Социология журналистики

Заочная форма обучения. 5 курс
Социология журналистики
21 марта 2013
Преподаватель: Колодиев Николай Николаевич, кандидат социологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

9 семестр

12 января. Социология журналистики как научная и учебная дисциплина. Цели и задачи изучения. Структура курса и его место в обществоведении и системе журналистских дисциплин. Журналистика и социология: область взаимодействия. Общенаучные подходы, принципы, функции социологии журналистики.

10 семестр

2 занятие. Журналистика и СМИ в социальной системе общества. Социальные функции журналистики и СМИ. Основные тенденции развития журналистики и СМИ.

3 занятие. Социальный статус журналиста. Предписанный и достигнутый компоненты статуса. Социально-демографический портрет российского журналиста. Профессионально-квалификационные требования, предъявляемые журналисту.

4 занятие. Содержание журналистской деятельности. Социальная информация. Журналистская информация. Проблематика СМИ. Анализ содержания журналистской деятельности и СМИ.

5 занятие. Эффективность журналистской деятельности. Сущность эффективности журналистской деятельности. Понятие эффективности СМИ. Критерии оценки эффективности. Методы и средства изучения эффективности журналистской деятельности.

6 занятие. Социологическая культура журналиста. Понятие социологической культуры журналиста. Социологическое мышление журналиста и социологическое воображение. Нормы, принципы и стандарты социологической культуры журналиста.

7 занятие. Социологическая журналистика. Социологическое информирование аудитории: источники, методы, формы. Социологическая аргументация журналистского текста в эфире и на газетной полосе. Социологическая публицистика ученого и журналиста.

Вопросы к экзамену

1.    Журналистика в социальной системе общества.

2.    Социология журналистики как учебная дисциплина.

3.    Журналистика и социология: область взаимодействия.

4.    Социология журналистки как отрасль социальной науки.

5.    Возникновение журналистики и газетного дела: свобода слова и свобода печати.

6.    Социальный статус журналиста.

7.    Пресса в условиях становления демократии (А. де Токвиль): актуализация опыта истории.

8.    Печать как средство классовой борьбы (К. Маркс, В. И. Ленин).

9.    Социокультурное воздействие массовой коммуникации на жизнь общества (М. Маклюэн, Т. Адорно).

10.    Публичная сфера и восстановление свободной от принуждения коммуникации (Ю. Хабермас).

11.    СМИ как новое политическое пространство конца ХХ – начала XXI вв. (П. Бурдье, Э. Ноэль-Нойман).

12.    Социальные функции журналистики и СМИ.

13.    Основные тенденции развития журналистки и СМИ. Кризис журналистки.

14.    Профессионально-квалификационные требования, предъявляемые журналисту.

15.    Содержание журналистской деятельности.

16.    Анализ содержания журналистской деятельности и СМИ.

17.    Профессиональные этические кодексы как инструмент социального контроля в СМИ и журналистике.

18.    Эффективность журналистской деятельности.

19.    Журналистика, СМИ и общественное мнение: специфика взаимодействия.

20.    Глобализация и СМИ.

21.    Понятие аудитории. Социальная сущность взаимодействия журналистики, СМИ и аудитории.

22.    Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания аудитории (Г. Тард, У. Липпман).

23.    «Массовая культура» и СМИ.

24.    Коммуникатор, информатор, медиатор и реципиент. Особенности обнаружения обратной связи.

25.    Проблема влияния СМИ.

26.    Социологические исследования СМИ (М. Вебер, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, отечественные исследователи).

27.    Проблемы регулирования журналистики и СМИ

28.    Социальные аспекты личности журналиста. Самоидентификация журналиста.

29.    Партийность в журналистике: актуализация проблематики. Политическая культура журналиста.

30.    Социологическое мышление и профессионализм журналиста.

31.    Социологическая культура журналиста.

32.    Социологическое информирование аудитории: источники, методы, формы.

33.    Социологическая аргументация журналистского текста в эфире и на газетной полосе.

34.    Социологическая публицистика ученого и журналиста.

35.    Журналист как социолог: исследовательские потенции и социологический инструментарий.

36.    Наблюдение – социологический метод труда журналиста.

37.    Эксперимент как социологический метод труда журналиста: понятие, особенности применения.

38.    Социологический опрос: виды, цели и возможности применения в редакционной практике.

39.    Экспертный опрос как важнейший социологический метод труда журналиста.

40.    Анализ документов как метод труда журналиста: основные понятия, принципы и организация проведения исследования.

Критерии оценки (экзамен)

К экзамену допускаются студенты, выполнившие предусмотренные программой практические задания на семинарских занятиях.

Форма проведения экзамена – устный ответ.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематизированный характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 4 часа.

Основная литература

1.    Колодиев Н. Н. Социологическая информация в СМИ: учеб. пособие. СПб., 2007.

2.    Корконосенко С. Г. Теория журналистики. М., 2010.

3.    Социология журналистики / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2004.

4.    Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

Дополнительная литература

1.    Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста: Учеб. пособие. М., 1999.

2.    Адорно Т. Может ли публика хотеть?: Пер. с нем. // 40 мнений о телевидении: (Зарубежные деятели культуры о телевидении): Переводы. М., 1978.

3.    Багдикян Б. Монополия средств информации: Пер. с англ. М., 1987.

4.    Бертран К. Ж. Кибержурналистика // Среда. 2004. № 3.

5.    Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. М., СПб., Киев, 2004.

6.    Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр. М., 2002.

7.    Быстрицкий А. Г., Красильников М. И. Журналисты contra аудитория // Социол. исслед. 1993. № 4.

8.    Гидденс Э. Социология: Пер. с англ. М., 2005.

9.    Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Сб. статей / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2001.

10.    Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». М., 1992.

11.    Засурский И. И. Массмедиа второй республики. М., 1999.

12.    Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М., 1991.

13.    Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура: Пер. с англ. М., 2000.

14.    Ленин В. И. С чего начать? // Полн. собр. соч. Т. 6.

15.    Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека: Пер. с англ. М., 2007.

16.    Маркс К. Дебаты шестого Рейнского ландтага: Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

17.    Маркс К. Мнение газет и мнение народа // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 15.

18.    Маркс К. Оправдание мозельского корреспондента // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

19.    Назаров М. М. Массовая информация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 2002.

20.    Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. М., 1996.

21.    Паренти М. Демократия для немногих: Пер. с англ. М., 1990.

22.    Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. М., 2005.

23.    Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.

24.    Свитич Л. Г. Социология журналистики. М., 2010.

25.    Сидоров В. А. Политическая культура журналиста: учеб. пособие. СПб., 2010.

26.    Система средств массовой информации России: Учеб. пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 2001.

27.    Токвиль А., де. Демократия в Америке: Пер. с фр. М., 1992.

28.    Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

29.    Фомичева И. Д. Социология СМИ. М., 2007.

30.    Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра: Пер. с франц. М., 1997.

31.    Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: Пер. с англ. М., 1980.

32.    Энгельс Ф. Коммунисты и Карл Гейнцен // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.

 просмотров: 825 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль