Техника и технология печатных СМИ

Очно-заочная форма обучения. 1 курс
Техника и технология печатных СМИ
12 февраля 2013
Преподаватель: Привалова О. Ю., старший преподаватель Крылова Л. А., старший преподаватель Малиновская А. В., старший преподаватель Подшивалов
Кафедра: медиадизайна и информационных технологий

План лекционных занятий

13 февраля. Начало книгопечатания.

Изобретение бумаги. Иоганн Гутенберг и его роль в развитии книгопечатания. Особенности оформления первых печатных книг в России.

20 февраля. Развитие полиграфического производства.

Горячий набор и высокая печать. Офсетная и цифровая печать. Современные тенденции производства печатных СМИ.

27 февраля. Рукописный и печатный шрифт.

Глаголическое и кириллическое письмо. Реформа гражданского шрифта. Первые газеты. «Куранты», «Ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости». Принципы оформления первых газет, появление заголовков, иллюстраций, линеек. Дизайн и оформление.

6 марта. Типометрическая система мер.

Формат газетного листа. Принципы классификации шрифтов, начертания, кегль, интерлиньяж. Шрифтовое расписание периодических изданий.

13 марта. Организация работы редакции по выпуску газетного номера.

Эволюция текстового оригинала, трансформация понятия.

20 марта. Композиционно-графическое моделирование.

История и развитие терминологии. Лицо издания. Принципы восприятия газетной и журнальной полосы.

27 марта. Изобразительные материалы на газетной и журнальной полосе.

Виды иллюстраций. Законы восприятия.

3 апреля. Конвергенция печатных и электронных СМИ.

Редизайн и отличительные особенности дизайна современных печатных газет и журналов.

План практических занятий

1 занятие. Корректура в редакции. Корректурные знаки.

2 занятие. Отработка навыков корректуры.

Правка полосы. Контрольная работа по корректуре.

3 занятие. Шрифты: история и современность.

Группы шрифтов. Удобочитаемость текста. Шрифтовое оформление издания. Контрольная работа — анализ штифтового оформления двух газет либо изготовление альбома шрифтов (внеаудиторные занятия).

4 занятие. Изображение в газете. Подбор изобразительного материала

5 занятие. Композиционно-графическая модель издания. Анализ КГМ

6 занятие. Макетирование. Отбор материалов. Расчеты. Контрольная — макетирование 4 полосы (дома).

7 занятие. Контрольный тест по курсу.

Практические занятия ведут: Крылова Лолита Анатольевна, ст. преподаватель; Малиновская Алена Викторовна, cт. преподаватель; Подшивалова Наталья Николаевна, cт. преподаватель.

Вопросы к тесту

1.    Назовите основные этапы производства периодического издания.

2.    Кто подписывает газету в печать?

3.    Какие задачи в издательском комплексе выполняют компьютеры?

4.    Кто такой выпускающий?

5.    Что такое пункт?

6.    Что такое емкость шрифта?

7.    На какие группы делятся шрифты в зависимости от размера?

8.    Какой интерлиньяж будет оптимальным для текстового шрифта в 9 пт?

9.    Что такое печатная форма?

10.    Назовите три способа печати и их отличительные особенности.

11.    Сколько печатных форм (минимум) необходимо для плашечной печати?

12.    На какие цвета происходит цветоделение при полноцветной печати?

13.    В чем заключается главная особенность цифровой печати, отличающая ее от всех других видов печати?

14.    Что такое клише в полиграфии?

15.    Для чего необходим макет издания?

16.    Каковы размеры газетного листа формата А3?

17.    Зачем нужна композиционно-графическая модель?

18.    В чем отличие верстки от макетирования?

19.    Начертите технологический цикл выпуска газеты.

20.    Кто такой бильдредактор?

21.    Перечислите основные этапы корректуры.

22.    Что такое кегль?

23.    Что такое удобочитаемость шрифта?

24.    Какие признаки лежат в основе классификации шрифтов?

25.    Каким кеглем набирается основной текст в газете?

26.    Что такое интерлиньяж?

27.    Назовите все виды набора.

28.    Назовите основные отличия офсетного способа печати.

29.    Какие типы печатных машин применяются при офсетной печати?

30.    Зачем нужна печатная форма?

31.    Сколько печатных форм необходимо для осуществления полноцветной печати?

32.    Как вы понимаете фразу: «газета издается по технологии: „компьютер – печатная форма“»?

33.    Какой принцип лежит в основе получения тонового изображения при офсетном и высоком способах печати?

34.    В чем отличие макета от композиционно-графической модели?

35.    Назовите все виды материалов на полосе, с которыми работает дизайнер.

36.    Какая единица измерения является основной в полиграфии?

37.    Напишите основные этапы прохождения журналистского материала.

38.    Что такое корректура?

39.    Кто из сотрудников редакции отвечает за точность фактических данных, приводимых в материале?

40.    Гарнитура – это…

41.    Что такое контрастность шрифта?

42.    Назовите как минимум три условия удобочитаемости шрифта.

43.    Каковы размеры заголовков в современной газете?

44.    Какая технология выпуска газеты является сегодня самой распространенной?

45.    Назовите типы печатных машин. Отметьте, какие используются в современной полиграфии.

46.    Что подразумевается под набором в полиграфии.

47.    Зачем нужна фотоформа?

48.    Что значит: «Издание печатается по формуле 4+4»?

49.    Назовите два основных вида цветной печати и их особенности?

50.    Что такое макет? Кто в редакции, как правило, занимается макетированием?

51.    Что входит в понятие композиционно-графической модели?

52.    Какие функции выполняет иллюстрация в газете?

53.    Что такое полоса?

54.    Какой структурный элемент на полосе делает издание периодическим?

Вопросы к экзамену

1.    Обзор литературы по вопросам оформления газеты.

2.    Эволюция внешнего облика газеты.

3.    Типометрическая система мер.

4.    Размерные характеристики: форматы периодических изданий, газетная полоса, объем газеты, формат набора.

5.    Основные полиграфические процессы: формные, допечатные, печатные и послепечатные.

6.    Начало книгоиздания. Первые рукописные книги.

7.    Производство печатной продукции на разных этапах исторического развития.

8.    Виды набора. Особенности использования разных видов набора в газетном производстве.

9.    Набор и его эволюция. Особенности и возможности компьютерного набора.

10.    Способы печати и области их применения.

11.    Начало книопечатиния в России. Первые печатные книги. Старопечатные, первопечатные и книги переходного периода.

12.    Рукописный шрифт. Эволюция рукописного шритфа.

13.    Реформа гражданского шрифта. Первые печатные книги гражданского содержания.

14.    Новые технологии в производстве печатных СМИ.

15.    Первые газеты в России. Эволюция внешнего облика газеты. Приемы оформления.

16.    Технология газетного производства при офсетном способе печати: «цепочка» фотонабор + офсет, компьютерный набор + офсет.

17.    Высокая и глубокая печать: преимущества и недостатки.

18.    Основные этапы производства периодических изданий. Технология выпуска номера газеты.

19.    Способы воспроизведения изображения при различных способах печати.

20.    Особенности производства цветных изданий. Плашечные и триадные цвета. Основные цветовые модели, используемые в полиграфии.

21.    Редакционный коллектив. Особенности состава редакций периодических изданий разных типов (газета, журнал, иллюстрированные издания).

22.    Особенности организации работы редакции по выпуску газеты: традиционная и современная модели.

23.    Функции редактора и его заместителей. Редактор и издатель. Редактор и коллектив редакции.

24.    Техническая часть редакции: назначение, основные сотрудники и их функции.

25.    Система редакционного планирования. Виды планов и их особенности.

26.    Эволюция текстового оригинала: от рукописного текста до цифрового. Редактирование и вычитка распечатанного оригинала.

27.    Корректура в газете и журнале. Ее особенности и организация на разных стадиях газетного производства.

28.    Виды корректуры. Основные методы и приемы.

29.    Правила и техника корректуры. Стандарт корректурных знаков.

30.    Шрифт и его назначение. Элементы шрифта. Характеристики шрифта (рисунок, начертание, размер).

31.    Классификации шрифтов (принципы формирования и виды классификаций).

32.    Понятие гарнитуры. Культура шрифтового оформления в газете. Шрифтовое расписание.

33.    Понятие «лицо» издания. Тематические, структурные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания.

34.    Композиционно-графическая модель издания. Ее роль в формировании внешнего облика издания.

35.    Композиция газетного номера. Структура периодического издания.

36.    Макет газеты и его назначение. Виды макета, основные этапы и приемы макетирования.

37.    Композиция газеты и газетной полосы. Принцип организации газетных материалов.

38.    Совремнные тенденции дизайна и оформления печатных СМИ.

39.    Особенности оформления первой полосы.

40.    Особенности оформления текстовых материалов разного объема.

41.    Основные приемы оформления текстовых материалов.

42.    Виды газетных заголовков и заголовочных комплексов, приемы их оформления.

43.    Виды изобразительных материалов, практика их использования в газете и журнале. Приемы размещения иллюстраций на газетной полосе, требования, предъявляемые к ним.

44.    Фотография в газете, ее основные функции. Принципы подачи материала. Связь текста и изображения.

45.    Инфографика в печатных и электронных СМИ. Основные требования и законы восприятия.

46.    История возникновеия инфографики в СМИ. Примеры использования.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена – устная.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если студент в течение семестра выполнял все контрольные работы. В ответе раскрыта тема, отвечает четко, разбирается и понимает основные исторические этапы развития дизайна и оформления СМИ, понимает современные тенденции развития, владеет терминологий и литературой по теме. Ответ строится на знаниях, полученных в ходе лекционного курса, а также самостоятельно — по прочтении книг, перечисленных в списке «Основная литература».

Оценка «Хорошо» ставится, если в течение семестра студент выполнил практические работы, грамотно и внятно отвечает на теоретическе вопросы билета.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу в течение семестра, на вопрос билета отвечает неполно, но в целом знает и понимает основные понятия и терминологию предмета.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил контрольные работы в течение семестра менее чем на 30%, не знает сути предмета, не отвечает на вопрос, совершает грубые фактологические ошибки.

Основная литература

1.    Волкова В. В., Газанджиев С. Г., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и журнала. М., 2003.

2.    Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М., 2004.

3.    Киселев А. П. От содержания – к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. М., 1974.

4.    Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702–1917 гг.). М., 1990.

5.    Королькова А. Живая типографика. М., 2008

6.    Немировский Е. Л. Изобретение Иоганна Гутенберга: Из истории книгопечатания: Технические аспекты. М., 2000.

7.    Ныркова Л. М. Как делается газета. М., 1998

8.    Самолетов С. А. Цифровая техника в современной газете. СПб., 2002.

9.    Ситников В. П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии. М., 2002.

10.    Ситников В. П. Техника и технология СМИ. Периодическая печать. М., 2002.

11.    Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт. М, 1974..

12.    Феличи, Джеймс. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. СПб., 2004.

13.    Фрост, Крис. Дизайн газет и журналов. М., 2008.

14.    Tufte E. R. The Visual Display of Quantitative Information, Cheshire, CT: Graphics Press, 2001.

Дополнительная литература

1.    Виноградов Г. А., Жуков И. А. Полиграфическое производство. М., 1983.

2.    Волкова Л. А. Издательско-полиграфическая техника и технология. М., 1999.

3.    Галкин С.И. Моделирование и проблемы теории газетного оформления / К постановке проблемы // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 10. Журналистика. – 1977. – №

4.    Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании изданий. М., 1984

5.    Гилельсон П. Г. Справочник художественного и технического редактора. М., 1988.

6.    Гуревич С. М. Номер газеты. М., 2002.

7.    Дорджиева Э.Д. Дизайн - новый этап в развитии газетной формы. – Вестник Московского университета, 1998

8.    Кнабе Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции: Профессиональная работа. М., 2006.

9.    Колобова В. В. Корректура. М., 2006.

10.    Матвеева Р. В., Трубникова Г. Г., Шифрина Д. А. Основы полиграфического производства. М., 1994.

11.    Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. М., 2005.

12.    Настольная книга издателя / Е. В. Малышкин, А. Э. Мильчин, А. А. Павлов, А. Е. Шадрин. М., 2004.

13.    Пикок Д. Издательское дело. Книга от замысла до упаковки. 2-е изд. М., 2002.

14.    Полянский Н. Н. Основы полиграфического производства. М., 1991.

15.    Стефанов С. И. Путеводитель в мире полиграфии. М., 1998.

16.    Стефанов С. И. Словарь полиграфических терминов. М., 2005.

17.    Стефанов С. От рукописи до печатного издания. М., 2003.

18.    Стефанов С. Предтечи современных способов печати. М., 2003.

19.    Цукасов С. В. В штабе газеты: секретариат редакции. М., 1977.

20.    Щербаков А. С. Организация работы редакции журнала. М., 1987.

21.    Mario Garcia. Contemporary newspaper design. New Jersey, USA. 1993

22.    The Best Of Newspaper Design. Society of Newspaper Design.

 просмотров: 1199 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль