Спектакль "Среди миров..." по произведениям Ф.М. Достоевского: отзывы студентов
Театр в особняке Вильгорских
21 апреля в особняке Вильгорских на Итальянской улице «Классический театр» представил премьерный спектакль «Среди миров...» (по произведениям Ф.М. Достоевского «Подросток», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание» и «Бесы»).
Первое, о чем хочется сказать, это шок, который мы пережили, когда сотрудники театра объяснили, что представление проходит прямо на лестничной площадке дома. Сказать, что я удивилась – это ничего не сказать. Нам показали лучшие «места» на длинном пролете, которые мы поспешно заняли, и представление началось.
Иногда во время представления актеры оказывались на расстоянии вытянутой руки. Это очень странно, но одновременно это завораживает и не дает заскучать. Из-за отсутствия вообще каких-либо декораций, кроме старинной лестницы и каменных стен, которые много повидали за время своего существования, я словно провалилась в XIX век.
Постановка – несколько монологов знаменитых персонажей Достоевского о деньгах, о современном мире и людях, их нравах и не очень высоких ценностях, об их поступках и путях исправления.
Больше всего мне понравился монолог Николая Ильича Снегирева по роману «Братья Карамазовы». Играл этого героя, а точнее, проживал его судьбу, народный артист России Юрий Лазарев. Мы наблюдали, как человек в считанные минуты принимает, возможно, самое важное решение в жизни. Взять ли деньги, которые могли бы помочь выжить его семье и потерять свое достоинство, или остаться жить в жуткой бедноте, но с честью. Снегирев терпит унижения ради своей семьи, в которой больные жена и дочь, маленький сын Илюша, и вторая дочка-курсистка, на которой все хозяйство и держится. Над Илюшей из-за этого в школе насмехались, и мальчик решил драться-воевать чуть не со всей школой за своего отца, пьяницу и шута. Маленький ребенок понимает, что нельзя отцу принимать эти подлые деньги, нельзя терпеть унижения, и со слезами на глазах говорит, что надо вызвать обидчика на дуэль или уехать из города. Снегирева поражает, что его малолетний сынишка понимает то, что не понимает он сам, взрослый мужчина, такие важные вещи, что его помыслы такие чистые и правильные. Николай Ильич бросает деньги на пол, топчет их, возвращая свое достоинство!
Благодаря потрясающей актерской игре у меня появилось ощущение, что я -прохожий, который наблюдает за всей этой картиной. Случайный прохожий, сострадающий Николаю Ильичу и желающий ему помочь. Мне кажется, что в этом и заключается основная миссия театра – вызывать искренние чувства у зрителей.
Полина Васильева, 1 курс РиСО
«Среди миров» по лестнице
Петербургский режиссер Людмила Мартынова осуществила одну из самых оригинальных, на мой взгляд, идей по постановке произведений Ф.М. Достоевского. Её смелое решение забрать у актеров привычную сцену и заменить ее лестничным пролетом принесло свои плоды. Динамика происходящего в процессе оставляет наблюдателей под особым впечатлением надолго. В течение всего спектакля действие переходит с одной части лестницы на другую. Таким образом, отпает необходимость в изменении декораций, зрителям просто нужно перевести взгляд на один пролет выше или ниже. Освещение и цветовое решение создают невероятную близость к героям, они появляются из «ниоткуда» и исчезают в «никуда». Это накладывает определенный мистический ореол вокруг каждого из них. Отдельным пунктом хотелось бы выделить хореографию. Каждый шаг по лестнице напрямую связан с мыслями и эмоциями действующих лиц.
В спектакле «Среди миров» невозможно выделить самую важную сцену, так как каждый момент с филигранной точностью и аккуратностью вплетен в другой. Их даже не поменять местами, ведь драматизм растет от начала к концу.
Непонятным в спектакле может показаться выбор действующих лиц, но даже это в момент развязки встает на свое место. Реплики героев звучат так, что невозможно не сочувствовать их переживаниям.
Этому спектаклю нельзя ставить оценку. Он другой, живой, танцующий. Посетить его стоит хотя бы ради того, чтобы стать частью происходящего лишь на миг. Познакомиться с героями, услышать их мольбу о помощи и пропустить эти переживания через себя, понимая, как они близки каждому из нас.
Павел Аленкин, 1 курс РиСО
Это новый театр?
Оказавшись в особняке графа Вильегорского, мы приготовились вальяжно разместиться на диванах уютной гостиной, но оказалось, что удобная старинная мебель не имеет никакого отношения к нашему будущему времяпровождению: всех зрителей торопливо выпроводили на лестницу, объясняя это возможностью первопришедшим занять лучшие места. Этот абсолютно неожиданный маневр загнал нас в тупик, полностью сбив с толку и обескуражив абсурдностью. В какой-то момент начало казаться, что ближайший час будет длиться вечно и пройдет в мучительном ожидании своего окончания, радовал лишь факт «часа», а не «трех» или «четырех». Но это было абсолютное заблуждение – час пролетел незаметно, а впечатления остались великолепные. Впервые я не платила ни за декорации, ни за удобное место, ни за громкие имена актёров, я купила билет в «другой мир». «Мир» в котором царит актёр, где не нужна лишняя атрибутика, только слова и жесты актеров, сотворивших новую реальность. Особенно впечатлил монолог Николая Ильича Снегирева («Братья Карамазовы») в исполнении народного артиста России Юрия Лазарева, ощущение его абсолютной реальности, цепляло от первого до последнего слова, не давая возможности отвлечься ни на секунду. Настасья Филипповна («Идиот») в исполнении Инессы Перелыгиной-Владимировой была чертовски хороша: её контакт со зрителем поражал и будоражил; столько эмоций, смен настроений и интонации тяжело представить, не то, что сыграть. Лестница – главная действующая площадка актёров, олицетворяющая собой душевные метания и добавляющая драматизма, особенно органично смотрелась в тот момент, когда звучали монологи Аркадия Долгорукого и Дарьи Онисимовны («Подросток») в исполнении заслуженного артиста России Евгения Баранова и заслуженной артистки России Ирины Балай. Хотя иногда из-за невероятно экспрессивной и эмоциональной актёрской игры становилось страшно за актёров, все-таки лестница вещь непредсказуемая да и зрители в радиусе полуметра, в сумме дают не самую безопасную и застрахованную от падений территорию. К тому же такая инсценировка не позволяет каждый момент наблюдать мимику, жесты актёра, что так желаемо и необходимо.
Мне кажется, что из-за этого не всем и не всегда понятно все происходящее, хотя переживания героев близки любому человеку. Но, может быть, театр, ставящий классику, дол-жен быть именно таким – театром актёров и их героев, без лишней мишуры и пафоса?!
Анна Иванова, 1 курс РиСО
Среди миров...
Этот дом на Итальянской улице Гектор Берлиоз называл «маленьким министерством изящных искусств». По сей день здесь устраиваются камерные концерты, спектакли, поэтические вечера.
«Классический театр» показывает здесь, на парадной лестнице дома, спектакль «Среди миров…» по произведениям Ф.Достоевского.» Если идти туда, не прочитав произведения Ф.М. Достоевского, то, скорее всего, вы мало что поймете. Но можно рискнуть… Самые яркие монологи из «Бесов», «Братьев Карамазовых», «Идиота» обретут живое воплощение на небольшой лестнице.
Тесно переплетающаяся цепочка зрителей ютилась вдоль стен. Отсутствие пространства, полумрак, срывающиеся голоса и безумные взгляды актеров... Осязаемое ощущение «достоевщины» холодными мурашками ползло по спине. Ярче всего это, пожалуй, было видно, когда в парадной появилась Инесса Перелыгина-Владимирова, исполнившая роль Настасьи Филипповны.
Свет в спектакле занимает особое место. Видно будет не много, однако в этом есть особая прелесть: начинаешь слушать внимательнее. Огромные, скатывающиеся по стенам тени актеров, специфическая акустика парадной, которая даже шепот делает громким, не говоря о крике, минимальное количество пространства все это заставит зрителя погрузиться в происходящее.
Варвара Вишневская, 1 курс РиСО
Миры людей – миры искусства
Все действо проходило на лестнице парадной особняка. Зрители стояли вдоль стен, наблюдая за стремительными перемещениями актеров по лестнице, и тем самым создавали своеобразный «живой коридор». Начало спектакля ознаменовалось внезапно раздавшимся причитанием «Хромоножки» (Марии Рубиной), которая незаметно для зрителей заняла место на диване, внизу, и яркий свет прожектора представил зрителям актрису. Отрешенный взгляд, монотонное повторение слов – все это оказывает мощное воздействие и задает интригующее начало спектакля.
Пожалуй, с первых минут мне стало ясно, что составляет идейную основу постановки – проникновенные, чувственные, живые монологи героев, слушая которые, поражаешься необыкновенному искусству актеров полностью отдаваться образу. Мужчина в сюртуке, появившийся рядом с Хромоножкой – Аркадий Долгорукий из произведения «Подросток» (заслуженный артист России Евгений Баранов) говорит сбивчиво, меняя интонации, от шепота переходя на крик, он мечется по лестнице, а потом вдруг останавливается, и психопатическое поведение сменяется глубокой сосредоточенностью. Лихорадочно герой говорит о своем недостойном происхождении. «Деньги…единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество», – вот девиз, ведущий его к идеалу человека.
Однако более всего на меня произвела впечатление игра народного артиста России Юрия Лазарева (Николай Ильич Снегирев из романа «Братья Карамазовы»). Проникновенный монолог о безденежье, о жизненных трудностях, несмотря на которые герой сохраняет чувство собственного достоинства, для меня явился чувственным ядром всего спектакля: слезы невольно выступали на глаза во время последних реплик.
Таким образом, нам, зрителям, действительно удалось побывать среди миров. Стоя на лестничном пролете старинного особняка, вглядываясь в лица актеров, находящихся на расстоянии вытянутой руки, невольно перемещаешься в эти самые «миры». Миры Федора Михайловича Достоевского. Туда, где люди, похожие на нас и одновременно другие, проносят свою историю сквозь время и пространство. Туда, где метания человеческой души рождают высокие и сильные чувства…
Карина Ляшенко, 1 курс РиСО
Фотографии Павла Аленкина