Аннотации секций и круглых столов
Аннотации секций и круглых столов 14-ой международной молодежной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи»
(11-13 марта 2015 года)
Периодическая печать: современная практика
и эффективность функционирования
Руководитель – профессор А. Н. Тепляшина
Цели и задачи секции связаны с обсуждением, анализом и обобщением опыта газетно-журнальной периодики. В основу секции положены доклады, посвященные различным аспектам функционирования периодической печати, позволяющие идентифицировать многие актуальные процессы, протекающие в печатных СМИ.
Круг обсуждаемых вопросов: типология и система жанров современной периодической печати; место периодической печати в социальной системе, культуре, политике; пути повышения эффективности редакционной деятельности; современные тенденции и изменения, происходящие в области периодической печати; технологии создания журналистских произведений для периодической печати; творческие приоритеты печатных СМИ.
Герои телеэкрана. Кто? Как? Почему?
Руководитель – профессор М. А. Бережная
Участникам секции предлагается обменяться профессиональными наблюдениями о том, кто населяет сегодня телевизионное «зазеркалье». Кто они – современные герои? Просто социальные типажи? Или некие медийные личности, перемещающиеся с одного канала на другой? Какие жанры и приемы использует журналистика, чтобы представить этих людей, какими они предстают перед аудиторией? И главное – почему они интересны ТВ? Каковы информационные поводы для их появления на экране? Одним словом, наша цель – понять, какой круг общения предлагает сегодня телевидение своей аудитории.
Общественные проблемы в зеркале тележурналистики (круглый стол)
Руководитель – профессор В. Ф. Познин
В центре внимания участников круглого стола - проблемы, которые интересуют и волнуют сегодня российское общество. Это резкое социальное расслоение, коррупция и злоупотребление должностным положением, межнациональные отношения, падение уровня образования, отсутствие должного контроля в сфере лекарств и качества продуктов питания, распространение наркотиков, хамство на дорогах и т.д.
Как тележурналисты пытаются повлиять на общественное мнение и на властные структуры с целью изменить ситуацию и решить наиболее острые проблемы? Какова эффективность их телевизионных репортажей и фильмов на эти темы? Не порождает ли у журналистов цинизм и равнодушие отсутствие реакции общества и власти на их острые телепубликации и не способствует ли это появлению у зрителей неверия в возможность решения ряда насущных проблем?
Свобода слова в политической культуре Востока и Запада
Руководитель – доцент А. Ю. Быков
Понимание свободы слова как важной характеристики демократического общества сегодня стало уже устоявшимся. Длительное развитие демократических структур в странах Западной Европы, в Соединенных Штатах Америки привело к тому, что эти государства воспринимаются в качестве носителей и защитников принципа свободного выражения мнений. Здесь действительно накоплен огромный опыт реализации демократических свобод и, самое главное, выработаны механизмы их защиты. Несмотря на имеющие место и на Западе нарушения, злоупотребления со стороны власти и бизнеса, закон, общество, суд призваны защищать независимость средств массовой информации и поддерживать традиции демократии, формировавшиеся тут на протяжении столетий. На Востоке ситуация воспринимается по-иному – зачастую внимание общественности обращается на запретные темы, которые не принято обсуждать открыто, на факты цензуры, иные ограничения свободы слова.
Однако, вряд ли следует идеализировать ситуацию на Западе и однозначно негативно воспринимать происходящее на Востоке. Имеет смысл попытаться оценить происходящие процессы в контексте политической культуры отдельных стран и регионов мира.
Цель секции: рассмотреть как принципы свободы слова и средств массовой информации реализуются в разных политических культурах – в странах Востока и Запада.
Круг обсуждаемых вопросов:
реализация принципа свободы слова в разных политических культурах;
свобода слова в условиях глобального мира и развития интернет-технологий: проблемы и решения;
национальное и международное законодательство в информационной сфере и гарантии свободы слова;
феномен цензурных ограничений на Востоке и Западе;
международные рейтинги свободы прессы: критический анализ.
PR в политике: пространство Web.2.0
Руководитель – доцент И. А. Быков
Цель секции: рассмотреть проблемы использования политических PR-технологий в пространстве Web 2.0.
Круг обсуждаемых вопросов очерчивается, но не исчерпывается, следующими темами:
роль Web 2.0 в политических и электоральных технологиях;
развитие технологий Web 2.0 и интерактивная политическая коммуникация;
политический маркетинг в пространстве Web 2.0;
цифровые технологии и политический PR;
электронное правительство 2.0;
«smm-технологии» в политике.
Этика и эстетика речевого поведения
Руководитель – старший преподаватель Е. А. Щеглова
Цель и задачи секции: рассмотреть этические и эстетические аспекты речевой практики журналиста, сопоставить варианты речевого поведения в разных видах массмедиа.
Круг обсуждаемых вопросов:
язык современных массмедиа: эстетический аспект;
этические аспекты речевой практики журналиста;
речевое воздействие в массмедиа;
язык блогосферы и СМИ: сходство и различие.
Медиапространство Евразийского союза: стратегии развития
Руководитель – доцент З. Ф. Хубецова
Одним из главных политических событий России и постсоветского пространства в 2014 году стало создание Евразийского экономического союза. Основная цель ЕАЭС – это формирование единого культурно-экономического и информационного пространства государств-участников, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной конкуренции. Участникам данной секции предлагается обсудить, насколько серьезное влияние на интеграционные процессы сегодня оказывают массмедиа; нужны ли ЕАЭС союзные (наднациональные) СМИ и единое медиапространство; и какие принципы должны быть заложены в основу согласованной политики в сфере массовой коммуникации.
Тематические направления секции:
структура медиапространства Евразийского союза;
проблематика евразийской интеграции в национальных СМИ;
роль России в определении стратегии развития медиасферы Евразийского союза;
массмедиа: от информационного сопровождения интеграционных процессов к гуманизации контента;
СМИ ЕАЭС: целевые аудитории, технологии продвижения;
проблематика евразийской интеграции для молодежной аудитории: каналы и формы подачи.
Технологии создания и продвижения медиабренда
Руководитель – доценты Е. А. Каверина, В. Н. Домнин
Цели секции:
проведение научных исследований в области медиабрендинга;
изучение специфики создания и продвижения медиабренда;
использование полученных результатов на практике;
поддержка и развитие отношение кафедры с выпускниками, создание преемственности образовательных и профессиональных традиций.
Задачи секции:
выработка умений у студентов в планировании и проведении научных исследований;
изучение и обсуждение кейсов по формированию и продвижению медиабрендов;
анализ современного коммуникационного инструментария создания и продвижения медиабрендов;
создание площадки для взаимодействия признанных специалистов по брендингу и молодых исследователей, экспертов и начинающих практиков.
Темы, предлагаемые для обсуждения:
проблемы медиарынка
технологии брендинга и специфика создания медиабренда;
коммуникационные инструменты продвижения медиабренда.
Журналистика о научных открытиях: поиск диалога с аудиторией
Руководитель – старший преподаватель Н. А. Павлушкина
Цель секции: обобщение опыта и определение особенностей функционирования журналистики инноваций, которая призвана поднять престиж науки и популяризировать успешные примеры коммерциализации научных разработок. Инновационная журналистика сегодня – это коммуникационный инструмент в продвижении научного знания и инновационного производства, в освещении инновационных процессов в России, наконец, в разъяснении тонкостей работы финансовых механизмов венчурного рынка. Однако сегодня общий уровень понимания журналистами специфики инновационной повестки дня остается невысоким. Не всегда удается найти и общий язык с массовой аудиторией, особенно когда речь идет об освещении науки, технологий и инноваций, внедрение которых невозможно без правильно выстроенной коммуникации о новых идеях, продуктах и услугах. На секции будут обсуждаться следующие вопросы и аспекты: Как освещаются научные достижения в различных по типу медиа? Региональная журналистика об инновациях. Поиск диалога между учеными, бизнесом и читательским сообществом. Как популяризировать научные открытия и объяснить их важность аудитории? Каковы механизмы презентации роли науки и ученых в СМИ? Какими специальными знаниями должен обладать журналист, занимающийся инновационной тематикой?
Русская журналистика XVIII – XX вв.:
эволюция в социокультурном контексте
Руководитель – старший преподаватель К. А. Алексеев
Познание современных процессов в журналистике неразрывно связано с прошлым, с традицией, с приобретенным профессиональным опытом. Не зная истории СМИ, мы не можем в полной мере понять закономерности развития современной журналистики в России.
Секция «Русская журналистика XVIII – XX вв.: эволюция в социокультурном контексте» посвящена прошлому русской журналистики во всем многообразии ее проявлений как летописи культурной и общественно-политической жизни нашей страны, становлению и развитию жанровых форм, типов изданий, их трансформации.
Историческая секция приглашает молодых исследователей к обсуждению новых актуальных тем, неизвестных или забытых имен журналистов, издателей, редакторов. Традиционная встреча в рамках мартовской конференции – это возможность для молодого исследователя представить свои открытия, обменяться опытом и определить новые направления научных поисков.
ХХ столетие в отечественной исторической публицистике:
события, проблемы, имена (круглый стол)
Руководитель – профессор А. Н. Кашеваров
ХХ век по масштабности и драматизму всего произошедшего с Россией не имеет себе равных в многовековой истории русского и других народов нашей страны, да и, пожалуй, всего человечества. Первая половина его временного пространства вместила две мировые войны и троекратные революционные потрясения основ жизни российского общества с их непредсказуемыми и весьма противоречивыми последствиями, а вторая, заканчивающая часть этого века, оказалась сопряженной с более длительной и весьма изнурительной новой войной – "холодной", с великим противостоянием сверхдержав – США и СССР, которое завершилось упразднением последней и коренным изменением вектора социально-экономической, политической и духовной эволюции новой России. Полная, а главное беспристрастная летопись этих и других событий у нас еще не написана. Задача "круглого стола" – попытаться обобщить опыт молодых исследователей по изучению вклада исторической публицистики в составление достоверной картины минувшего века, основным коллизиям которого суждено разрешиться в будущем.
Культура понимания как профессиональное кредо журналиста
Руководитель – профессор С. И. Сметанина
В ходе работы секции предполагается рассмотреть взаимодействие теоретических и прикладных аспектов, касающихся содержания понятия «культура понимания в журналистике», и обсудить возможность включения концепта «культура понимания» в исследовательскую практику, связанную с изучением процессов, происходящих в средствах массовой коммуникации.
На секции будет уделено внимание следующим вопросам:
актуальные проблемы современности и их понимание журналистом;
понимание – взаимопонимание – когнитивный диссонанс в диалогических жанрах журналистики;
гражданская медиакритика на сайтах и форумах российских СМИ;
информационный шум как коммуникативный барьер на пути понимания мира и человека;
когнитивные стратегии современного журналистского текста;
публицистический образ и правда жизни.
Кроссплатформенность в медиадизайне: бумага плюс цифра
Руководитель – доцент С. С. Бодрунова
В ходе дискуссии предлагается проанализировать современные доминирующие тенденции разработки кросплатфоменного медиа продукта, выявить принципы создания такого продукта и его актуальность на рынке.
Сегодня функциональная ориентация дизайна для медиа зависит от платформы распространения контента, будь то планшетное устройство, информационное приложение на AppStore или классическая "бумажная" платформа. Если еще несколько лет назад можно было говорить о необходимости и проблемах переноса дизайна с бумаги в сеть и на мобильные носители, то сейчас уместно говорить об одновременной разработке дизайн-оболочки для нескольких носителей, и лозунг "mobile first" является ориентиром для большинства новых и многих крупных медиапроектов. Иначе говоря, медиадизайн 2010-х годов, безусловно, должен быть платформо-ориентированным.
Как сегодня сохранить визуальное единство медийного бренда?
Что диктует форму передачи информации: семантика текста или платформенные характеристики?
Требуется ли разрабатывать каждый медиапродукт в соответствии с требованиями кроссплатформенности?
Эти вопросы требуют теоретического осмысления, эмпирических подтверждений и разработки новых концепций в медиадизайне, иной логики визуального в медиасреде в целом.
Медиадискурс в современных гуманитарных исследованиях
Руководитель – доцент М. Е. Аникина (МГУ)
К участию в работе секции факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова приглашает авторов, рассматривающих медиадискурс как совокупность современных текстов, существующих в средствах массовой коммуникации, а также молодых ученых, развивающих исследовательские подходы к анализу различных сегментов коммуникативных практик – в том числе политического, научного, новостного медиадискурса.
Comparative media studies in today's world (Panel discussion in English)
Moderator: Anna Litvinenko. Organisation: Anna Smoliarova
Comparative analysis of media systems belongs to the core of the normative media theory. Siebert, Peterson and Schramm wrote one of the most famous books about media in 1960 – “Four Theories of the Press”. Their approach was revisited in XXI century (Hallin&Mancini; Nordenstreng et. al.; Hanitzh et. al. and many others) and nowadays researchers from all over the world describe, analyze and compare media systems basing on empirical data about different countries and their mass media. We invite young media researchers from all over the world to discuss following questions:
how to describe media system (categories of analysis; descriptive and analytical approach in diploma, master and PhD dissertations);
how to compare sport of business journalism in such different countries as Russia and USA or Germany and China;
what researchers need to know about other country before they start to explore media in this country?
Related topics are also welcome.
To participate please send a short proposal (about 600 words) and information about the author to Anna Smoliarova (e-mail anna.smolyarova@gmail.com ) no later than 2th February 2015. If you speak Russian you can register and post your proposal here: jf.spbu.ru/studkonf/5102.html All accepted proposals will be published in the Proceedings book of the conference (with ISBN).
The conference will take place in St. Petersburg State University, Russia, 11 – 13 March 2015.
Аннотации.doc | |
DOCX Document 30.51 Kb | |