Профессиональная этика

Очно-заочная форма обучения. 2 курс
Профессиональная этика
22 февраля 2013
Преподаватель: Тульсанова Ольга Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: рекламы

План лекционных занятий

11 февраля. Социальные, этические и правовые основы деятельности СО и рекламы.

Понятие «правовое регулирование», понятие «Саморегулирование». Понятия «этика», «мораль», «нравственность». Предпосылки морального выбора, этической оценки. Обычаи и нравы. Нравственные ценности. Этика общественных отношений. Роль этических принципов в регулировании СО и рекламы.

18 февраля. Краткий исторический экскурс. Основные этические системы: телеология (этический эгоизм, утилитаризм поступка, утилитаризм правила) и деонтология (деонтология правила, деонтология поступка). Этика взаимопонимания – основа успеха коммуникации.

25 февраля. Понятие деловой репутации. Соотношение чести, достоинства и деловой репутации. Создание деловой репутации как одна из основных функций PR-деятельности. Различие общественных функций как источник этических проблем взаимодействия пресс-служб со СМИ.

4 марта. Управление деловой репутацией: корпоративная философия, корпоративная этика, корпоративная культура, корпоративное поведение. Корпоративная политика фирмы.

11 марта. Этика внешних и внутренних корпоративных взаимоотношений. Технология создания корпоративного этического кодекса. Внутренние этические кодексы, определяющие деловую философию фирмы, организации, предприятия. Миссия фирмы. Деловая культура. Ценностные ориентации. Этика внешних и внутренних взаимоотношений. Социальная ответственность бизнеса.

18 марта. Система саморегулирования рекламной деятельности в России: от национальной рекламной ассоциации до АКАР. Законодательное закрепление основ саморегулирования в области массовых коммуникаций. Закон «О саморегулируемых организациях», Закон «О рекламе».

25 марта. Исторический экскурс в практику саморегулирования в России. Первые общественные организации в области рекламы и связей с общественностью: функции, цели, задачи. Современное состояние системы саморегулирования массовых коммуникаций. Обзор основных положений и принципов построения деятельности РАСО. Этические документы РАСО. Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (2001г.)

1 апреля. Международная практика саморегулирования в области массовых коммуникаций. Кодекс маркетинга и рекламной практики Международной Торговой Палаты. Международные общественные объединения, регулирующие практику рекламы и PR. Общие черты и отличия зарубежной и российской системы саморегулирования в области массовых коммуникаций.

План практических занятий

8 апреля. 15 апреля. Российская и международная практика в сфере общественных коммуникаций.

Анализ основных положений и принципов построения деятельности РАСО. Изучение этические документы РАСО. Разбор текста Российского Кодекса профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (2001г.) Изучение практики работы Международного пресс-клуба (рабочая концепция), анализ Хартии бизнеса России, Хартии принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью. 6 часов

22 апреля. 29 апреля. Критический анализ существующих нормативных документов в области этического регклирования массовых коммуникаций. Этические кодексы в области массовых коммуникаций. Обзор положений кодекса профессионального поведения и этики ИПРА, Афинского кодекса, европейского кодекса профессионального поведения в области PR (Лиссабонский кодекс), кодекса профессиональной этики российского журналиста (1994 г.), международного кодекса ICC/ESOMAR по практике маркетинговых и социальных исследований, профессионального кодекса в области маркетинга (Российская ассоциация маркетинга), кодекса маркетинга и рекламной практики Международной Торговой Палаты.

6 мая. Анализ российского Кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций от12 марта 2012 года. Анализ основных положений кодекса профессиональной этики российского журналиста и профессионального кодекса в области маркетинга (Российская ассоциация маркетинга). 8 часов

13 мая, 20 мая. Принципы создания внутрикорпоративного этического кодекса.

Отработка полученных на лекции знаний, создание корпоративного этического кодекса для коммерческой компании. Защита проектов.

Практические занятия ведет: Лапшова Юлия Александровна

Вопросы к экзамену:

1. Саморегулирование в рекламе: законодательное регулирование, современное состояние в России и за рубежом.

2. Система законодательного регулирования рекламной деятельности. Закон «О рекламе»: вопросы саморегулирования и этики рекламы.

3. Функции антимонопольных органов (федерального и территориальных).

4. Саморегулирование в рекламе: международный (ICC, EASA) и национальный уровень.

5. Мировая практика саморегулирования в рекламе.

6. Основные саморегулируемые рекламные организации в России, их цели и задачи.

7. Международные этические рекламные кодексы.

8. Российский кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций.

9. Субъекты большого бизнеса и их роль в развитии этичного рынка рекламных услуг (Ассоциация рекламодателей, РусБренд).

10. Рекламные фестивали.

11. Репутационный менеджмент. Управление репутацией. Составляющие репутации.

12. Корпоративная философия: определение, цели, роль в формировании репутации.

13. Корпоративная культура: определение, цели, роль в формировании репутации.

14. Корпоративная этика: определение, цели, роль в формировании репутации.

15. Корпоративное поведение: определение, цели, роль в формировании репутации.

16. Система законодательного регулирования PR-деятельности.

17. Саморегулирование в PR: законодательное регулирование, современное состояние в России и за рубежом.

18. Основные саморегулируемые организации в области PR в России и за рубежом: их цели и задачи.

19. Этические кодексы специалистов по связям с общественностью.

20. Фестивали и конкурсы в сфере PR.

21. Этика, мораль, нравственность. Этика общественных отношений. Этика связей с общественностью. Основные этические системы. Сравнительная характеристика.

22. Что такое деонтология? Деонтология и связи с общественностью.

23. Проблемы саморегулирования в области массовых коммуникаций.

24. Чем определяется своеобразие нравственно-этической ситуации нашего времени в этических кодексах?

25. Охарактеризуйте модели принятия этичных управленческих решений.

26. Какова роль PR-специалиста в оздоровлении нравственно-этической среды России?

27. Дайте характеристику принципа гуманизма как исходного для профессиональной этики. Что дают специалистам по связям с общественностью цеховые этические нормы?

28. Что такое корпоративная политика организации, и какова роль нравственных ориентиров в ее реализации?

29. Роль PR-специалиста в реализации корпоративной философии и корпоративной культуры.

30.Дайте определение деловой этики, профессиональной этики, корпоративной этики.

31. Корпоративный кодекс: виды, функции, структура.

32. Понятие этического регулирования связей с общественностью.

33. Охарактеризуйте наиболее значимые международные объединения специалистов по связям с общественностью.

34. Кодексы профессионального поведения и этики в сфере общественных коммуникаций, рекламы и СМИ. Общая характеристика.

35. Кодекс профессионального поведения и этики ИПРА, Афинский кодекс, Лиссабонский кодекс – сравнительный анализ.

36. Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью

37. РАСО. Структура, основные направления деятельности.

38. РАСО: история создания, структура, основные цели и задачи.

39. Охарактеризуйте основные положения Российского Кодекса профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью.

40. Что придает рекомендациям общественных рекламных организаций если и не юридический, то во многом обязательный статус?

41. Охарактеризуйте европейские принципы саморегулирования в рекламе.

42. В каких законодательных актах определены принципы и задачи саморегулирования в рекламе? Дайте анализ этих принципов и задач.

43. Дайте определение саморегулируемой организации в сфере рекламы в соответствии с действующим российским законодательством. Охарактеризуйте проблемы российского саморегулирования.

44. Перечислите и дайте краткую характеристику организациям, занимающимся общественным регулированием современной российской рекламной деятельности.

45. Какова роль Международной торговой палаты в развитие саморегулирования в рекламе?

46. Дайте характеристику Кодекса маркетинга и рекламной практики Международной Торговой Палаты.

47. Что позволяет говорить о создании принципиально нового по своей природе документа в отношении восьмой редакции Кодекса рекламной практики МТП? Какое влияние на развитие современной рекламы оказывает данный кодекс?

48. На достижение каких целей направлен Консолидированный Кодекс МТП практики рекламы и маркетинговых коммуникаций?

49. В чем состоит фундаментальная ценность саморегулирования согласно Кодексу маркетинга и рекламной практики Международной Торговой Палаты?

50. Охарактеризуйте структуру Консолидированного Кодекса МТП практики рекламы и маркетинговых коммуникаций.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена дифференцированная:

- для студентов, неимеющих задолженности по тестам и контрольным работам (в течение семестра студенты должны написать на положительную оценку три теста), экзамен проводится устно;

- для студентов, имеющих задолженности, письменно.

Устный экзамен проводится по утвержденным билетам, на подготовку ответа студенту дается 40 минут.

Оценка «отлично» предполагает владение материалом в полном объеме, умение анализировать проблему и делать обоснованные выводы, знание существующей практики.

Оценка «хорошо» предполагает владение теоретическим материалом в объеме заявленного курса, знание кэйсов, подтверждающих выдвинутые положения.

Оценка «удовлетворительно» предполагает владение материалом, но без должной глубины анализа или без достаточного владения проблемами современной практики.

Письменный экзамен проводится в форме теста. Количество вопросов – 30. Вопросы касаются всех основных проблем курса.

Продолжительность экзамена около 90 минут.

Оценка «отлично» ставится за 28 правильных ответов.

Оценка «хорошо» ставится за 25 правильных ответов.

Оценка «удовлетворительно» ставится за 20 правильных ответов.

Основная литература

1. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. М.: Консалтинговая группа "ИМИДЖ-контакт": ИНФРА-М, 2003. 368 с.

2.. Дорский А.Ю. Тульсанова О.Л. Этическое и правовое регулирование связей с общественностью и рекламы. Учебное пособие: часть 1. СПб, 2006. 143 с.

3.. Дорский А.Ю. Тульсанова О.Л. Этическое и правовое регулирование связей с общественностью и рекламы. Учебное пособие: часть 2. СПб, 2007. 213 с.

4.. Канке В. А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: Логос, 2003. 350 с. Кришталева Л. Г. Философия и этика поступка. Структура и значение поступка в различных культурно-исторических обстоятельствах - опыт реконструкции. М.: ИФРАН, 2010. 128 с.

5. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2011. 224 с.

6. Маслов Е.Л. , Семенов А. Этика менеджмента. М.: Дашков и К, 2011. 272 с.

7. Политическая и экономическая этика. М., 2001.

8. Одинцова О. В. Профессиональная этика. М.: Академия, 2012. 144 с.

9. Тесакова Н. Миссия и корпоративный кодекс. М. Издательство: РИП-Холдинг, 2004, 188 с.

10. Эркенова Ф.С. Саморегулирование в рекламе. М.: Издательство: РИП-Холдинг, 2003. 156 с.

Дополнительная литература

1. Авраамова Д.С. Профессиональная этика журналиста. М. Издательство: МГУ. 2003. 272 с.

2. Азгальдов Э. Г. Этика и Права Человека В Информационном Обществе: Материалы Европейской Региональной Конференции. М., 2009. 64 с.

3. Вундт В. Этика. Факты нравственной жизни. Философские системы морали. М.: Либроком, 2011. 456 с.

4. Выгорбина А. Е. Этика социальных отношений. М.: Вузовская книга, 2011, 327 с.

5. Геффдинг Г. Этика, или наука о нравственности. Изложение этических принципов и их применение к различным житейским отношениям. М.: ЛКИ, 2012. 400с.

6. Киричек П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста : учеб. /П.Н. Киричёк, О.В. Федотова.- Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. – 140 с.

Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. М.: Феникс, 2010. 384 с.

7. Малюк А. А., Полянская О. Ю., Алексеева И. Ю. Этика в сфере информационных технологий. М.: Горячая Линия - Телеком, 2011. 346 с.

8. Мандель Б.Р. PR: методы работы со средствами массовой информации. М., 2009.

9. Письменная Е.В. Профессиональная этика в деловой прессе. М.: Хроникер, 2004. 176 с.

10. Политическая и экономическая этика. Учебное пособие. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2001. 368 с.

11. Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт, проблемы. Перспективы становления в России. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Стратегия, 2004. 400 с.

12. Ушанов П.В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты взаимодействия СМИ и Public Relations. М. : Флинта, Наука, 2009 . 80 с.

13. Цвык В. А. Профессиональная этика. Основы общей теории. М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2012. 292 с.

14. Эдмунт Б. Ламбет. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М.: Нац. ин-т прессы Виоланта, 1998. 318 с.

 просмотров: 1560 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль