Литературное редактирование журналистского текста

Очная форма обучения. 3 курс
Литературное редактирование журналистского текста
12 февраля 2013
Преподаватель: Васильева Виктория Владимировна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: речевой коммуникации

План лекционных занятий

13 февраля. Введение: структура и задачи курса. Редактирование как вид профессиональной деятельности. Автор – текст – редактор. Критерии анализа речевого произведения в процессе редактирования Редакторский прогноз восприятия текста аудиторией

20 февраля. Основные свойства журналистского текста как объекта работы редактора. Информативность текста и виды информации.

27 февраля. Профессиональное чтение, его виды. Принципы и виды правки. Основные технические требования к правке.

6 марта. Основные законы логики и работа редактора с логической стороной текста. Нарушение логических законов и правил как риторический прием в текстах СМИ.

13 марта. Работа редактора с фактической основой текста. Критерии авторитетности источника информации для ее проверки. Цифра как вид фактического материала и элемент текста. Работа редактора со статистикой.

20 марта. Смысловая структура текста. Работа редактора с композицией текста. Работа редактора с текстами разных жанров СМИ.

27 марта. Различные способы изложения в журналистском тексте как предмет работы редактора.

3 апреля. Стилистическая правка как заключительный этап редакторской работы с текстом. Специфика редактирования телевизионных и радиотекстов.

План практических занятий

Занятие 1. Повторение орфографических и пунктуационных норм. Ошибки грамматические и речевые.

Занятие 2. Корректурные знаки. Технические ошибки.

Занятие 3. Работа с «глазными» ошибками. Ошибки, которые не могут быть устранены с помощью компьютерной проверки правописания.

Занятие 4. Информационное содержание текста: виды информации.

Занятие 5. Приемы профессионального чтения и виды правки.

Занятие 6. Работа редактора с фактической основой текста: проверка фактов.

Занятие 7. Работа редактора с «чужим словом» в тексте СМИ. Цитаты как вид фактического материала.

Занятие 8. Таблицы и выводы как способ оформления статистических данных в рамках публикации.

Занятие 9. Работа редактора над композицией рукописи. Рамочные элементы текста.

Занятие 10. Работа редактора над текстами, различными по способу изложения.

Занятие 11. Редакторская работа с текстами разных жанров СМИ.

Занятие 12. Построение и стилистическая обработка текстов новостной информации.

Занятие 13. Редактирование телевизионных и радиотекстов: «перевод с письменного на устный».

Занятие 14. Стилистическая правка текста.

Занятие 15. Комплексная работа редактора над текстом. Общение с автором.

Занятие 16. Итоговое тестирование.

Практические занятия ведут: 1 группа (ПП1), 3 группа (РТ1), 4 группа (РТ2), 8 группа (ВЖ1) – Новокшенов Дмитрий Евгеньевич, ст. преподаватель; 2 группа (ПП2) – Васильева Виктория Владимировна, канд. филол. наук, доц.; 5 группа (РТ3), 6 группа (МЖ1) – Коняева Юлия Михайловна, канд. филол. наук, ст. преподаватель; 7 группа (МЖ2), 9 группа (ВЖ2) – Фещенко Лариса Георгиевна, канд. филол. наук, доц.

Критерии оценки (зачет)

Зачет ставится по результатам работы студента на практических занятиях и складывается из:

1)    отсутствия пропусков занятий в течение семестра без уважительных причин;

2)    выполнения студентом домашних заданий;

3)    положительной оценки за тест по теоретической (лекционной) части курса (не менее 60% правильных ответов).

Студенты, не справившиеся с программой практических занятий и тестом, сдают зачет в устной форме по билетам, включающим два вопроса: 1) теоретический вопрос, 2) практическое задание по редактированию текста, предложенного преподавателем.

Вопросы к устному зачету

1.    Редактирование как вид профессиональной деятельности.

2.    Основы профессионального общения редактора и автора.

3.    Проблема прогноза восприятия текста аудиторией.

4.    Критерии анализа речевого произведения в процессе редактирования.

5.    Основные свойства текста как объекта работы редактора.

6.    Информативность текста и виды информации.

7.    Профессиональное чтение, его виды.

8.    Принципы и виды правки.

9.    Основные технические требования к правке.

10.    Специфика редактирования телевизионных и радиотекстов.

11.    Основные законы логики и работа редактора с логической стороной текста.

12.    Нарушение логических законов и правил как риторический прием.

13.    Работа редактора с фактической основой текста.

14.    Критерии авторитетности источника информации для ее проверки.

15.    Цифра как вид фактического материала и элемент текста.

16.    Работа редактора со статистикой.

17.    Таблицы и выводы как способ оформления статистических данных.

18.    Цитаты как вид фактического материала.

19.    Работа редактора с композицией текста.

20.    Работа редактора с текстами разных жанров СМИ.

21.    Различные виды текста и способы изложения как предмет работы редактора.

22.    Работа с текстами смешанных способов изложения.

23.    Виды и типы ошибок.

24.    Методы и приемы стилистической правки текста.

Основная литература

1.    Колесников Н. П. Практическая стилистика и литературное редактирование. М., 2003.

2.    Кузьма А. Я., Неупокоева О. В., Фещенко Л. Г. Сборник упражнений по литературному редактированию: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Г. Фещенко. СПб., 2003.

3.    Накорякова К. М. Редактирование материалов массовой информации. М., 1994.

4.    Сенкевич М. П. Культура радио- и телевизионной речи. М., 1997.

5.    Сметанина С. И. Литературное редактирование для студентов журналистов и специалистов по связям с общественностью. СПб., 2003.

6.    Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В. И. Максимова. М., 2004.

Справочная литература

1.    Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. (Любое издание после 2000-го года)

2.    Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С А. Кузнецов. СПб., 1998.

3.    Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи: Стилистический словарь вариантов. М., 2001.

4.    Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М., 1998.

5.    Мильчин А. Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания. М., 2005.

6.    Розенталь Д. Э., Джаджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998.

7.    Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. – М., 2003.

Дополнительная литература

1.    Воскобойников Я. С., Юрьев В. К. Журналист и информация: Профессиональный опыт западной прессы. М., 1993.

2.    Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1988.

3.    Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

4.    Горбачевич K. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

5.    Зарва М. В. Слово в эфире: О языке и стиле радиопередач. М., 1971.

6.    Коньков В. И. Речевая структура газетного текста. СПб., 1995.

7.    Коньков В. И., Неупокоева О. В. Функциональные типы речи. М., 2011.

8.    Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.

9.    Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок. М., 1980.

10.    Кромптон А. Мастерская рекламного текста. Тольятти, 1995.

11.    Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана: Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. М., 2001.

12.    Мильчин А. Э. Памятная книга редактора. М., 1988.

13.    Морозова И. Слагая слоганы. М., 1998.

14.    Мучник Б. С. Человек и текст. М., 1985.

15.    Накорякова К. М. Литературное редактирование: Общая методика работы над текстом. Практикум. М., 2002.

16.    Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учебное пособие. М., 1997.

17.    Редактирование отдельных видов литературы / Под ред. Н. М. Сикорского. М., 1987.

18.    Русский язык конца ХХ столетия (1986-1995). М., 1996.

19.    Свинцов В. И. Логика. М., 1987.

20.    Сенкевич М. П. Культура радио- и телевизионной речи. М., 1997.

21.    Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений. М., 1984.

22.    Солганик Г. Я. Стилистика текста. М., 1997.

23.    Солганик Г. Я. Основы лингвистики речи. МГУ, 2010.

24.    Фещенко Л. Г. Структура рекламного текста. СПб., 2003.

 просмотров: 1179 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль