СОЛОМКИНА Татьяна Алексеевна

СОЛОМКИНА Татьяна Алексеевна
СОЛОМКИНА Татьяна Алексеевна

Доцент, кандидат искусствоведения
t.solomkina@spbu.ru

Публикационная активность в системе Pure

В 2011 году окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (СПбГАТИ,ныне РГИСИ), факультет актерского искусства и режиссуры, кафедра режиссуры телевидения. Специальность «Режиссура кино и телевидения». С 2012 по 2016 гг. – аспирантура в РГИСИ.В 2016 г. защитила кандидатскую диссертацию «Взаимодействие театра и кино в Германии первой трети ХХ века». Присуждена ученая степень кандидата искусствоведения. С 2006 по 2017 работала наканалах «100 ТВ», «ТКТ-ТВ» (корреспондент, режиссер), на студии «Мастер Видео» (режиссер), а также на киностудии «Леннаучфильм" (ассистент режиссера). С 2014 по настоящее время работает в документальном кино.

Область научных и профессиональных интересов: медиаречь, телевизионная журналистика, документальное кино, документальный театр.

Читаемые курсы: «Устная речь» (практические занятия), «Культура речевого поведения медиадеятеля», «Мастерство публичного выступления», «Стилистика», (практические занятия),«Основы режиссуры телевидения», «Основы режиссуры документального фильма», «Техника и технология электронных СМИ», «Технология аудиовизуальногопроизводства», «Техника и технология аудиовизуальных корпоративных коммуникаций», «Производство аудиовизуального продукта», «Изобразительныересурсы экрана».

Автор монографии «Взаимодействие театра и кино в немецком экспрессионизме 1910-1920-х годов» (2018).

Автор учебного пособия «История и теория неигрового кино (2020).

Соавтор учебных пособий по истории, теории и режиссуре неигрового кино.

Автор более 60 научных статей.

Список публикаций

2024

Коньков В. И. Изобразительность и образность в медийной коммуникации: историко-когнитивный аспект / В. И. Коньков, Т. А. Соломкина // Коммуникативные исследования. – 2024. – Т. 11, № 1. – С. 21-36. – DOI 10.24147/2413-6182.2024.11(1).21-36.

2023

Соломкина Т. А. Функциональный потенциал устной речи в современной медийной коммуникации // Верхневолжский филологический вестник. 2023. № 4(35). С. 57-65. DOI 10.20323/2499_9679_2023_4_35_57

2022

Соломкина Т. А. Двухголосое слово М. Бахтина в полемическом поликодовом медийном дискурсе // Журналистика в 2021 году: творчество, профессия, индустрия. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 3–5 февраля 2022 г. С. 541-542. (РИНЦ)

Соломкина Т.А. Театрализация в современной аналитической журналистике: к определению понятия // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: XII Всероссийская научно-практическая конференция, 11 февраля 2022 г. — Санкт-Петербург: СПбГУП, 2022. С. 66-67. (РИНЦ)

Соломкина Т. А. Эстетическая трансформация звучащей речи в телевизионной и сетевой журналистике // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения: сб. матер. Междунар. научн. форума (21–22 апреля 2022 г.). В 2 т. Т. 1. — СПб.: Медиапапир, 2022. С. 199-201. (РИНЦ)

Соломкина Т. А. Голос эпохи: интонационно-мелодические координаты времени // Медиалингвистика. Язык в координатах массмедиа: мат-лы VI Междунар. научн. конференции (Санкт-Петербург, 30 июня – 2 июля 2022 г.). СПб.: Медиапиар, 2022. Вып. 9. С. 339–342. (РИНЦ)

Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения. М.: Политическая энциклопедия, 2022. 607 с. (Соломкина Т.А. Кинематографические спектакли Эрвина Пискатора: «Гопля, мы живем!» Э. Толлера и «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека. С. 51-62).

