Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения

Учебное пособие. — СПб: Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, 2015

Пособие раскрывает специфику аудиовизуального произведения, выявляет ресурсы изобразительных и звуковых средств, помогает постичь законы восприятия изображения и звука и, соответственно, правила и приемы создания профессионального экранного продукта.

Пособие адресовано студентам, специализирующимся по телевизионной журналистике, режиссуре кино и телевидения и другим видам экранного творчества.

Читать

Оглавление

Введение ................................................................................................ 8

Глава 1. ТЕХНОЛОГИЯ И ЭСТЕТИКА

1.1. От кинопленки к цифровой записи .............................................. 11

1.2. Взаимодействие технологического и эстетического аспектов ......... 18

Экранное изображение: технологический и эстетический

аспекты .................................................................................. 18

Звук: технологический и эстетический аспекты ....................... 24

1.3. Новые технологии и новая экранная эстетика ............................ 26

Вопросы для самоконтроля ................................................................. 33

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

ЭКРАННОГО ИЗОБРаЖЕНИЯ

2.1. Взаимодействие информации семантического и эстетиче-

ского характера .............................................................................. 35

2.2. Роль контекста в восприятии экранного изображения ............... 39

Специфика экранного изображения ......................................... 39

Распознание объекта на экране ................................................. 41

Вопросы для самоконтроля ........................................................ 44

Глава 3. СВЕТОВОЕ И ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ

ЭКРАННОГО ПРоИЗВЕДЕНИЯ

3.1. Свет как формообразующий компонент экранного изобра-

жения .............................................................................................. 45

Свет и тень .................................................................................. 45

Некоторые способы выразительного освещения ...................... 48

Световое решение ................................................................. 52

Динамический свет ............................................................... 54

Освещение объекта и фона ................................................... 55

Свет реалистический и эмоционально-психологический .... 55

3.2. Информация, которую несет цвет ................................................. 58

Восприятие цвета в жизни и на экране ................................. 63

Эстетика и символика цвета ................................................. 70

Вопросы для самоконтроля ................................................................. 74

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКРАННОГО ПРОСТРАНСТВА

4.1. Пространство кадра ................................................................. 75

Масштаб изображения ............................................................... 75

Рамки кадра и композиция ........................................................ 82

Расширение экранного пространства ....................................... 89

Съемка с движения .................................................................... 90

Создание иллюзии глубины экранного пространства .............. 96

Линейная перспектива .............................................................. 97

Ракурс ......................................................................................... 99

Использование оптики для трансформации линейной пер-

спективы .................................................................................. 100

Использование вариообъективов ........................................... 103

Творческое использование оптических сред ........................... 106

Другие виды перспективы, создающие иллюзию глубины

пространства ........................................................................ 108

Тональная перспектива ....................................................... 108

Оптическая перспектива ..................................................... 111

Динамическая перспектива ................................................ 112

4.2. Монтаж как способ организации экранного пространства ........113

Экранное время ........................................................................ 119

Смещение пространственных и временных характеристик ... 124

Вопросы для самоконтроля ............................................................... 128

Глава 5. ЗВУКОВОЕ РЕШЕНИЕ ЭКРАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

5.1. Информация, которую несет звук .............................................. 130

5.2. Характеристики звука ................................................................ 131

5.3. Общие закономерности восприятия звука ................................ 136

Процесс распознавания звука .................................................. 141

Слуховая избирательность ...................................................... 142

Переключение слухового внимания ........................................ 142

Различение речи ....................................................................... 143

Адаптация к уровню громкости ............................................... 143

5.4. Особенности восприятия экранного звука ................................ 145

5.5. Техника звукозаписи .................................................................. 150

Работа с микрофоном ............................................................... 152

Крупность звукового плана ...................................................... 156

Запись речи .............................................................................. 157

Работа с микрофоном на натуре .............................................. 158

Запись в интерьерах ................................................................. 159

5.6. Звук как часть художественно-образной структуры экран-

ного произведения ........................................................................ 160

Речь ........................................................................................... 164

Синхроны в кино- и теледокументалистике ............................ 166

Запись синхронов при съемке скрытой камерой .................... 168

Запись звука при съемке привычной камерой ....................... 171

Шумы ........................................................................................ 172

Музыка ..................................................................................... 180

Запись хора ............................................................................... 182

Съемка под фонограмму .......................................................... 183

Музыкальный лейтмотив ......................................................... 184

Тишина ..................................................................................... 184

Вопросы для самоконтроля ............................................................... 187

Глава 6. ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО РЯДА

6.1. Изображение и звук ................................................................ 188

6.2. Монтажно-тонировочный период ......................................... 192

6.3. Технология создания звуковой партитуры ............................ 198

Музыкальное оформление ....................................................... 199

Работа с внутрикадровым и закадровым текстами ................... 202

Синхронность и асинхронность .............................................. 204

Понятие звукозрительного контрапункта ............................... 205

Совмещенная фонограмма ...................................................... 206

Перезапись ............................................................................... 207

Влияние фоновых звуков на восприятие речи ......................... 208

Вопросы для самоконтроля ............................................................... 210

Приложение. Практические советы по технологии съемки и мон-

тажа ................................................................................................. 212

Словарь терминов ............................................................................. 224

Рекомендуемая литература ............................................................... 233

Использованная литература ............................................................. 235

Виталий Федорович Познин — по профессии режиссер и оператор. Участвовал в создании более 20 документальных и научно-познавательных фильмов. Пластическому решению экранного произведения посвящены его монографии «Аудиовизуальный продукт: технология и творчество», «Экранное пространство и время: психология восприятия», а также написанные в соавторстве книги «Создание фильма на компьютере. Технология и творчество», «Основы режиссуры мультимедиа-программ» «Искусство мультимедиа» и серия статей в журналах «Вестник ВГИК», «Техника и технология кино», «Искусство в школе».

27 мая 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация