Как научиться писать о Бродском, Агитпропе и шляпках ХХ века

Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций в Музее политической истории

10 апреля в Музее политической истории России прошло выездное заседание кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. В мероприятии, которое проходило в виде игрового тренинга, приняли участие студенты спецсеминаров кафедры для третьего курса дневного отделения направления «Журналистика»: «Журналистика и культура общества», «Журналистика горячих точек», «Психология взаимодействия в медиасфере».

Сначала состоялась подробная экскурсия по экспозиции «Советская эпоха: между утопией и реальностью». Руководитель игрового проекта музея К. К. Чекоданова, по договоренности с преподавателями кафедры, предложила тематическую экскурсию, рассчитанную на студентов-журналистов третьего курса. Экспозиция познакомила гостей с системой и средствами агитационно-пропагандистской деятельности, характерными для советского периода истории страны. После экскурсии студенты получили задание для профессиональной работы. Необходимо было подготовить устный медиаматериал в форме современного комментария к событиям ХХ века. Здесь пригодились журналистские знания и навыки: как использовать приемы убеждения и внушения, какие жанры более всего подходят в данном случае, как работать с документальными источниками информации.

Интерактивная игра – это проект-победитель VIII Грантового конкурса проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире», специалисты музея проводят занятия под патронатом Благотворительного фонда В. Потанина и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (на сайте музея: www.polithistory.ru/science/edu_programs/higher_school/view.php Общее название командной игры для высшей школы – «Советская эпоха: вдоль и поперек». Прошло много лет после распада Советского Союза, но его наследие – экономическое, историческое, культурное, идеологическое – не исчезло. Его изучают, о нем спорят. Каждая игра рассчитана на актуализацию знаний студентов и креативность мышления. Идейно-тематическая направленность экскурсионного обзора требовала самостоятельного осмысления материалов, и это побуждало студентов активно искать свои подходы к содержанию и форме публикации.

Поскольку студентам и преподавателям представили истории видных деятелей культуры и искусства, ставших жертвами режима, то после экскурсии журналистам надо было подготовить материал об одной из известных личностей минувшего столетия. Задание было приготовлено в закрытом конверте с текстами тех лет на заданную тему. Студенты «провели интервью» с Михаилом Булгаковым, прочитали колонку о Данииле Хармсе и подготовили новостные сообщения о Михаиле Зощенко, Анне Ахматовой, Борисе Пастернаке и Александре Солженицыне. Результаты выполнения получасового задания были вынесены на обсуждение преподавателей кафедры.

- Такая форма освоения профессии помогает, как репетиция перед спектаклем. Можно попробовать себя «в деле», когда ты уже не в учебной аудитории, но еще и не в настоящей редакции, – говорит доцент кафедры А. Н. Гришанина. – Сразу видны плюсы и минусы учебной подготовки. При выполнении задания потребовались грамотный подход к цитированию, владение устной речью, в том числе спонтанной, умение на ходу ориентироваться в режиме прямого эфира, например, быстро создавать концовку материала. А еще требуется включать в работу интеллект и полученные ранее знания.

В конце игры участников встречи ждал приятный бонус – фотосессия в головных уборах ХХ века, от красноармейской буденовки и фуражки Остапа Бендера до изящной дамской шляпки.

Текст: Мария Глинская

16 апреля 2019

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль