Теория и практика СМИ

Заочная форма обучения. 5 курс
Теория и практика СМИ
25 февраля 2013
Преподаватель: Марьина Людмила Петровна, кандидат социологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

1 занятие. Информационные процессы в обществе как система коммуникаций: Специфика рынка мировой, общенациональной и региональной информации.

2 занятие. Рынок масс-медиа в контексте глобализации мировых информационных процессов. Транснациональные корпорации в сфере информационных услуг.

3 занятие. Система маркетинга и место рекламы на рынке современных политических процессов.

4 занятие. Исследовательская деятельность и менеджмент СМИ, особенности их организации в издательстве, рекламном агентстве, службе РR.

5 и 6 занятия. Аудитория СМИ как объект исследования.

План практических занятий

1 занятие. Изучение восприятия политической информации.

Формы работы: выступления с мультимедийной презентацией).

2 занятие. Исследования политической рекламы.

Формы работы: доклады, аналитическая работа, выступления с мультимедийной презентацией).

3 занятие. Применение результатов исследований социологических фирм.

Формы работы: аналитическая работа, выступления с мультимедийной презентацией.

Практические занятия ведет: Марьина Людмила Петровна, канд. социол. наук, доцент.

Вопросы к экзамену

1.    Специфика политических информационных процессов в структуре потребления.

2.    Политическая информация в системе мировой, общенациональных, региональных культур: взаимодействие и особенности.

3.    Глобализация политической информации и «массовая культура»: взаимодействие, взаимосвязи и основные противоречия.

4.    Исследовательская деятельность и менеджмент СМИ.

5.    Особенности организации исследовательской деятельности в издательстве, рекламном агентстве, службе РR.

6.    Методы изучения восприятия политической информации в аудитории.

7.    Прогнозирование политических изменений на основе мониторинга информационных процессов.

8.    Значение изучения эффективности политической рекламы в СМИ для журналистской деятельности.

9.    Тенденции развития современного рынка масс-медиа: трансформации информационно-аналитического пространства.

10.    Исследование рынка информации в политике и журналистике: методология, задачи, специфика.

Критерии оценки (экзамен)

Студент может получить оценку «отлично» по итогам внутрисеместровой (текущей учебной) работы при достижении следующих результатов:

•    посещаемость занятий, участие в групповой работе на занятиях с элементами активных (интерактивных) форм обучения: не менее 75% (6 часов – лекции, 8 часов - семинары) – 30 баллов;

•    выступление на семинаре с докладом: не менее двух раз – 30 баллов.

•    Успешное прохождение письменного тестирования: не менее 75% правильных ответов – 40 баллов.

Если по итогам внутрисеместровой работы студент набирает менее 100 баллов, проводится письменный опрос на экзамене.

Количество вопросов варьируется от 1 до 3 (в зависимости от активности посещения студентом лекционной части курса и участия в практических занятиях):

•    1 вопрос – до 50% пропусков; 2 выступления на семинарских занятиях;

•    2 вопроса – до 50% пропусков; 1 выступление на практических занятиях;

•    3 вопроса – свыше 50% пропусков; на практическом занятии не представлено ни одного задания.

На подготовку ответа на каждый вопрос предоставляется 20 минут.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 2 часа.

Основная литература

1.    Блохин И. Н. Социология рынка и маркетинг СМИ // Социология журналистики: Очерки методологии и практики. М., 1998.

2.    Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.

3.    Корконосенко С. Г. Основы журналистики. – М., 2011.

4.    Сидоров В. А. Политическая культура журналиста. Учеб. пособие. – СПб., 2010.

Дополнительная литература

1.    Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. СПб., 2008.

2.    Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. В. Анисимовой и Ю. В. Марковой; Отв. ред. и предисл. Н. А. Шматко. – М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002.

3.    Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избр. – М., 1993.

4.    Груша А. В. Формы и методы организации взаимодействия субъектов политики. Пресса и политический диалог: Учеб. пособие. – М.: Пульс, 2001.

5.    Десять интервью о политической журналистике: Сб. интервью / Под ред. Л. Л. Реснянской. – М., 2001.

6.    Журналистика и социология'2001. Политология журналистики: Мат-лы науч.-практ. семинара, 6 дек., 2001 год / Редкол: С. Г. Корконосенко, И. Н. Блохин, В. А. Сидоров. – СПб., 2002.

7.    Зарубин В. Г. Участие российской журналистики в политическом процессе // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Сб. статей / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2001.

8.    Засурский И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. – М., 2001.

9.    Киричек П. Н. Публицистика и политология: Природа альянса. – Саранск, 1995.

10.    Луман Н. Власть / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. – М.: Праксис, 2001.

11.    Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.

12.    Политология журналистики: Учебное пособие для высшей школы / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

13.    Политология: Учеб. / Под ред. А. Ю. Мельвиля. – М.: МГИМО(У), 2004.

14.    Тертычный А. А. Анализ в СМИ целей деятельности // Журналист. 2008.№12.

15.    Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 2010.

16.    Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. – М., 1997.

Международные документы

1.    Всеобщая Декларация прав человека.

2.    Международный пакт о гражданских и политических правах.

3.    Американская конвенция о правах человека.

4.    Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

5.    Декларация о средствах массовой информации и правах человека. Принята Консультативной Ассамблеей Совета Европы 23.01.1970 г. Перевод с англ. опубликован в САП и ПРФ № 15 за 1993 г., ст.1338.

6.    Декларация конференции представителей правительств государств-членов Европейского Союза. Маастрихт, 17.02.1992 г. «Декларация о праве доступа к информации». Источник: «Единый европейский акт. Договор о европейском союзе». – М.: Право, 1994, с. 240.

7.    Рекомендательный законодательный акт «О принципах регулирования информационных отношений в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи». Принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств, 23.05.1993 г., СПб. Источник: Тихомиров Ю. А. Публичное право. – М., Бек, 1995, с. 353-357.

8.    Таллуарская декларация по поводу установления «нового международного порядка в области информации». Принята руководителями независимых информационных структур из 20 стран мира на международной конференции «Голос свободы» в Таллуаре (Франция) 15-17.05.1981 г. Источник: Российская журналистика: свобода доступа к информации. – М., 1996, с. 225-229.

9.    Иоганнесбургские принципы. «Национальная безопасность, свобода самовыражения и доступ к информации». Приняты 1 октября 1995 г. Источник: Российская журналистика: свобода доступа к информации. – М., 1996, с. 218-229.

10.    Федеральный Закон США о свободе информации (The Federal Freedom of Information Act, 20.06.66). Источники: «ЗиП», 1996, № 3, с. 2-5; Марвик К. М. Ваше право на правительственную информацию. – СПб, 1996, с. 184-192.

11.    Федеральный Закон США о защите частной жизни человека (The Federal Privacy Act). Источник: Марвик К. М. Ваше право на правительственную информацию. – СПб, 1996, с.193-212.

12.    Федеральный Закон США об открытости правительства (The Federal Sunshine Act, 13.09.76). Источники: «ЗиП», 1996, № 2, с. 5-8; Марвик К. М. Ваше право на правительственную информацию. – СПб, 1996, с. 213-220.

13.    Закон № 77-808 от 19.07.1977 г. «Об опубликовании и распространении некоторых видов опроса общественного мнения». Источник: Французская Республика. Конституция и законодательные акты. / Под ред. проф. В. А. Туманова. – М.: Прогресс, 1989, с. 152-156.

14.    Закон № 78-753 от 17.07.1978 г. «О мерах, направленных на улучшение отношений между органами управления и общественностью, и об административных, социальных и финансовых положениях» (с учетом изменений, внесенных Законом № 79-987 от 11.07.1979 г.) Источник: Французская Республика. Конституция и законодательные акты. / Под ред. проф. В. А. Туманова – М.: Прогресс, 1989, с. 363-366.

 просмотров: 556 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль