Культура речи и ораторское искусство

Заочная форма обучения. 5 курс
Культура речи и ораторское искусство
4 февраля 2013
Преподаватель: Цветова Наталья Сергеевна, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: речевой коммуникации

План лекционных занятий

Занятие 1. Уроки античной риторики. Классический риторический канон: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция. «Риторика» Аристотеля. Трактаты Цицерона.

Занятие 2. Русский риторический идеал. Риторические идеи М. В. Ломоносова. Достижения русской риторики девятнадцатого столетия. Риторический кризис середины столетия.

Занятие 3. Ораторское искусство в двадцатом веке. Риторика и политическая пропаганда. Американские неориторические идеи. Кинесика и теория речевой коммуникации.

Занятие 4. Современный алгоритм подготовки к публичному выступлению: где выступать? что говорить? как говорить?

Занятие 5. Диалог как вид ораторской речи. Условия диалогового общения. Рекомендации античной эристики. Культура дискуссии. Этикетные формы общения.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1.    Античный риторический канон.

2.    Русский риторический идеал.

3.    Методика подготовки публичного выступления.

4.    Тактики и стратегии спора.

5.    Языковые нормы: орфографические, грамматические, фонетические, лексические, стилистические, графические.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета - устная. Каждый студент должен ответить на один вопрос.

На подготовку ответа отводится не более 15 минут.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 10 минут на каждого студента. Общая продолжительность зачета – не менее 3 часов.

Оценка «зачтено» ставится, если ответ отличается достаточной глубиной, оригинальностью и самостоятельностью; если студенту удалось продемонстрировать знание основных риторических понятий и терминов; умение соотносить теорию с повседневной (профессиональной и бытовой) речевой практикой, с речевой ситуацией в медийном пространстве. Речевая форма ответа не должна вызывать серьезных замечаний.

Оценка «незачет» ставится, если отвечающему не удалось продемонстрировать хотя бы минимальные знания по классической и современной риторической теории; если отвечающий не знаком с античным алгоритмом работы над текстом публичного выступления, с законами диалогического взаимодействия с адресантом, не умеет эти законы и алгоритмы использовать; допускает при устном ответе грубые речевые ошибки.

Основная литература

1.    Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М., 1999.

2.    Берков В., Яскевич Я. Культура диалога. Минск, 2002.

3.    Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. М., 2001.

4.    Дускаева Л. Р., Протопопова О. В. Русский язык и культура речи. Пермь, 2003.

5.    Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Стилистика официально-деловой речи. М., 2010, 2012.

6.    Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. М., 2002.

7.    Михальская А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

8.    Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М., 2002.

9.    Цветова Н. С. Культура речи и основы ораторского искусства. СПб, 2008.

Дополнительная литература

1.    Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия в СМИ. М.- СПб - Киев, 2004.

2.    Введенская Л. А., Павлова Л. А. Деловая риторика. М. - Ростов-на-Дону, 2004.

3.    Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

4.    Вежбицкая А. Понимание культур через посредство лексики и прагматики. М., 2001.

5.    Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческое значение невербальных языков // Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1983. С. 196 — 202.

6.    Голанова Е. И. Активные процессы в сфере публичного общения // Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX – XXI веков. М., 2008. С. 415 — 494.

7.    Копнина Г. А. Речевое манипулирование. М., 2007.

8.    Костомаров В. Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. М., 2005.

9.    Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи. М., 2006.

10.     Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2001.

11.    Стернин И. А. Практическая риторика. М., 2003.

12.    Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002.

 просмотров: 617 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль