Аннотации секций и круглых столов
Аннотации секций и круглых столов
Этика и эстетика речевого поведения
Руководитель: старший преподаватель кафедры речевой коммуникации Екатерина Александровна Щеглова.
Соведущий: магистрант кафедры речевой коммуникации Елена Шутова, elena.e.shutova@gmail.com.
Цель и задачи секции: рассмотреть этические и эстетические аспекты речевой практики журналиста, сопоставить варианты речевого поведения в разных видах массмедиа.
Круг обсуждаемых вопросов:
Язык современных массмедиа: эстетический аспект.
Этические аспекты речевой практики журналиста.
Речевое воздействие в массмедиа.
Язык блогосферы и СМИ: сходство и различие.
Медиатизация социального пространства
Руководитель: доцент факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Мария Евгеньевна Аникина,
maria-anikina@yandex.ru
Современные массмедиа все чаще становятся не только каналом, источником новой информации для массовой аудитории, но и средой формирования и трансляции смыслов, служат механизмом распространения новых значений, осуществляют посредническую деятельность, в определенном смысле преобразуют социальное пространство.
К участию в работе секции приглашаются молодые ученые, интересующиеся содержанием процесса медиатизации в отдельных сферах общественной жизни (политике, экономике, культуре, науке, юриспруденции и др.) и в социуме в целом, производящие анализ концепций медиатизации, рассматривающие публичный статус медиафактов и медиасобытий. Секция планируется как место общения исследователей, занимающиеся изучением распространения принципов и правил функционирования массмедиа на различные сферы общественной жизни. Приветствуются работы, содержащие теоретическое осмысление феномена медиатизации, предлагающие новые методологические подходы к его исследованию и представляющие данные оригинальных эмпирических исследований процесса медиатизации, коммуникативных аспектов многочисленных социальных процессов, значимых общественных последствий процесса медиатизации.
Новые медиа и коммуникативные технологии в политических процессах
Руководитель: старший преподаватель кафедры менеджмента массовой коммуникации Павел Юрьевич Гурушкин
Соведущий: аспирант кафедры связей с общественностью в политике и государственном управлении Дарья Гальцина, daria.galtsina@gmail.com
Цель и задачи секции: рассмотреть развитие новых информационно-коммуникативных технологий в контексте социально-политической реальности.
Круг обсуждаемых вопросов:
роль государственной политики в сфере инновационного, технологического и информационно-коммуникационного развития;
роль новых медиа в политических и электоральных технологиях;
глобальное развитие новых медиа и интерактивная коммуникация;
политический маркетинг в новых медиа;
цифровые технологии и политический PR;
государственные коммуникации и концепция «электронного правительства»;
«smm-технологии» в интернет-пространстве.
Студенческая телерадиожурналистика: поиски и находки
Руководитель: доцент кафедры телерадиожурналистики Владимир Петрович Летуновский
Соведущий: редактор ТРК "Первая линия", аспирант кафедры телерадиожурналистики Анастасия Минвалеева, nastenka78@inbox.ru
Цель и задачи секции: обобщить и проанализировать инновационный опыт вузовских телевизионных и радиостудий различных регионов, выявить актуальные тренды и перспективы развития, ознакомиться с успешными практиками в этом направлении.
Круг обсуждаемых вопросов:
место студенческого телевидения и радио в образовательном процессе;
роль студенческого ТВ и радио в процессе формирования молодежной медиасреды и отражении актуальной проблематики;
возможные, а также реализуемые инновационные подходы в создании студенческих проектов;
эффективность диалога с аудиторией студенческого телевидения и радио.
Журналистика в школе как профессиональный ресурс
Руководитель: доцент кафедры кафедры телерадиожурналистики Юрий Владимирович Клюев
Соведущий: студент Полина Огородникова, polina.ogorodnikova@gmail.com
Занятия журналистикой не только способствуют ранней профориентации школьников, но также играют важную роль в их творческом саморазвитии. Участникам секции предлагается обменяться опытом в области создания школьных средств массовой информации, обсудить актуальные творческие и организационные проблемы современной школьной и гимназической журналистики, анализа её содержания, эволюции и тенденций развития, а также рассмотреть школьные СМИ как один из педагогических инструментов.
Социальное конструирование в СМИ: на перекрестке интересов
Руководитель: заведующая кафедрой телерадиожурналистики Марина Александровна Бережная
Соведущий: аспирант кафедры телерадиожурналистики Кристина Шибаева, pr-kris@mail.ru
СМИ не только способны помочь человеку и социуму осознать ту или иную проблему, но могут проблемы и конструировать. Участникам секции предлагается выявить как опыт конструктивного освещения проблем, так и примеры социального конструирования в СМИ, обсудить способы создания и значение таких конструктов, их влияние на реальную жизнь. В центре внимания - социальная проблематика как основа взаимодействия и конкуренции журналистики, PR и рекламы.
Имидж регионов и городов: теория и технологии
Руководитель: старший преподаватель кафедры связей с общественностью в бизнесе,к.п.н. Юлия Владимировна Таранова
Соведущие: старший научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ Тарас Черевко, аспирант кафедры связей с общественностью в бизнесе Виктория Филиппова, stateimage@mail.ru.
Цель и задачи секции:
Основная цель секции заключается в развитии научных исследований имиджмейкинга территориальных субъектов в онлайн и оффлайн средах.
Задачи секции:
выработка умений и навыков научных исследований среди студентов;
рассмотрение и обсуждение кейсов по формированию и продвижению имиджа территориальных субъектов (государств/регионов);
анализ современного инструментария формирования и продвижения имиджа региона/ государства в условиях информационного общества;
создание площадки для взаимодействия молодых исследователей и экспертов.
Темы, предлагаемые для обсуждения:
образ, имидж, бренд и репутация государств / регионов;
инструменты формирования имиджа территориальных субъектов в онлайн среде (в социальных медиа);
формирование и продвижение имиджа государств/регионов посредством специальных мероприятий;
формирование имиджа территориальных субъектов при помощи СМИ;
имиджмейкинг государств/регионов посредством PR-текстов;
имиджмейкинг территориальных субъектов в условиях кризисных ситуаций и природных катаклизмов.
GR и политические PR-технологии в России: региональный уровень
Руководитель: доцент кафедры связей с общественностью в политике и госуправлении Илья Анатольевич Быков
Соведущий: аспирант кафедры связей с общественностью в политике и госуправлении Татьяна Черкащенко, t.cherkashchenko@gmail.com
В рамках секции предполагается рассмотрение теоретических и практических аспектов использования связей с общественностью в политике и связей с государством на региональном уровне.
Участникам секции предлагается обсудить самые разные проблемы: от использования технологий связей с общественностью в деятельности отдельных органов муниципальной власти до практики краудсорсинга и вирусного маркетинга во время избирательных кампаний.
Мы приглашаем участников в своих выступлениях и докладах к вычленению современных тенденций в использовании технологий по связям с общественностью в политике и государственном управлении.
Среди предполагаемых тенденций организаторы могут отметить следующие:
GR как альтернатива традиционному лоббизму
PR электронного правительства
Вирусные технологии в политике
Брендинг в политике
Краудсорсинг и социальные медиа в государственном управлении и политике
Периодическая печать: современная практика и эффективность функционирования
Руководитель: заведующий кафедрой периодической печати Борис Яковлевич Мисонжников
Соведущий: магистрант кафедры периодической печати Ирина Чмель, chmelek@narod.ru
Цели и задачи секции связаны с обсуждением, анализом и обобщением опыта газетно-журнальной периодики. В основу секции положены доклады, посвященные различным аспектам функционирования периодической печати, позволяющие идентифицировать многие актуальные процессы, протекающие в печатных СМИ.
Круг обсуждаемых вопросов: типология и система жанров современной периодической печати; место периодической печати в социальной системе, культуре, политике; пути повышения эффективности редакционной деятельности; современные тенденции и изменения, происходящие в области периодической печати; технологии создания журналистских произведений для периодической печати; творческие приоритеты печатных СМИ.
Журналистика о религии и церкви
Руководитель: профессор кафедры истории журналистики Анатолий Николаевич Кашеваров
Соведущий: аспирант кафедры истории журналистики Тенгиз Адамия, dionisiy-adamia@mail.ru
Планируется обсудить широкий спектр вопросов:
какое место занимает религиозный контент в общем массиве современной тематики масс-медиа;
насколько сильным и устойчивым является читательский интерес к религиозной проблематике;
каковы причины недостаточной компетентности светских журналистов и низкой осведомленности читателей в вопросах религии;
насколько аутентичным является конструируемый в светской печати образ Церкви;
какие стереотипы о Церкви встречаются в светских СМИ;
какова мера информационной открытости и транспарентности Церкви;
какова интенсивность присутствия Церкви в светском медиаконтенте;
всегда ли реакция Церкви на критику светских изданий отличается сдержанностью и терпимостью и всегда ли эта критика справедлива и конструктивна.
К осмыслению истории и современных проблем конфессиональной журналистики приглашаются представители исследовательского сообщества, религиозных организаций, светских и церковных изданий.
Петербургская журналистика в лицах
Руководитель: доцент кафедры истории журналистики Елена Сергеевна Сонина
Соведущий: Валерия Викторовна Темкина, valeri.bett@mail.ru
Если до революции журналистика Петербурга была лидирующей в стране, то со сменой столичного статуса многое в прессе на берегах Невы изменилось. Как развивалась журналистика нашего города в XVIII-XXI веках, как трудились корреспонденты и репортеры, издатели и дизайнеры, как Петербург влиял и влияет на читающее лицо страны, расскажут докладчики секции "Петербургская журналистика в лицах". Соберемся мы в гостеприимных залах Музея истории печати, где не первый год звучат наши доклады, наша музыка и наши споры.
Журналистика России: история и современность
Руководитель: старший преподаватель кафедры истории журналистики Константин Александрович Алексеев
Соведущий: аспирант кафедры истории журналистики Константин Силантьев, SKV1785@ya.ru
Секция концентрируется на истории отечественной прессы и уделяет внимание ее изучению. Это оригинальные исследования и актуальные темы от молодых исследователей со всей страны. Поле научной деятельности обширно – отдельные издания, знаменательные события и выдающиеся личности прошлого и наших дней, а также пресса целых регионов и ее история. Традиционная встреча в рамках Конференции – это возможность представить свои наработки и обменяться научным опытом. Молодой ученый может реализовать себя и почерпнуть что-то новое для своих исследований.
Социальные медиа и политическая мобилизация: сетевое общество в России и в мире
Руководитель: доцент кафедры международной журналистики Анна Александровна Литвиненко
Соведущий: аспирант кафедры международной журналистики Анна Смолярова, anna.smolyarova@googlemail.com
Многие исследователи и практики согласны, что сети меняют наше поведение, ценности и горизонты возможностей. Нам еще предстоит изучить в деталях, как именно это происходит. Сегодня ясно, между какими крайними позициями может находится это влияние, но мы далеки от консенсуса даже в понимании того, чем именно сетевое общество отличается от других возможных типов. На секции мы предлагаем обсудить следующие вопросы:
значение традиционных медиа: чем люди делятся в социальных сетях?
социальные медиа - это средство: как оно используется “консервативными” и “прогрессивными” политическими движениями?
пользователи социальных сетей и потребители оффлайн-СМИ: кто они и как они пересекаются между собой?
политическая коммуникация 2.0.: как меняется работа журналистов и политиков под воздействием социальных медиа?
активность VS пассивность: возможность оперативно и легко организовать множество людей уравновешивается склонностью пользователей ограничивать свою политическую активность лайками в социальных сетях.
доступ к информации VS узкие круги единомышленников: хотя социальные сети дают возможность личного общения с огромным количеством людей, пользователи объединяются по политическим воззрениям с единомышленниками, и их картина мира сужается.
Политическая активность в значительной мере определяется национальным контекстом. Чтобы выявить особенные и общие характеристики политической культуры 2.0., мы приглашаем всех желающих поделиться своими исследованиями социальных медиа и политической мобилизации в разных странах мира.
Журналист и читатель как субъекты медиапроцесса: креативные технологии в региональных СМИ
Руководитель: старший преподаватель кафедры периодической печати, кандидат филологических наук Наталья Анатольевна Павлушкина
Соведущий: студент Даниил Будяну, daniil131@rambler.ru
Цель и задачи секции: обобщить и проанализировать инновационный опыт редакций периодических изданий и онлайн-СМИ различных регионов в корреляции с аудиторий, выявить актуальные тренды и перспективы развития, ознакомиться с успешными практиками в этом направлении.
Круг обсуждаемых вопросов:
взаимоотношения редакции и аудитории: «Читатель VS Журналист» или «читатель & журналист» (региональный опыт)?
методы работы современного журналиста: учет интересов аудитории, провокация, игнорирование?
креативные технологии, реализуемые в региональных изданиях;
медиатворчество журналистов и читателей: как найти золотую середину?
Свобода слова и медиафрейминг в России и за рубежом
Руководитель: доцент кафедры международной журналистики Алексей Юрьевич Быков
Соведущий: магистрант кафедры международной журналистики Наталия Гарнина, n.garnina@gmail.com
Принцип свободы слова является одним из ключевых в работе журналиста. Этот принцип в большинстве стран закреплен законодательно, что является важнейшим показателем приверженности государства демократическим ценностям.
Однако можно ли утверждать, что российские и зарубежные средства массовой информации свободны? Наряду с политическим или экономическим давлением на масс-медиа существует множество иных факторов, ограничивающих данное право. Это могут быть государственная тайна, частная жизнь, общественные традиции и этические нормы (многие вопросы, которые обсуждаются в западных СМИ открыто и откровенно, в ряде восточных стран не принято делать предметом публичных дискуссий). В последнее время для обозначения одного из таких факторов зарубежные исследователи используют термин «медиафрейминг». Под медиафреймингом обычно понимают преднамеренное формирование повестки дня, выделение необходимого смысла в череде происходящих событий и привлечение к этому внимания аудитории (в результате чего становится возможной манипуляция сознанием).
Цель секции: Рассмотреть проблему реализации принципа свободы слова в России и за рубежом, а также влияние на деятельность СМИ механизмов медиафрейминга.
Круг обсуждаемых вопросов:
границы свободы СМИ в России и за рубежом;
законодательство, культурные традиции, этические принципы как факторы, ограничивающие свободу слова в современном мире;
глобализация, интернетизация и свобода масс-медиа;
медиафрейминг как способ манипуляции;
международные рейтинги свободы прессы и национальный опыт развития СМИ.
Личность как феномен медиа
Руководитель: профессор кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Светлана Ивановна Сметанина
Соведущий: аспирант кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Анастасия Поличева poli4eva12@yandex.ru
Для обсуждения выносится проблема – личность в пространстве медиа. В ходе работы секции предполагается сосредоточить внимание и на личности журналиста, свойственных именно его творчеству индивидуально-авторских приемах и выразительных средствах, и на личности, которая стала объектом внимания журналиста. Почему именно этой личности СМИ отдают свои полосы и сайты? Кто это? Политик или маргинал? Vip-персона или «маленький человек»? Террорист или спецназовец? Ученый или поп-звезда? Кумир или изгой? Интеллектуал или дилетант?
Ценностный конфликт в журналистике
Руководитель: доцент кафедры теории журналистики и массовых коммуниаций Анастасия Николаевна Гришанина
Соведущие: аспирант кафедры теории журналистики и массовых коммуниаций Александр Марченко, Poi1989@ya.ru, магистрант кафедры теории журналистики и массовых коммуниаций Максим Мунгалов
Цель работы секции – обсудить ценностный конфликт в журналистике и мировоззрении журналистов, предложить идеи для его решения и использования в творчестве.
Круг обсуждаемых вопросов:
формы и методы изучения ценностного конфликта в журналистике;
ценностные ориентиры россиян в XXI веке – потребности и возможности их реализации в СМИ;
экономические, политические, социо-культурные причины ценностного конфликта в журналистике;
«глобальные» и «патриотические» СМИ: от конфликта к сотрудничеству;
государственная политика в сфере идеологии – реальность или утопия?
социальная потребность в мировоззренческой, размышляющей журналистике;
демографический и национальный «вопросы» – ответ СМИ;
СМИ в процессе общественной консолидации: конструктивное и деструктивное воздействие;
суверенитет России: позиции изданий и мнения журналистов.
Кризисные коммуникации и кризисный PR: теория и технологии
Руководитель: аспирант кафедры связи с общественностью в бизнесе Екатерина Акимович
Соведущий: аспирант кафедры связи с общественностью в бизнесе Нина Михайлюк, 2469667@mail.ru
Цель секции состоит в стимулировании развития исследований в области кризисных коммуникаций и кризисного PR.
Задачи секции:
рассмотрение и обсуждение кейсов по кризисам различного характера и природы;
анализ новых технологий в кризисных коммуникациях и кризисном PR в условиях информационного общества;
формирование площадки для взаимодействия молодых исследователей и экспертов в области кризисных коммуникаций.
Круг обсуждаемых вопросов:
Кризисные коммуникации и кризисный PR в условиях природных и техногенных катастроф: российский и зарубежный опыт;
Кризисные коммуникации и кризисный PR в организационных кризисах;
PR и коммуникации в условиях кризиса власти;
Кризисные коммуникации в оффлайн среде и среде Web 2.0;
СМИ в кризисных коммуникациях в современном информационном обществе;
Новые медиа в кризисных коммуникациях: опасности и возможности.
Инфографика и информационный дизайн в печатной и сетевой журналистике
Руководитель: старший преподаватель кафедры медиадизайна и информационых технологий Ольга Юрьевна Привалова
Соведущий: магистрант кафедры медиадизайна и информационных технологий Мариам Сума, mediadesign.spb@gmail.com
Секция посвящена инфографике. Инфографика — один из самых эффективных способов передачи сложной информации. Она имеет огромный потенциал для развития в будущем, так как учитывает современные тенденции визуализации информации. Инфографика позволяет читателю за минимальное время усвоить максимум информации. Для газеты и журнала она полезна тем, что, будучи очень информативно насыщенной, она в то же время занимает относительно немного места. Для онлайн СМИ — кроме того, что она выполняет эстетическую функцию и привлекает внимание — позволяет сделать текст более конвергентным. В России этот жанр начал развиваться сравнительно недавно, и проблема состоит в том, что некоторые считают инфографику развлекательным жанром, который служит только для украшения. На самом деле, это такой же журналистский жанр, как репортаж, интервью или фотография. И он нуждается в правилах, по которым будет создаваться и реализовываться в рамках периодического издания. В ходе секции предполагается обсудить проблемы использования инфографики в российских изданиях, а также определить основные принципы ее использования и эффективность функционирования.