Основы творческой деятельности журналиста

Очно-заочная форма обучения. 1 курс
Основы творческой деятельности журналиста
10 апреля 2013
Преподаватель: Павлушкина Наталья Анатольевна, кандидат филологических наук
Кафедра: периодической печати

План лекционных занятий

14 февраля. Аналитическая журналистика. Понятие интерпретирующей журналистики. Анализ событийной информации по уровням. Эмоционально-образный слой журналистской информации. Аналитические способы отражения действительности в журналистике. Типологическая особенность аналитической журналистики. Предмет и роль аналитической журналистики. Понятие интеллектуальной журналистики. Аналитическая журналистика в России. Аналитическая независимая журналистика как звено демократического процесса. Аналитическая журналистика как жанр, как формат, как политический фактор, как профессиональная область, как рынок, как среда. Авторская позиция в аналитических материалах.

21 февраля. Аналитические жанры. Роль жанрообразующих факторов в образовании конкретных аналитических жанров. Функции аналитических жанров в прессе. Аналитический инструментарий журналиста. Методы обобщения, анализа, синтеза. Оценка в журналистике и ее методы. Социальные ситуации, проблемы, конфликты в аналитических жанрах. Логические средства отражения и отображения действительности. Комментарий как общий композиционный и стилистический метод аналитических жанров. Комментарий - жанр и метод современной журналистики. История жанра комментария. Жанровые признаки современного комментария работа автора над текстом комментария. Требования, предъявляемые к тексту комментария. Ошибки комментирования. Корреспонденция, комментарий, отчет, рецензия, обзор, обозрение, статья, интервью – введение в теорию жанров. Аналитическая корреспонденция: специфика жанра. Различные точки зрения на природу корреспонденции. Информационная и аналитическая корреспонденции: сходства, различия, проблема разграничения.

28 февраля. Аналитические жанры (продолжение). Аналитический обзор. Отличия аналитического обозрения от аналитического обзора. Виды обзоров. Обзор печати. Аналитический отчет: предмет, функции, метод. Взаимосвязь целевой установки с особенностями композиции текста. Отличия от информационного отчета. Аналитическое интервью: проблема жанра. Разновидности современного интервью, место аналитического интервью в их системе. "Интервью", "беседа", "диалог", "разговор" - содержание данных понятий в современной журналистике. Отличия аналитического интервью от аналитической беседы. Аналитическое обозрение: предмет, функции, метод. Особенности технологии работы над обозрением. Отличия жанра обозрения от жанра мини-обозрения. Жанровые признаки статьи. Тематика и проблематика современных статей. Виды статей: полемическая, практико-аналитическая, общеисследовательская. Этапы и методика работы журналиста над конкретным видом статьи.

7 марта. Художественно-публицистические жанры как синтез науки и искусства, литературы и социологии. Понятие публицистики: причины трудностей определения понятия. Специфика публицистического способа освоения действительности. Функции публицистических текстов. Документализм и художественные средства публицистики в художественно-публицистических жанрах. Автор в публицистическом произведении. Применение метода типизации в публицистическом тексте. Особенности газетно-публицистического стиля. Социальный характер тематики. Комбинация фактов и событий. Социальные, духовные, нравственные коллизии личности — преимущественная сфера художественно-публицистических жанрах. Проблема документализма в художественно-публицистических жанрах. Факт и ситуация в художественной публицистике. Методы сбора. Специфика образа и средства создания художественно-публицистических образов.

14 марта. Очерк - ведущий жанр публицистики: предмет, цели, методы. Образность в очерке. Степень условности и домысла в художественно-публицистическом очерке. Роль психологического анализа. Специфика очерковой индивидуализации и типизации, стремление разглядеть в личности социальный тип, в конкретном событии — актуальную проблему. Виды очерка, функции конкретных видов. Роль очерка на страницах современной периодической печати (на материалах из периодической печати). Исследования жанра очерка в теории журналистики (библиографический обзор). Очерковая журналистика: зарисовка – «оперативный очерк». Трудность определения жанровых границ: тематика, цели, структурно-композиционные особенности, языковые средства. Причины популярности жанра. Технология работы над зарисовкой.

21 марта. Комическое как средство публицистики. Фельетон, памфлет, эссе. Колумнистика. Художественные средства сатирической журналистики. Фельетон: происхождение названия жанра, предметная основа, цель, специфика метода. Средства создания сатирического образа в фельетоне. Отличия от памфлета. Фельетонный стиль современных газет. Памфлет: объект, цель, методы. Специфика предмета. Сатирический метод в памфлете. Отличия памфлета от художественно-публицистического жанра фельетона. Жанр эссе: содержание, композиция. Авторское "я" в эссеистике. Отличия эссеистики от эссе как жанра литературы. Колумнистика. Жанры оперативного комментирования. Реплика как форма выражения личной оценки автора. Колонка оперативного отклика как форма декларирования позиции. Колумнистика - раздел современной публицистики. История возникновения и современное состояние. Современная колумнистика (о творчестве одного из колумнистов - на выбор). Постмодернистские тенденции в современной колумнистике. Жанр колонки. Автор в колонке. Особенности структуры и выразительных средств. Статья и колонка: сходства и различия.

28 марта. Организация работы редакции. Система организации редакционного процесса, его субъекты – учредитель, издатель, редактор. Издательский дом – понятие, социально-правовой статус, роль и место в системе медиапроцесса, структура. Редакция как организационно-производственное подразделение, ее творческие задачи. Редакторат, его задачи и функции. Секретариат редакции, его задачи и функции. Отдел редакции, его структура и организационно-творческие задачи. Технические службы редакции газеты. Кадровая редакционная политика, принципы формирование кадров и специфика управления ими. Права и обязанности заведующего отделом, его работа с творческим коллективом. Корреспондент редакции, специфика его творческой деятельности. Производственный редакционный цикл: последовательность подготовки оригинала материала и подготовки оригинал-макета. Этап сдачи номера в типографию.

План практических занятий

Занятие 1. Комментарий как элемент аналитических и публицистических жанров. Задание: Подготовить досье по аналитическим жанрам журналистики (корреспонденция, статья, отчет). Проанализировать публикации с точки зрения структуры аналитического текста (наличие гипотезы, тезисов, аргументов, выводов, прогноза); комментирования фактов. Разбор журналистских материалов с точки зрения логики авторских рассуждений (объяснение, разъяснение). Оценить систему аргументации автора. Прочитать комментарии из современной прессы. Что происходит с комментарием, написанным в формате авторской колонки? Задание: прокомментировать какое-либо реальное событие современной информационной картины дня.

Занятие 2. Проверка и анализ выполненных студентами заданий. Обсуждение представленных комментариев. Задание: выбрать и обосновать тему постановочной корреспонденции. Обсуждение темы постановочных корреспонденций, разработка плана и концепции. Задание: написать корреспонденцию на выбранную тему.

Занятие 3. Обсуждение и анализ представленных корреспонденций. Дискуссия на тему особенностей работы журналиста над проблемной статьей. Задание: Рассмотреть аргументацию основной идеи статьи (на газетных примерах). Обзор печати, тематический обзор, обозрение: анализ современной практики, выполнение тренировочных заданий на отработку жанров. Обзор онлайновых изданий, например, «Газета. Ру» Задание: подготовить тематический обзор.

Занятие 4. Беседа: «Научно-публицистическая природа литературно-критической деятельности и ее своеобразие». Особенности театральной рецензии. Анализ творчества современных журналистов. Выбрать и обосновать тему для своей рецензии. Обсуждение темы рецензий и круг литературных произведений, которые, по мнению студентов, заслуживают внимания. Задание: Составить первый вариант плана написания рецензии. Студенты должны обосновать выбор литературных произведений для критического разбора, оценить их наиболее существенные идейные, нравственные и эстетические стороны. Рассмотреть варианты планов рецензий, представленных студентами преподавателю. Задание на выбор – написать рецензию на художественное произведение, кинофильм, спектакль: а) просмотреть в рамках занятия короткометражный фильм, обсудить в группе, написать рецензию на кинофильм; б) во внеучебное время всей группой посмотреть театральную постановку, написать мини-рецензию.

Занятие 5. Беседа «Современная литературно-художественная критика и средства массовой информации». Студенты обязаны представить варианты своих рецензий. Рассмотреть вопрос «О художественности критики: критика писательская и критика профессиональная».

Занятие 6. Работа над художественно-публицистическими жанрами. Обсуждение использования метода гротеска в журнальном произведении (на материалах современных СМИ). Пародия в публикациях молодежных газет. Творческий диалог на тему: «Фельетон и памфлет в современной периодической печати». Пробное задание: выбрать тему для будущего фельетона, написать фельетон.

Занятие 7. Аудиторная работа над жанром фельетона, анализ представленных студентами текстов. Задание: аудиторная контрольная работа на тему: «Комическое как форма критики в прессе» (отобрать и подготовить необходимые источники для глубокого анализа и объективной оценки). Студенты пишут рецензию на частные сатирические публикации (политическая, социальная сатира).

Занятие 8. Тренировочные задания на отработку жанров оперативного комментирования. На выбор преподавателя: а) Колонка оперативного отклика. Современная колумнистика (анализ творчества одного из колумнистов - на выбор). Жанр колонки. Автор в колонке. Авторская колонка в онлайновом издании. Задание: ответить на критичное письмо читателя в формате авторской колонки.

б) Эссе как жанр публицистики. Авторское "я" в эссеистике. Задание: написать эссе на выбранную тему. Анализ представленных текстов. В) Публицистическая зарисовка в современной прессе. Творческая мастерская Ю. Роста и др. Размышления о событиях в стране, создание системы образов, использование художественных средств.

Практические занятия ведут: Павлушкина Наталья Анатольевна, к. филол. наук, ст. преподаватель; Колодяжный Илья Владимирович, ст. преподаватель; Комболин Юрий Иванович, ст. преподаватель.

Вопросы к экзамену / Требования к экзамену по дисциплине

1. Журналистика и литература: общие черты, отличительные особенности.

2. Социальная роль журналистики.

3. Журналистика как профессия. Парадоксы профессии.

4. Профессиональные качества журналиста.

5. Типология современных периодических изданий.

6. Массовая пресса в системе СМИ (типологические особенности, специфика функционирования).

7. Качественная пресса в системе СМИ (типологические особенности, специфика функционирования, международный и отечественный опыт).

8. СМИ как комплекс продуцирования и распространения информации.

9. Журналист в информационной среде (типология и характеристика источников информации).

10. Рождение журналистской темы.

11. Замысел журналистского произведения и накопление информации.

12. Планирование познавательного процесса (авторская позиция, авторская версия, авторская концепция).

13. Природа и назначение факта в журналистском произведении.

14. Факт в информационных жанрах.

15. Факт в аналитических жанрах.

16. Факт в публицистических произведениях

17. Журналистский текст: определение, свойства, структура. Текст, подтекст, гипертекст, пресуппозиция.

18. Выразительные средства текстообразования в журналистике.

19. Композиция журналистского текста: понятие и наиболее типичные виды.

20. Заголовочный комплекс: значение и способы образования.

21. Требования к заголовку, приемы повышения его выразительности

22. Вспомогательные элементы заголовочного комплекса

23. Система журналистских жанров и жанрообразующие факторы.

24. Информационные жанры.

25. Художественно-публицистические жанры.

26. Аналитическая журналистика (предмет, роль, методы, понятие интеллектуальной журналистики, современные авторы).

27. Аналитическая журналистика в России. Аналитическая независимая журналистика как звено демократического процесса.

28. Аналитическая журналистика как жанр; формат; фактор; профессиональная область; рынок; среда.

29. Особенности проявления авторской позиции в аналитических материалах.

30. Аналитические жанры.

31. Новость в СМИ: параметры и структура.

32. Информация (заметка) - основные признаки, разновидности, стилистические особенности.

33. Отчет, репортаж - основные признаки, стилистические особенности

34. Корреспонденция, рецензия, реплика - основные признаки, стилистические особенности.

35. Статья, обозрение, комментарий - основные признаки, разновидности, стилистические особенности

36. Очерк, фельетон, памфлет - основные признаки, разновидности, стилистические особенности

37. Очерк как жанр: особенности, разновидности.

38. Эссе в журналистике.

39. Интервью в печатном издании: технология и поведение интервьюера.

40. Информационное и аналитическое интервью.

41. Обзор и обозрение

42. Построение вопросов в газетном интервью.

43. Авторская позиция и этика в газетном интервью.

44. Колумнистика как вид авторской журналистики.

45. Особенности публицистической зарисовки.

46. Художественные средства сатирической журналистики

Задания для неаттестованных

Задание 1. Подготовить досье по аналитическим жанрам журналистики (корреспонденция, статья, отчет). Проанализировать публикации с точки зрения комментирования фактов.

Задание 2. Рассмотреть аргументацию основной идеи статьи (на газетных примерах).

Задание 3. Написать рецензию на эссе известных писателей.

Для получения допуска к экзамену не аттестованный студент должен выполнить все три задания.

    

Критерии оценки (экзамен)

    Оценка за экзамен по дисциплине складывается из двух оценок: за теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть – это ответ на вопросы в билете, практическая – успеваемость студентка в рамках практических занятий.

Форма проведения экзамена – устная. На подготовку ответа студенту дается 40 минут. Оценка «Отлично» ставится, если полно раскрыто содержание материала билета, материал изложен грамотно, в логической последовательности, точно используются профессиональные термины, теоретическая часть иллюстрируется примерами из медиапрактики, если продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, ответ прозвучал самостоятельно, без наводящих вопросов, если в дополнение ко всему студент активно работал на практических занятиях и выполнил все задания во время семестра.

    Оценка «Хорошо» ставится, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «Отлично», но при этом имеет один из недостатков: в ходе изложения материала допущены одна-две неточности, допущены недочеты при освещении основных вопросов, исправленные по замечанию экзаменатора, допущены ошибка или более двух недочетов при ответе на второстепенные вопросы.

    Оценка «Удовлетворительно» ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, в терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов, если при знании в целом теоретического материала студент не может соотнести теорию с медиапрактикой, а так же не выполнены задания на практических занятиях.

    Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если: не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебной программы, допущены ошибки в определении понятий, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов, а так же не выполнены задания, предложенные преподавателями в течение семестра на практических занятиях.

Основная литература

1. Ким М. Н. Журналистика: методология журналистского творчества. СПб., 2004.

2. Ким М. Н. Современные жанры журналистики. СПб., 2004.

3. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров. СПб., 2004.

4. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000.

5. Мельник Г. С., Ким М. Н., Методы журналисткой деятельности. СПб., 2008.

6. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2009.

7. Мельник Г.С., Виноградова С. М. Деловая журналистика. СПб., 2010.

8. Мисонжников Б. Я., Юрков А. А. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2003.

9. Шкондин М. В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000.

10. Шкондин М. В. Системная типологическая модель СМИ. СПб., 2002.

Дополнительная литература

1. Васильева Л. А. Делаем новости! М., 2003.

2. Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью.

3. Галь Н. Слово живое и мертвое. М., 2009.

4. Журналист в поисках информации / Под ред. А. К. Симонова. М., 2004.

5. Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. Ростов н/Д, 1999.

6. Засурский Я. Н. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001.

7. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

8. Кузнецов И. Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. М., 2001.

9. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.

10. Лащук О. Р. Редактирование информационных сообщений. М., 2004.

11. Лукина М. Технология интервью. М., 2003.

12. Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. М., 2005.

13. МакКрэм С., Лотт Х. Как интервьюировать детей: руководство для журналистов и других. М., 1998.

14. Олешко В. Ф. Журналистка как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог. Екатеринбург, 2002.

15. Проблематика периодической печати / Под ред. Г.С. Вычуба и Т.И. Фроловой. М., 2008.

16. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2003.

17. Пугачев В. В. Политическая публицистика в современной периодической печати.

18. Руднев В. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М., 2000.

19. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.

20. Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. СПб., 2002.

21. Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. Учебное пособие. М., 2003.

22. Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры / Под ред. проф. В. Ф. Олешко. Екатеринбург, 2005.

23. Сосновская А.М. Журналист: личность и профессионал (психология идентичности). СПб., 2005.

24. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.,2000

25. Устинова 3.К. Моя профессия - репортер. СПб., 2004.

26. Шеин В. Н. Информационные и аналитические жанры радиожурналистики. В двух частях. Мн., 2002.

27. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики. Учебно-методическое пособие.

28. Шишкин Н. Э. Газетный заголовок. М., 2004.

29. Шкондин М. В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2003. №2.

30. Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией. М., 2008. 1. Бурдина С. В. Жанровые открытия. Пермь, 1999.

31. XXI век начинается: актуальные вопросы журналистики. Екатеринбург,2002.

32. Дорошева Н. М. Все, что вы хотели знать: Пособие для журналистов. М.,2002.

33. Дубровский. Социологическая информация в региональной печати. 2000.

34. Журналистика как социальный феномен. М.,1999.

35. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. Ростов н/Д., 2000.

36. Извекова И. В. Журналистика как модель созидательного отражения действительности //Текст: структура и функционирование. 2000. Вып.4.

37. Концептуальная картина мира и интерпретативное поле текста с позиций лингвистики, журналистики и коммуникативистики. Барнаул, 2000.

38. Лукина М. М. Технология интервью. М.,2003.

39. Марысева О. В. Методика обучения информационным газетным жанрам. М.,1998.

40. Маськова Е. В. Эссе как жанр и метод. Минск, 1994.

41. .Проблема типологизации жанров публицистики // Вестн. Белорус. гос. ун-та. Сер. 4. Филология. Журналистика. Педагогика. Минск, 2000. № 3.

42. Пронин В. А. Теория литературных жанров. М.,1999

43. Тертычный А. А. Портрет попробуйте создать //Журналист. 2001. № 3.

44. Чередниченко В. И. Теория журналистики. Краснодар, 2002

Справочные издания

1. Большой академический словарь русского языка. Том 9. М., СПб. 2006.

2. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2001.

3. Князев А. А. Энциклопедический словарь СМИ. КПСУ, 2002.

4. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М., 2003.

5. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. Пер. с англ. М., 1998.

6. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог, 2010.

Периодические издания

1. «Аргументы и факты».

2. «Ведомости».

3. «Власть».

4. «Деловой Петербург».

5. «Огонек».

6. «Итоги».

7. «Коммерсант».

8. «Комсомольская правда».

9. «МК в Питере».

10. «Невское время».

11. «РБК».

12. «Русский репортер».

13. «Санкт-Петербургские ведомости».

14. «Эсквайр».

15. «Известия».

 просмотров: 1229 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль