Основы русской грамматики

Очно-заочная форма обучения. 1 курс
Основы русской грамматики
12 февраля 2013
Преподаватель: Прохорова Кира Викторовна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: речевой коммуникации

План лекционных занятий

12 февраля. Синтаксис. Понятие «синтаксис» и предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы – единицы языка и речи. Словосочетание. Предложение. Высказывание. Синтаксема и ССЦ как нетрадиционные единицы синтаксиса.

19 февраля. Предложение. Понятие предикативности: темпоральность, персональность, модальность. Формальная организация простого предложения. Понятие структурной схемы предложения. Парадигма предложения как система его форм. Семантическая организация предложения.

26 февраля. Модальная рамка высказывания. Модальность. Объективная и субъективная модальность. Средства выражения субъективной модальности (грамматические, лексические, интонационные).

5 марта. Главные члены предложения как предикативный центр. Подлежащее, синтаксические особенности, способы выражения подлежащего. Сказуемое, синтаксическое значение, типы сказуемого, способы выражения сказуемого. Распространение предложения. Осложнение предложения.

12 марта. Односоставные предложения - классификация, структурные схемы, использование в речи. Неполные и эллиптические предложения. Типы эллиптических и неполных предложений, их использование в речи.

19 марта. Слова–предложения. Структурные и семантические особенности. Синтаксические конструкции расчленения: парцелляция, сегментация, присоединение. Их использование в речи.

26 марта. Коммуникативная организация предложения. Актуальное членение предложения. Единицы и основные понятия членения: тема и рема. Средства выражения актуального членения: интонация, порядок слов, частицы, обособленные члены, парцелляция, сегментация, лексические формы акцентирования.

2 апреля. Основные принципы русской пунктуации. Роль изучения формальной структуры предложения для освоения логических основ пунктуации. Пунктуационные особенности современного медиатекста.

План практических занятий

Занятие 1. Текстовый орфографический диктант-тест. Информация о сдаче пунктуационного минимума и внутрисеместрового зачета по пунктуации.

Занятие 2. Словосочетание как единица синтаксиса. Классификации словосочетаний. Наречие как часть речи. Словосочетания и предложения, начинающиеся с как – пунктуация.

Занятие 3. Предложение как единица синтаксиса. Понятие предикативности. Структурная схема предложения. Грамматическая и семантическая структура предложения. Предложение и высказывание. Основные признаки высказывания.

Занятие 4. Модальная рамка высказывания. Модальность. Субъективная модальность. Средства выражения субъективной модальности. Вводные слова и вставные конструкции – пунктуация.

Занятие 5. Главные члены предложения. Подлежащее, способы выражения. Тире между подлежащим и сказуемым – пунктуация. Числительное как часть речи.

Занятие 6. Главные члены предложения. Сказуемое, способы выражения. Координация подлежащего и сказуемого.

Занятие 7. Распространение предложения. Обособление. Обособление определений и обстоятельств – пунктуация.

Занятие 8. Традиционные аспекты классификации простого предложения. Синтаксический разбор простого предложения.    

Занятие 9. Контрольная работа «Предложение как коммуникативная единица».

Занятие 10. Односоставные предложения, неполные предложения, их виды, использование в речи. Слова категории состояния.

Занятие 11. Эллиптические предложения, слова-предложения. Междометия как часть речи. Служебные слова.

Занятие 12. Синтаксические конструкции расчленения – парцелляция, сегментация, присоединение, их виды, использование в речи. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения – пунктуация.

Занятие 13. Пунктуация при однородных членах. Пунктуация сложного предложения. Основные принципы русской пунктуации.

Занятие 14. Внутрисеместровый зачет по пунктуации.

Занятие 15. Актуальное членение предложения. Тема и рема. Способы актуализации ремы.

Занятие 16. Контрольная работа «Односоставные, неполные и эллиптические предложения. Актуальное членение предложения».

Занятие 17. Текстовый пунктуационный диктант-тест. Подведение итогов. Сдача долгов.

Практические занятия ведут: Малышев Александр Александрович, ст.преподаватель; Редькина Тамара Юрьевна, канд. филол. наук, доцент.

Сборники упражнений, рекомендуемые для проведения практических занятий

1.    Аникина А. Б., Каламова Н. А., Калинина И. К. Современный русский язык. Контрольные упражнения по морфологии. М., 1980.

2.    Современный русский литературный язык. Часть 1. Упражнения по орфографии и пунктуации. Составители: Коньков В. И., Краснова Т. И., Кривоносов А. Д., Редькина Т. Ю. СПб., 1997.

3.    Современный русский язык. Часть 2. Практикум по основам русской грамматики. Составители: Козинцева Н. А., Краснова Т. И., Кривоносов А. Д., Редькина Т. Ю. СПб., 1999.

4.    Современный русский язык. Сборник упражнений под ред. В. А. Белошапковой. М., 1990.

Внутрисеместровый зачет по пунктуации

Сдается во время практических занятий второго семестра, по расписанию. Допуском для сдачи зачета является сданная в срок домашняя контрольная работа по пунктуации, которая предполагает подбор примеров и комментарии к ним (в рамках тем теоретических вопросов). Зачет проходит в аудиторной форме и предполагает ответ на один из теоретических вопросов и выполнение практического задания. Студенты, не сдавшие зачет со второго раза, сдают его на экзамене с соответствующим понижением оценки на один балл.

Теоретические вопросы (для внутрисеместрового зачета по пунктуации)

1.    Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении

2.    Вводные слова, вводные и вставные конструкции – знаки препинания

3.    Словосочетания и предложения, начинающиеся с как – знаки препинания

4.    Пунктуация при однородных членах

5.    Обособленные и необособленные определения и обстоятельства

6.    Обособленные и необособленные приложения и дополнения

7.    Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения – знаки препинания

8.    Пунктуация в сложносочиненном предложении

9.    Пунктуация в сложносочиненном предложении

10.    Пунктуация в бессоюзном предложении

11.    Знаки препинания в многочленном предложении, в периоде

12.    Знаки препинания в предложениях с прямой речью, при цитировании и в косвенном вопросе

Критерии оценки (экзамен)

На экзамене студент получает теоретический билет с двумя вопросами (первый вопрос – материал 1-го семестра, второй вопрос – материал 2-го семестра) и практическое задание.

Общая оценка складывается по результатам ответа на теоретические вопросы и выполнения практического задания.

При оценке практического задания учитывается отсутствие/наличие орфографических и пунктуационных ошибок, а также правильность языковых грамматических характеристик.

Примерный список вопросов к экзамену

1.    Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке. Нормы современного русского языка.

2.    Типы словарей русского языка.

3.    Основные принципы русской орфографии.

4.    Слово как основная единица языка. Признаки слова.

5.    Словообразовательная система современного русского языка. Продуктивные способы и модели современного русского словообразования.

6.    Лексическое значение слова. Типы лексических значений слов.

7.    Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения (исконные слова и заимствования).

8.    Лексика активного и пассивного словарного запаса (устаревшие слова, неологизмы).

9.    Лексика ограниченной сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы).

10.    Синтагматические отношения в лексике. Лексическая сочетаемость слов. Словосочетание как номинативная единица. Фразеологизмы.

11.    Парадигматические отношения в лексике: полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия.

12.    Слово как элемент части речи (морфологическая единица). Морфологическая категория. Парадигма. Система частей речи современного русского языка.

13.    Имя существительное и его морфологические категории.

14.    Именные части речи (существительное, прилагательное, числительное) и их синтаксический потенциал.

15.    Глагол и его морфологические категории в современном русском языке. Причастия и деепричастия. Глагольные междометия как особая группа слов.

16.    Понятие синтаксиса и предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы – единицы языка и речи.

17.    Предложение. Синтаксема и ССЦ как нетрадиционные единицы синтаксиса.

18.    Словосочетание как синтаксическая единица. Разряды словосочетаний.

19.    Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности.

20.    Язык и речь. Предложение и высказывание. Основные признаки высказывания.

21.    Предложение. Грамматическая и семантическая структура предложения.

22.    Модальная рамка высказывания. Средства выражения субъективной модальности.

23.    Главные члены предложения как предикативный центр. Подлежащее, сказуемое, их разновидности и способы выражения.

24.    Распространение простого предложения. Второстепенные члены предложения.

25.    Осложнение простого предложения. Обособленные члены.

26.    Односоставные предложения, их типология, структура, использование в речи.

27.    Неполные и эллиптические предложения, их типология, структура, использование в речи.

28.    Нечленимые предложения. Слова-предложения. Структурные и семантические особенности.

29.    Синтаксические конструкции расчленения Парцелляция, сегментация. Присоединение.

30.    Актуальное членение предложение. Тема и рема. Средства выражения актуального членения.

31.    Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационные особенности медиатекста.

Основная литература

1.    Белошапкова В.А. Современный русский язык. М.,1989.

2.    Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис. М., 2003.

3.    Редькина Т. Ю. Русский язык и культура речи. Ч. 1. СПб., 2007.

4.    Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.

5.    Современный русский язык. Часть 2. Синтаксис / под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1976.

Дополнительная литература

1.    Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.,1990.

2.    Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999.

3.    Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. М., 1979.

4.    Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., 1986.

5.    Гак В. Г. От ситуации к высказыванию // Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998. С. 197 – 364.

6.    Гвоздев А. Н. Современный русский язык. Ч.2. М., 1977.

7.    Головин Б.Н. Основы теории синтаксиса современного русского языка. Н.Новогород,1994.

8.    Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М.,2001.

9.    Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998.

10.    Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в тексте: учеб. пособие. Л.,1989.

11.    Камынина А.А. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. М.,1983.

12.    Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М.,1976.

13.    Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М.,2004.

14.    Лекант П.А. Что такое подлежащее? // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста: сб. статей. М.,2002.

15.    Ломов А.М. Типология русского предложения. Воронеж,1994.

16.    Ляпон М.В. Слова-предложения // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н.Караулов. М.,1998.

17.    Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике. 2010

18.    Распопов И.П. Спорные вопросы синтаксиса. Ростов н/Д., 1981.

19.    Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. Л.,1975

20.    Редькина Т. Ю. Современный русский язык. Часть 1. СПб., 2006.

21.    Русская грамматика. Т. 1. М., 1982.

22.    Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). М., 1996.

23.    Русский язык: Энциклопедия. М., 1979.

24.    Сахарный Л. В. Психолингвистические аспекты теории словообразова¬ния. Л., 1985.

25.    Тестелец Я.Г. Введение в общий синтаксис. М..2001.

26.    Современный русский язык: Активные процессы на рубеже ХХ – ХХ1 веков. М., 2008.

27.    Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. М.,1977

28.    Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л.,1941.

 просмотров: 1569 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль