи профессиональной деятельности:

1980-1989 – старший лаборант, младший, старший научный сотрудник, руководитель группы социально-экономических проблем образования и подготовки кадров Института социально-экономических проблем АН СССР;

1989-1990 – инструктор Ленинградского горкома КПСС;

1986 г. – защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

1990-1995 г.г. – заместитель руководителя Санкт-Петербургского научного центра изучения ИСЭП РАН, заместитель заведующего отделом ИСЭП РАН.

1995 – присвоено ученое звание "старший научный сотрудник" по специальности "22.00.03. - экономическая социология и социология труда".

1995 – защищена диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук на тему "Общественное мнение в системе социального управления".

1995-1999 – руководитель Центра социологических исследований факультета социологии СПбГУ;

С 1997 – профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии факультета социологии СПбГУ;

С 2000 – профессор кафедры зарубежной журналистики факультета журналистики СПбГУ;

1997-2005 – профессор кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского университета МВД России.

2001 – присвоено ученое звание профессора по кафедре прикладной и отраслевой социологии.

2001-2010 – заведующий кафедрой теории коммуникации СПбГУ.

С июля 2010 г. – заведующий кафедрой связей с общественностью факультета журналистики СПбГУ.

    

Международный опыт

1993 – приглашенный профессор Washington & Jefferson college, Washington. США.

1996, 1988 – приглашенный профессор Датского Культурного института (Копенгаген, Дания).

1996, 1998, 1999, 2000 – приглашенный исследователь Университет Билефельда, ФРГ.

2000-2001 – эксперт Шведского агентства международного развития (SIDA), Швеция.

2001 г. – приглашенный эксперт-консультант программы Совета Европы (Страсбург).

2005-2007 – партнер Международного института исследований СМИ Media Tenor International (Лугано, Швейцария);

2005-2009 – координатор взаимодействия в области бизнес-коммуникации с Высшей коммерческой школой Парижа, Франция;

2005 – н.вр. координатор российского участия в международном консорциуме университетов "Медиа, культура и коммуникация";

2007 – приглашенный профессор Университета Флоренции, Италия.

2008 – приглашенный профессор Университета Касселя, ФРГ.

Научно-организационная деятельность

Заместитель председателя диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора наук (политические науки, филологические науки), СПбГУ.

Член диссертационных советов по присуждению ученой степени доктора социологических, педагогических, психологических наук в СПбГУ, СПбГПУ.

Член редколлегии "Журнала социологии и социальной антропологии".

Член редколлегии "International Journal of Social Welfare" (Стокгольм).

1993-1996 – Президент Национального института внутриполитических исследований.

1995-2002 – руководитель Экспертной группы Комиссии по социальным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

1997-2002 – координатор-консультант раздела "Формирование устойчивой социальной среды" Стратегического плана Санкт-Петербурга.

2000-2003 – член экспертного совета при Комитете по печати и связям с общественностью правительства Санкт-Петербурга.

2006-н.вр. – Председатель Государственной аттестационной комиссии по специальности "Связи с общественностью" в Инженерно-экономическом университете; Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, Ухтинском государственном техническом университете.

    

Руководство диссертационными и дипломными работами

В 2000 – 2010 гг. под руководством проф. Д.П.Гавры защищено 20 кандидатских и докторских диссертаций по социологическим и политическим наукам.

В 1995 – 2010 гг. проф. Д.П.Гавра был научным руководителем свыше 45 дипломных работ и магистерских диссертаций.

Подготовленные диссертанты: 1 доктор и 19 кандидатов наук

1.    Безгодов А.В., канд. политич. н. Российский предприниматели как социально-политическая общность. СПбГУ, 1999. 22.00.05 – политическая социология.

2.    Шишкина М.А., докт. социол. н. Связи с общественностью в системе социального управления. СПбГУ, 1999. 22.00.08 – социология управления.

3.    Семенов Н.Н., канд. социол. н. Социальная динамика политической элиты субъекта Российской Федерации. СПбГУ, 2001. 22.00.04 – социальная структура, институты и процессы.

4.    Байер Ю.П., канд социол.н. Медиакоммуникативные процессы в контексте теории П. Сорокина о социокультурной динамике. (На примере современного искусства). СПбГУ, 2001. 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни.

5.    Родионова Е.В., канд социол.н.Социальные факторы политической толерантности в современном российском социуме. СПбГУ, 2003. 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

6.    Мутьева М.А., канд. социол. н. Социализация в процессах трансформации современной социальной структуры: биографическое исследование молодых интеллектуалов. СПбГУ, 2004. 22.00.04 – социальная структура, институты и процессы.

7.    Панова Е.В., канд. политич. н. Коммуникативная политика представительной власти. (На примере Законодательного собрания Санкт-Петербурга СПбГУ, 2005.10.01.10 - журналистика.

8.    Шмелева Е.В., канд. социол. н. Пожилые люди в крупном городе: условия жизни и механизмы адаптации. СПбГУ, 2005. 22.00.04 – социальная структура, институты и процессы.

9.    Салбиева Л.В., канд. политич. н. Электоральные практики СМИ как фактор трансформации политических процессов в регионе (На примере Республики Северная Осетия-Алания). СПбГУ, 2006. 10.01.10 – журналистика.

10.    Силантьев К.С. канд. социол. н. Социально-структурные и ценностные детерминанты электорального поведения в современной России. СПбГУ, 2006. 22.00.04 – социальная структура, институты и процессы.

11.    Новиков А.М. канд. политич. н. Деятельность СМИ в условиях риска и кризиса: политический и творческий аспекты. СПбГУ, 2006. 10.01.10 – журналистика.

12.    Олейников С.В., канд. политич. н. СМИ в процессе системной трансформации информационного пространства Приднестровья. СПбГУ, 2006. 10.01.10 – журналистика.

13.    Злыгостева И.А., канд. политич. н. «Информационная деятельность и медиакампании правых партий России в политическом цикле 1996-2003 гг.». СПбГУ, 2006. 10.01.10 – журналистика.

14.    Спицын Г.С., канд. политич. н. Качественные печатные СМИ Республики Польша в формировании общественного мнения о современной России. СПбГУ, 2008. 10.01.10 – журналистика.

15.    Журавлева Н.Н. канд. политич. н. Информационная политика государства по продвижению национальной культуры за рубежом (на примере России и Франции). СПбГУ, 2008. 10.01.10 – журналистика.

16.    Иванова С.В., канд. социол. н. Политические факторы электорального поведения: региональный аспект (на примере Псковской области). СПбГУ, 2008. 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

17.    Могилевский О.Р., канд. социол. н. Практика опросов общественного мнения в современном обществе: методологические основания и методические принципы. СПбГУ, 2009. 22.00.01 – теория, методология и история социологии.

18.    Ипатова Н.А. Дискурсивные практики в формировании профессиональных сообществ. СПбГУ, 2009. 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни.

19.    Савицкая А.С., канд. политич. н. Межгосударственный экономический конфликт в отражении российских деловых СМИ. СПбГУ, 2009. 10.01.10 – журналистика.

20.    Таранова Ю.В., канд. политич. н. Формирование имиджа региона в условиях информационного общества (на примере Ленинградской области). СПбГУ, 2010. 10.01.10 – журналистика.

Телефон сл. 329-9460

Читаемые курсы и мастер-классы

Тренинг для топ-менеджмента организаций и компаний: взаимодействие со СМИ, телевизионное поведение и кризисные коммуникации;

Теория и практика связей с общественностью;

Политические коммуникации и политический PR;

Имиджмейкинг в политике и бизнесе.

Теория коммуникации;

PR–кампании;

Коммуникативные технологии.

Креативные технологии в PR и рекламе;

Кризисные коммуникации и кризисный PR;

Консалтинг в связях с общественностью;

Политические технологии;

Социология общественного мнения;

Методология и методика изучения общественного мнения;

Методика и техника социологических исследований;

Методика и техника политических исследований;

Общая социология;

Методика и техника проведения избирательных кампаний.

Владение иностранными языками

английский – свободно.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль