Литературная осень на журфаке

Ковидные ограничения потихоньку отступают, и осенью появилась возможность, хоть и с ограничениями, но все же вернуться в петербургские театры и музеи. Многие воспользовались этим шансом и рассказали о своих впечатлениях.

Самые яркие эмоции вызвали музеи Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Судьбы двух поэтов XXв., которых в знаменитом Постановлении 1946 года назвали «подонками и пошляками», никого не оставили равнодушными.

Ахматовский музей для одних посетителей начинается ещё до того, как они поднимаются в квартиру. «Первое, что бросается в глаза – стены, исписанные почитателями таланта Ахматовой, Маяковского, Мандельштама, огромное количество фотографий и вещей, посвященных Бродскому. Верным кажется решение сохранять все эти надписи», – считает Арина Красавина.

Другие считают, что пространство Ахматовой начинается с Шереметьевского сада, который тесно связан с жизнью Анны Андреевны: поэтесса любила в нем прогуливаться; сад рождал вдохновенные строки (“Смотрит в комнату старый клен”).

«У входа в квартиру, на вешалке настоящий раритет – пальто Николая Николаевича Пунина, хозяина квартиры. Далее атмосфера прошлого затягивает посетителей. Бытовые вещи – патефон, старая посуда, записка неразборчивым почерком на двери в коридоре – обыденные мелочи необыденной жизни Ахматовой» (А. Полуянова).

Особое впечатление производит Белый зал, который позволяет «вступить в прямую коммуникацию с вещами, письмами и фотографиями поэтессы. Для этого нужно поднести руку к предмету, и на экране появится информация про него — предмет заговорит» (Л. Бунина).

«Удивительная роскошь находиться в этом пространстве в одиночестве! Это даёт возможность почувствовать прошедшее время, представить себя опальной поэтессой… неугодной, гонимой...» (А. Лаврикова).

Музейное пространство Михаила Зощенко показалось иным.

«Пять минут по шумному Невскому Проспекту, поворот на уютную Малую Конюшенную, и в темной арке появляется надпись: «Музей Зощенко – квартира 119». Начало литературного путешествия», – с воодушевлением пишет Е. Сумрякова. «Образ Зощенко также складывается из многих деталей: любимые книги, одежда, даже запахи. В комнате писателя ничего лишнего: конторка, кровать и шкаф с любимыми книгами. » (Е. Сумрякова).

«После знакомства с кабинетом, краткой биографией его родителей и супруги писателя, нас пригласили в соседнюю комнату. Как раз ту самую бывшую комнату Веры Владимировны, супруги сатирика. В витринах — документы. Особенно сильно меня тронул небольшой лист, на котором писатель высчитывал необходимые суммы для лечения болеющей матери. Тут же он вёл записи-наблюдения о её состоянии. И самая душераздирающая запись: «умерла» подчёркнутая карандашом» (А. Раку).

Театральные впечатления несколько иные. Не самые богатые, потому что удалось посмотреть только две постановки: «Охота жить» по Шукшину в Театре на Васильевском и «Прошлым летом в Чулимске» в театре В.Ф. Комиссаржевской.

«Герои Шукшина – чудики, как их ласково называл сам писатель, – это люди, которые не вписываются в установленные нормы поведения. Те, кто поступает согласно своим внутренним убеждениям, а не согласно предписанным нормам. Чудики радуются тому, чему не принято радоваться, и совершают поступки, которые кажутся окружающим просто глупыми. Но ведь они это не со зла: они поступают так, как чувствуют… Четыре с половиной часа развивается сюжет, созданный в результате объединения многих шукшинских историй... Действие развивается, зрители замирают в ожидании кульминации... Второй акт и снова шутки, смех, объятия, соседские упреки... Смена локаций и актеров раскрывает по-новому личности героев Шукшина, их горести и радости, скрытые в глубине души. Тем, кто решится прожить, именно прожить, почти пять часов в «Театре на Васильевском» можно позавидовать...», – отмечает Ксения Якимович.

«Удивительный спектакль «Прошлым летом в Чулимске» подарил Академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевского», –написала Виктория Назарова. «Оглушающий выстрел, потухший свет... финальная сцена. Страх, непонимание и слезы. Сказать, что впечатлило, - ничего не сказать. Это завершение даёт зрителю возможность подумать, почему финал именно такой. Смотрела на одном дыхании. Хотелось бы проживать эти эмоции снова и снова. Спектакль «Прошлым летом в Чулимске» должен увидеть каждый».

Очень хочется надеяться, что так и будет, что следующая журфаковская литературная осень будет такой же наполненной событиями и теплом человеческого общения, как и прежде!


































































Текст - Н. Красильникова

Авторы фотографий - Д. Иванова, А. Новикова

Кафедра медиалингвистики | 8 января 2022

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль