КЛЮЕВА Наталья Юрьевна
Доцент, кандидат филологических наук
n.klyueva@spbu.ru
Публикационная активность в системе Pure
Образование
В 2008 году окончила Южный федеральный университет по специальности «Филология», в 2010 году – магистратуру ЮФУ по специальности «Теория и практика обучения межкультурной коммуникации в полиэтнической и поликультурной среде».
В 2014 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Прагматика синтаксиса художественного текста (на материале рассказов А.И. Солженицына)» (специальность 10.02.19 «Теория языка»).
В 2023 г. Приказом Минобрнауки РФ присвоено ученое звание доцента.
Членства
Лектор «Российского общества Знание»
Член редколлегии журнала "Век информации" (сетевое издание)
Член Международной Ассоциации исследователей языка медиакоммуникации
Тренер Клиники коммуникационных проектов СПбГУ
Эксперт конкурсной комиссии Международного конкурса «Фестиваль сочинений РусФест»
Победитель (2024 г.) конкурса «СТИХиЯ Пушкина», этап «Художественное прочтение ‘Сказки о Золотом петушке’». Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.
Финалист «Лиги лекторов 2023» («Российское общество Знание»).
Профессиональное развитие:
В 2022 г. прошла профессиональную переподготовку по программе «Психолог-консультант» - 256 ч.
В 2024 г. прошла повышение квалификации в АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка» по курсу «Мягкие навыки» - 118 часов.
В 2024 г. прошла обучение в образовательной программе «Голос поколения. Преподаватели» от Минобрнауки РФ и Росмолодежи.
Курсы повышения квалификации:
«Цифровой учебный контент: создание, выбор, апробация», 18 часов (30.09.2023 г., ООО «Юрайт-Академия», г. Москва).
«Эффективный текст в профессиональной коммуникации», 72 часа (16.03.2020 г.);
«Рекламные, имиджевые, маркетинговые коммуникации: стратегия, планирование и оценка эффективности», 72 часа (16.03.2020 г.);
«Оказание первой помощи в образовательных организациях», 28 часов (16.04.2021 г., 2023 г.);
«Организация и сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», 28 часов (30.04.2021 г.);
«Функционирование электронной информационно-образовательной среды образовательной организации и ее использование при реализации образовательных программ высшего образования: цифровые компетенции и цифровая грамотность в области информационно-коммуникационных технологий», 28 часов (28.05.2021 г.).
«Рекламные и PR-коммуникации в медиасфере», 72 часа (04.09.2017 г.).
В 2024 году прошла 23 онлайн-курса (в том числе от АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», «Российского общества Знания», «Росмолодежи», «Юрайт. Академии»): «Сторителлинг в бизнесе», «Невербальное поведение в публичном выступлении», «Системное мышление», «Критическое мышление», «Развитие талантов. Инструменты руководителя», «Развитие талантов. Планирование развития сотрудника», «Развитие команды», «Развитие талантов: Коучинг как инструмент руководителя», «Развитие талантов: Обратная связь для развития сотрудников», «Обратная связь (24/7)», «Как быть крутым командным игроком?», «Как управлять своими эмоциями?», «Развитие талантов: Мотивация на развитие в будущей роли», «Как интересно выступать публично?», «Как мыслить нестандартно при решении рабочих задач?», «Ловушки мышления», «Экосистема молодёжной политики. Для специалистов», «Азбука поколений», «Эффективные коммуникации», «Развитие личного бренда» и др.
Пройденные актуальные онлайн-курсы в 2022-2023 гг:
1. Онлайн-конференция «Краеведение для детей и подростков», 30 часов, 7-10 июня 2022 г.
2. Онлайн-конференция «Я пишу для детей и подростков», 30 часов, 8-10 ноября 2022 г.
3. Интенсив по ведению YouTube- каналов, март 2023 г.
4. Программа онлайн-обучения "Коуч. Старт в профессию", сертификат от Международного университета Global Coaching, 2.12.2022 г.
5. Онлайн-курс «Юрайт: курс ведущего преподавателя», 3 ч. (20.09.2023).
6. Онлайн-курс «Личная эффективность» от «Знание.Академия» Российского общества Знание, 22.09.2023.
7. Онлайн-курс «Личный бренд просветителя» от «Знание.Академия» Российского общества Знание, 12.10.2023.
Профессиональная деятельность
С 2008 по 2011 гг. являлась редактором и корректором редакционно-издательского отдела Института архитектуры и искусств ЮФУ.
В 2011–2012 гг. вела авторскую программу «Созвучье слов живых» на «Радио СОФИЯ».
С 2011 по 2014 гг. работала редактором, журналистом в Ростовской-на-Дону епархии Русской православной церкви. С 2012 по 2015 год являлась литературным редактором журнала «Вестник Донской Митрополии».
В 2014 – 2021 гг. работала руководителем пресс-службы Ростовского кафедрального собора.
С 2013 по 2014 гг. преподавала на заочном отделении факультета философии и культурологии ЮФУ, а в 2015 г. – в Ростовском финансово-экономическом колледже РГЭУ (РИНХ).
В 2015 – 2022 г. работала в должности доцента на кафедре «Массовые коммуникации и прикладная лингвистика» Ростовского государственного университета путей сообщения. Читала лекции и вела практические занятия по дисциплинам: «Риторика», «Копирайтинг», «Этика профессиональной деятельности», «История русской и зарубежной литературы», «Культура речи и деловое общение», «Русский язык и основы редактирования», «Визуальные коммуникации».
Работа в СПбГУ
В 2022 году, пройдя конкурс, начала работать в Санкт-Петербургском государственном университете в должности старшего преподавателя, затем, с 2024 года – в должности доцента кафедры рекламы.
Ведет лекционные и практические занятия по дисциплинам:
«Коммуникативный практикум»,
«Копирайтинг»,
«Разработка и продвижение digital-контента»,
«Теория и практика рекламы».
Практические занятия:
«Основы рекламы и паблик рилейшнз»,
«Теория и практика рекламы и связей с общественностью в коммерческой сфере»,
«Теория и практика рекламы»,
«Трендсеттеры креативной рекламы»
«Креативные технологии рекламы».
Ведет обучение по ДПО, читает курсы:
"Основы интегрированных коммуникаций в цифровой среде"
"Разработка рекламного и PR- продукта, digital-контент".
Является руководителем производственной практики (профессионально-творческой практики) у магистрантов "Медиакоммуникации".
Секретарь и модератор программного мероприятия (круглого стола "Вербально-визуальные связи в языке рекламы") Международной научно-практической конференции «Язык в координатах массмедиа» (2023 г.)
Внеучебная работа со студентами
С 2022 г. является тьютором Клиники коммуникационных проектов СПбГУ, сопровождала студенческие коммуникационные и PR проекты для организаций: строительный холдинг «КВС», бизнес-школа ИМИСП, художественная галерея «Краски жизни», ювелирный медиахолдинг Junwex, «Палеопарк России», Федерация тяжелой атлетики Санкт-Петербурга, Комитет по делам ЗАГС Правительства Санкт-Петербурга, Центр искусственного интеллекта и науки о данных СПбГУ.
В 2023 г. на базе СПбГУ запустила авторский проект курса тренингов «Мастерская вкусной речи» для студентов ВШЖиМК vk.com/vkus.rech. Курирует работу команды студентов по созданию и наполнению научно-развлекательного медиа в социальной сети «ВКонтакте» «Мастерская вкусной речи» с 600 подписчиками. В 2024 г. запущен ежемесячный подкаст «Потише».
Участие в реализации гранта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 075-15-2021-1038 (2021) на разработку программ бакалавриата и магистратуры по профилю «искусственный интеллект», повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций высшего образования в сфере искусственного интеллекта. Экспертное участие: организация работы студентов по продвижению магистерской программы
Организатор совместного с Ботаническим садом СПбГУ мероприятия, посвященного 225-летию А.С. Пушкина «Пушкинский пикник» (2024 г.)
Общий стаж научно-педагогической работы – 10 лет.
Общее количество опубликованных научных работ – 75.
Общее количество учебных и учебно-методических пособий – 6.
Разработала онлайн-курс из 15 видео-лекций по копирайтингу.
Иные активности:
Финалист, дипломант Всероссийского фестиваля русской речи «Русское слово» (2010 г., Санкт-Петербург, РОПРЯЛ).
Ведущая авторской радиопрограммы о русском языке «Созвучье слов живых» на «Радио СОФИЯ» (2011-2012 гг., Ростов-на-Дону).
Призер Всероссийского конкурса «Фестиваль сочинений РусФест» (2020 г., Вологда).
Эксперт Международного образовательно-патриотического конкурса «Фестиваль сочинений РусФест» (2021, 2022 гг, Вологда).
Победитель Всероссийского конкурса «Педагогическое призвание» для педагогических работников РЖД (2021 г., Москва).
Финалист (номинант) регионального и федерального этапов конкурса национальной премии «Гражданская инициатива» с проектом «Открой в себе Ломоносова» (2020-2021 гг., Ростов-на-Дону, Москва).
Финалист Всероссийского конкурса «Лучший лектор» (2021 г., Москва, «Российское общество Знание»).
Полуфиналист Всероссийского конкурса «Лига лекторов» (2022-23 гг., Москва, «Российское общество Знание»).
Руководитель секции «Имиджмейкинг и брендинг в медиапространстве: технологии создания и продвижения, роль в современном мире» IX Международной научно-практической конференции «Реклама и связи с общественность: традиции и инновации», г. Ростов-на-Дону, 2021 г.
Член жюри Всероссийского конкурса школьников по журналистике, фотожурналистике, рекламе и PR (2018, 2021 гг., Ростов-на-Дону).
Куратор группы студентов-участников конкурса «Акселератор студенческих инновационных проектов» (2022 г.).
Эксперт в сфере литературы и образования в эфирах «Дон-медиа» (телеканала «ДОН 24» и радиоканала «FM-на-Дону»
Автор просветительского проекта – видеолектория «Скандальная классика» и одноименной научно-популярной книги (2022 г.) "Скандальная классика" в издательстве Ridero ridero.ru
Автор журналистских и публицистических работ и 3 поэтических сборников.
Ведет профессиональный и творческий блог о языке, литературе и культуре чтения и видеоканал о языке, литературе, устной речи, педагогическом мастерстве
Научные публикации за период 2018-2024 годы (индексация в SCOPUS, ВАК, РИНЦ)
Ushakov, D., Malishevskaya, N., Mazikova, N., Rubinskaya , E. Natural Externalities of Economic Growth Stabilization // Lecture Notes in Networks and Systems (XV International Scientific Conference “INTERAGROMASH 2022”), vol 575. Springer, Cham, 2023 (индексирована в SCOPUS).
Мазикова Н.Ю. Юмор в спонтанной медиаречи 2017-2022 гг.: языковые модели и прагматические эффекты // Медиалингвистика. 2024. Т. 11. № 1. С. 103-123. (индексирована в SCOPUS).
Мазикова Н.Ю. Креативный потенциал трендовых коротких видео в социальных сетях // Медиа в современном мире. 63-и Петербургские чтения. Сборник материалов Международного научного форума. В 2-х томах. Санкт-Петербург, 2024. С. 217-218.
Власова Е.В., Мазикова Н.Ю. Актуальные методы создания воронок продаж для массовых online-курсов // Новые тренды журналистики и массовых коммуникаций – 2024: Сборник научных трудов III Междунар. научно-практич. конф. Москва, 19 апреля 2024 г. / Отв. ред. Д.В. Неренц. М.: РГГУ, 2024. С. 163-167.
Мазикова Н.Ю.: «Россия и русский человек в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»: современный взгляд». // VIII Международная научная конференция «Образ Родины: содержание, формирование, актуализация», Москва, МХПИ, 19-20 апреля 2024г.
Мазикова Н.Ю. Трендовые короткие видео: особенности коммуникации с аудиторией в социальных сетях // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации. Материалы XI Международной научно-практической конференции (31 мая 2024 г., г. Ростов-на-Дону).
Мазикова Н.Ю. «На пары бегу»: как мотивировать студентов-зумеров учиться? // Медиалингвистика. Материалы VIII международной научной конференции. Санкт- Петербург, 2024. С. 709-713.
Мазикова Н.Ю. Вера, надежда и любовь: христианская мораль в романе И.А. Гончарова // Сборник докладов Международных научных конференций, 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина, 185-летию усадьбы Добролюбовых и 215-летию автора проекта усадьбы Г.И. Кизеветтера посвящается. Нижний Новгород, 2024. С. 37-42.
Мазикова Н. Ю. Непрямое речевое воздействие средствами синтаксиса в рекламе товаров для детей. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: в 2 ч. Ч. 1. – Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2018. – С. 252-258.
Мазикова Н. Ю. Читая – думать и развиваться. Труды 15-й Международной научно-практической Интернет-конференции. Преподаватель высшей школы в ХХI веке. – Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2018 г. С. 78-84.
Мазикова Н. Ю. Материальное и духовное в образе Родины: этимологический аспект. Сборник материалов II Международной научной конференции. Образ Родины: содержание, формирование, актуализация. – М.: МХПИ, 2018. – С. 102-108.
Мазикова Н. Ю. Синтаксические особенности рассказов А.И. Солженицына: прагмалингвистический аспект. Сборник материалов международной научной конференции. Личность и творчество А.И. Солженицына в контексте мировой культуры. – Ростов н/Д; Таганрог: Издательство ЮФУ, 2019. – С. 66-73. elibrary.ru/item.asp
Мазикова Н. Ю. Реализация экспрессивной прагматической функции в спортивном репортаже. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Дискурсология и медиакритика современных средств массовой информации. – Белгород: «ПОЛИТЕРРА», 2019. – С 173-180. elibrary.ru/item.asp
Мазикова Н. Ю. Качества успешной речи как важная составляющая имиджа медийной личности. Сборник материалов Восьмой Международной научно-практической конференции. Реклама и связи с общественность: традиции и инновации. Ростов н/Д: РГУПС, 2020. – C. 187-193.
Мазикова Н.Ю. «Homo lectio» – вымирающий вид? о путях популяризации чтения. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере. – Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2020. – С. 105-112.
Мазикова Н. Ю. Повтор в письменной и устной речи как прагматическое средство актуализации авторских смыслов. Вестник Челябинского государственного университета. – №11 (445). – 2020. Филологические науки. Вып. 122. – С. 63-73. (№ 714 из перечня журналов ВАК от 21.12.2021 г.)
Мазикова Н. Ю. Диалогическая функция вставочных конструкций (на примере художественного, рекламного текста и спонтанной речи). Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. – Том 6 (72). – № 2. – 2020 г. – С. 95–115. (№ 2390 из перечня журналов ВАК от 21.12.2021г.).
Мазикова Н. Ю. Вечная и всегда актуальная: к вопросу о культурном статусе русской литературы. Сборник трудов Международной конференции. Актуальные проблемы и перспективы развития транспорта, промышленности и экономики России. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2020. – С. 148-152. elibrary.ru/item.asp
Мазикова Н. Ю. Прагматика синтаксических средств членимости в современном художественном тексте. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – №2 (155). – 2021. – С. 127-135 (№ 1039 из перечня журналов ВАК от 21.12.2021г.)
Мазикова Н. Ю., Канаш О. С. Стоп-слова в продающих текстах социальных сетей. Сборник трудов Международной научно-практической конференции. Транспорт: наука, образование, производство. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2021. – С. 160-164.
Мазикова Н. Ю. Тайны русской души – в великих значениях русского языка. Сборник материалов ХVI Международного форума. Хотят ли русские войны. – Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – С. 178-180.
Мазикова Н. Ю.. Афанасьев М. Эффективность контента РРКПОО «Альянс Франсез» в социальных медиа. Материалы Девятой Международной научно-практической конференции. Реклама и связи с общественность: традиции и инновации. Ростов н/Д: РГУПС, 2021. С. 102-106.
Мазикова Н. Ю., Файзенберг Я. А. Психологические аспекты создания образов в рекламе. Материалы Девятой Международной научно-практической конференции. Реклама и связи с общественность: традиции и инновации. Ростов н/Д: РГУПС, 2021. С. 106-110.
Мазикова Н. Ю. Негативная семантика в «положительных» русских словах: духовно-культурный аспект. XXVI Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 19–20 апр. 2022 г. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2022. – Т. I. С. 318-324.
Мазикова Н. Ю. Учебный аккаунт студента в социальной сети как презентационное портфолио для работодателя. Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения: сб. матер. Междунар. научн. форума (21–22 апреля 2022 г.) / отв. ред. А. А. Малышев. В 2 т. Т. 2. С. 137-139.
Мазикова Н.Ю. Повышение мотивации студентов к учебному процессу с помощью метода «Домашние задания в соцсети». Труды 19-й Международной научно-практической конференции «Преподаватель высшей школы в ХХI веке». Сборник 19. Ростов н/Д: Ростов. гос. ун-т путей сообщения, 2022. ̶ 346 c. – С. 112-122.
Мазикова Н. Ю. Домашние задания в соцсети как новый инструмент в цифровой педагогике высшей школы. Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и формирования языковой компетенции юристов в современных условиях» 22.03.2022 г. Ростов-на-Дону: ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2022. С 176-187.
Мазикова Н. Ю., Суровцева М. Г. Языковые средства установления контакта с адресатом в рекламном тексте. Известия ВГПУ. – Волгоград, 2022. №6 (169). ВГСПУ. Научное издательство ВГСПУ «Перемена» с. 126-134 (№ 1039 из перечня журналов ВАК от 21.12.2021г.)
Мазикова Н. Ю., Пашкова Д. И. Языковые особенности фейковых сообщений, часто пересылаемых в мессенджерах Материалы VI международной научной конференции. Науч. редактор Л. Р. Дускаева, отв. редактор А.А. Малышев. Санкт-Петербург, 2022.
Мазикова Н. Ю. Мир преступников и преступниц в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Транспорт: наука, образование, производство: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, РГУПС, 2022. С. 268-272.
Мазикова Н. Ю. Языковой портрет фейковых сообщений, часто пересылаемых в мессенджерах // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2023. Т. 9. № 1. С. 152-165 (из перечня журналов ВАК).
Мазикова Н.Ю. Прагмалингвистические особенности рекламного текста в социальных сетях // Международная научно-практическая конференция «Язык в координатах массмедиа», СПб, 2023.
Учебные пособия за период 2018-2022 гг.:
Мазикова Н. Ю. Прагматика языка рекламной коммуникации: учебное пособие. ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2021. – 68 с.
Мазикова Н. Ю. Прагматическая специфика синтаксических конструкций в рекламном тексте: учебное пособие. ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2021. – 64 с.
Темы выпускных квалификационных работ студентов под научным руководством Клюевой Н.Ю.:
Защищенные в 2024 г.:
"Управление образовательным медиапроектом в социальной сети «Вконтакте»"
“Влияние технологий подкастинга на лояльность потребителей в цифровой среде»
"Потенциал мемов в PR-коммуникации с целевыми группами"
«Лендинг в продвижении услуг компании дополнительного образования»
«Рекламный видеоконтент в социальных сетях»
"Интернет-мемы в продвижении бренда в социальных сетях"
Примерные темы для выбора:
1. Создание лендинга для продвижения услуг репетитора / фотографа / дизайнера / кондитера
2. Коммуникативные возможности прямых эфиров в социальных сетях
3. Продвижение услуг с помощью продающих вебинаров
4. Роль юмора в современном рекламном обращении
5. Роль юмора в современном PR-сообщении
6. Коммуникативный потенциал юмора в уличных вывесках организаций
7. Влияние пользовательских комментариев в социальных сетях на коммуникативную стратегию / Роль пользовательских комментариев на формирование эффективной коммуникативной стратегии
8. Диалогические средства привлечения внимания в рекламных вывесках г. Санкт-Петербурга
9. Нативная реклама в подкастах.
10. Подкасты от брендов как разворот к горизонтальной коммуникации
11. Роль коротких видео в коммуникации с целевыми группами.
12. Инструменты влияния на поколение зумеров в интернет-рекламе
13. Инструменты влияния на женские целевые группы в интернет-рекламе
14. Резюме для hh.ru как эффективная форма самопрезентации специалиста
15. Собеседование с работодателем как защита проекта