Интернет-исследования: теории и практики

13 марта 2024 г. в рамках международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» прошла секция факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова «Интернет-исследования: теории и практики». На заседании участники обсудили широкий спектр вопросов, связанных как с проведением междисциплинарных исследований в интернет-среде, так и использованием новых инструментов для исследования актуальных явлений и процессов.

Так, Анастасия Кровицкая (РГГУ) представила первые результаты исследования медиатизации иудаизма в России. В ходе проведенных интервью с администраторами Telegram-каналов «Самарские евреи», «Синагога Еврейской общины Хабаровска», «Томская синагога» удалось выделить ряд общих черт, характерных для цифровых практик еврейских общин, в частности, мультиплатформенный формат коммуникации, где Telegram-канал представляет собой официальный источник информации об общине.

Аспирантка СПбГУ Мария Желизнык в своем выступлении на примере реализованных исследований школьников 9-11-х классов в 2022 г. и 2023 г. в Ленинградской области коснулась специфики административного контекста выборки. Так, административный контекст характеризуется институциональным «давлением», что может приводить к ситуациям, когда социальная роль ученика будет превалировать над социальной ролью респондента. В этом случае возможно появление «правильных» ответов, анкета может восприниматься как домашнее задание, которое обязательно надо выполнить.

Полина Мордвинова (НГУ) в своем докладе «Развитие городских пабликов «ВКонтакте»: динамика показателей за два года (на примере Новосибирска)» представила результаты анализа 10 самых крупных по количеству подписчиков пабликов «ВКонтакте», которые соцсеть выдает по запросу «Новосибирск». Было отмечено: различные госструктуры, администрации районов и т. п. становятся новыми игроками этого медийного сегмента, количество контента увеличивается. Негосударственные паблики увеличивают частоту постинга и все чаще «уходят в негатив» – пишут о возникших в городе проблемах, о которых сообщают читатели.

Александра Полякова (НИУ ВШЭ), доклад которой был признан лучшим на секции, представила результаты контент-анализа видеоконтента о детском церебральном параличе в русскоязычном и англоязычном сегментах YouTube. Полученные данные показали: в англоязычных выпусках репрезентируется больше возможностей для улучшения социализации и абилитации людей с церебральным параличом.

Калина Пупко из СПбГУ проанализировала информационное поле, сложившееся вокруг креативных кластеров (Севкабель Порт, Новая Голландия, ГЭС-2) как многофункциональных общественных пространств Санкт-Петербурга и Москвы. В результате исследования не было выявлено значимых различий в медиаприсутствии креативных кластеров в зависимости от того, московский это кластер или петербургский (региональные особенности). На медиаприсутствие креативных кластеров большее влияние оказывают факторы, которые связаны с особенностями каждого пространства и особенностями территории, на которой оно расположено.

Георгий Скобликов из МГУ рассказал о своем исследовании репрезентации исторической памяти в социальной сети «ВКонтакте». В ходе анализа 1432 постов из восьми сообществ социальной сети «ВКонтакте» было выявлено три основных темы публикаций: политика, военная проблематика и культура. Аспект культуры чаще всего присутствует в публикациях развлекательных сообществ. Доминирующее место политическая тематика занимает в исторических постах общественно-политической тематики.

Владислав Устелемов из СПбГУ поделился результатами исследования репрезентации инвалидности в СМИ. Контент-анализ российских СМИ за 2022–2023 гг., освещающих тему инвалидности, показал, что несмотря на увеличение за последнее десятилетие количества публикаций об участии людей с ОВЗ в социально значимых событиях, в СМИ наблюдается замалчивание, искаженная подача и некорректное толкование проблем и потребностей инвалидов, чье положение в массмедиа отражает уязвимость и зависимое положение.

Полина Штифанова (МГУ) рассказала о репрезентации уличного искусства в социальной сети «ВКонтакте» на примере фестиваля STENOGRAFFIA. Все публикации были разделены на четыре содержательные группы в зависимости от того, в каком свете представлен арт-объект: как объект городской инфраструктуры (переход в центре города); как мемориальный объект (память о музыкантах); как объект искусства (работа художников); как объект партнерского сотрудничества (упоминание финансовых партнеров фестиваля). В ходе исследования был сделан следующий вывод: наиболее часто происходит представление «Перехода Виктора Цоя» как объекта искусства, что вполне соответствует изначальной задумке и миссии фестиваля – преображать город, наполнять его искусством. Несмотря на важность других аспектов и прочность ассоциаций в сознании горожан, команда фестиваля делает ставку на восприятие объекта именно как произведения искусства, созданного художниками.

Благодарим всех участников за интересную дискуссию. До новых встреч!

Интернет-исследования: теории и практики

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.