Театральное искусство: учебное пособие / С.И. Мельникова, П.М.Степанова, О.В. Ванькичева и др. СПб.: СПбГИКИТ, 2022. – 187 с. (Глава 7. Немецкий театр. Экспрессионизм. С.109-124).

Теория неигрового фильма : учебное пособие / А. А. Екатерининская, А. В. Астафьева, В. Е. Васильев, Т. А. Соломкина ; Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. – СПб.: СПбГИКиТ, 2022. – 192 с. (Глава 4. Подъем советского документального кино в 1950-1960-е годы. С. 78-92).

Кино, - теле- и другие экранные искусства: учебное пособие / А. А. Артюх, Д. В. Бакиров, Е. Д. Еременко ; Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. СПб.: СПбГИКИТ, 2022. – 107 с. (Глава 2. Специфика неигрового кино. С. 56 – 72).

2021

Коньков В. И., Соломкина Т. А. Пространственно-временная локализация речи актера в речевой практике социума// Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: сб. мат. междунар. науч.- практ. конф. – М.: Фак. журн. МГУ, 2021 С. 453–454. (РИНЦ)

Соломкина, Т. А. Проблемы изучения устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному // Ценности поликультурного мира и их отражение в учебных и контрольных материалах по русскому языку как иностранному и другим иностранным языкам: по материалам заседания международного научно-педагогического круглого стола, Санкт-Петербург, 03 декабря 2021 года. СПб.: ООО "Скифия-принт", 2021. С. 52-54. (РИНЦ)

Соломкина Т.А., Твердохлебов С.Г. Романтическая концепция в современной тележурналистике // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: XI Всероссийская научно-практическая конференция, 12 февраля 2021 г. СПб.: СПбГУП, 2021. С.67-68. (РИНЦ)

Коньков В. И., Соломкина Т. А. Функционально-смысловые единицы речи; типология, исходные модели и принципы развертывания / под общей редакцией К. А. Роговой. – Санкт-Петербург: Златоуст, 2017. – 320 с. ISBN 978-5-86547-951-2 // Русистика без границ. 2021. №1. C.123-131. (рецензия) (ИНОСТР.ЖУРНАЛ, БОЛГАРИЯ)

Коньков В.И., Соломкина Т.А. Речевая структура медийной среды и место в ней сценической речи // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10 № 2 С. 302–319. (WOS CC)

Соломкина Т.А. Элементы «театрализации жизни» в творчестве телевизионного журналиста // Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения: сб. матер. Междунар. Научн. Форума (30 июня – 02 июля 2021 г.). СПб.: Медиапиар, 2021. С. 141-142. (РИНЦ)

Коньков В.И., Соломкина Т.А. Коммуникативная специфика цитирования в медийной среде в аспекте оппозиции речевая форма – речевое действие // Вестник Московского университета. Серия 10 Журналистика. – 2021 – № 5 – С. 100–115. (WOS) (SCOPUS?)

Коньков В.И., Соломкина Т.А. Коммуникативный статус профессиональной журналистской речи в русскоязычной медийной среде // Русистика. - 2021 - Т. 19 - №4. - C. 419-435. (РИНЦ)

Эстетика аудиовизуальной журналистики. (Бакалавриат). Учебное пособие. / Бережная М.А. (под общ. ред.), Познин В.Ф, Пронин А.А., Новикова А.А., Кирия И.В., Соломкина Т.А., Максим А.А., Кобелев К.А., Почкай Е.П. - Москва: КноРус, 2021. - 234 с. (3.2. Звук и изображение: смысловые доминанты телевизионного текста. С. 175-192)

2020

Соломкина Т.А. Эстетика «новой деловитости» в современном кино: «Розетта» Жана-Пьера и Люка Дарденнов // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: Х Всероссийская научно-практическая конференция, 14 февраля, 2020. С. 118-120. (РИНЦ)

Соломкина Т.А. Фильм Питера Брука без «сценического предисловия»: «Модерато кантабиле» (1960) // Университетский научный журнал. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение. 2020. № 54. С. 30-34 (ВАК)

Соломкина Т.А. Влияние невербального контекста на интонацию в аналитическом телевещании: Никита Михалков в передаче «Бесогон ТВ» // Медиа в современном мире. 59-е Петербургские чтения: сб. матер. Междунар. научн. форума (9–12 ноября 2020 г.). В 3-х т. Т. 2. — СПбГУ. 2020. С.159-160 (РИНЦ)

Коньков В.И., Соломкина Т.А. Формирование смысла драматургической речи // Верхневолжский филологический вестник. 2020. №3 (22). С. 147-155. (ВАК)

Solomkina T.A. Cinematic narrative on the expressionist stage: back to the history of the issue // Sciences of Europe. Praha. №59. Vol. 1. 2020. P. 6-8. (иностранный журнал, Чехия)

Соломкина Т.А. История и теория неигрового кино: учебное пособие / Т. А. Соломкина; Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. СПб.: СПбГИКиТ, 2020. 100 с.

Екатерининская А.А. Режиссура неигрового фильма: учебное пособие под общей редакцией А.А.Екатерининской / А.А. Екатерининская, В.Е. Васильев, К.С. Лопушанский, Т.А. Соломкина, И. Пивторацкая, Р.Ю. Померанцев, С.А. Габдрахимова – СПб.: СПбГИКиТ, 2020. – 163 с. (5.2. Особенности и специфика работы режиссера документального кино. С. 124-141).

2019

Соломкина Т.А. Применение методики речевой актерской школы в журналистском образовании // Управление человеческим ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни : сб. науч. ст. Всерос.науч.-практ. Конф. с междунар. участием, С.-Петербург, 23-25 мая 2019. СПб.: Политех-пресс, 2019. С 283-287. (РИНЦ)

Соломкина Т.А. Документальный аспект игрового кино: от «новой деловитости» к постдоку // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России. II Национальная научно-практическая конференция. Санкт-Петербург, 25 октября 2019 года. С.170-171. (РИНЦ)

2018

Соломкина Т.А. Экранная эстетика театра Германии. Эрвин Пискатор и Франк Касторф // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: VIII Всероссийская научно-практическая конференция, 16 февраля 2018 г. – СПб.: СПбГУП, 2018. С.77-78. (РИНЦ)

Соломкина Т.А. Специфика экспрессионистского актера: Конрад Файдт на сцене и на экране / Т.А. Соломкина // XIII Межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы театральной педагогики. Традиции и новации школы З.Я. Корогодского» 02 апреля 2018 года. С. 71-72.

Соломкина Т.А. Влияние немецкого экспрессионизма на кинотворчество Сергея Эйзенштейна // Материалы XVII международной научно-практической конференции Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований 29-30 октября 2018 г. North Charleston, USA. С. 1-3.

Solomkina T.A. The Actor of German Expressionism on stage and screen: Ernst Deutsch in Max Reinhardt’s play The Beggar (1917) and Karlheinz Martin’s film From Morn to Midnight (1920) // Век информации 2018. № 4. С.56-60. (РИНЦ)

Соломкина Т.А. Влияние немецкого экспрессионизма на синтез театра и кино в творчестве С.М. Эйзенштейна // Университетский научный журнал. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение. 2018. № 43. С. 91-96. (ВАК)

Соломкина Т.А. Взаимодействие театра и кино в немецком экспрессионизме 1910-1920-х годов. СПб.: Гангут, 2018. – 124 с. (монография) 5.

Соломкина Т.А. К определению экранной эстетики немецкого театра: «Гроза над Готландом» Эрвина Пискатора (1927) и «Братья Карамазовы» Франка Касторфа (2015) // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России. Материалы I Национальной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 26-27 июня 2018. СПб.: СПбГИКИТ, 2018. С. 119-122. (РИНЦ)

Часы приема

четверг    – 12:30 – 14:00

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.