Интерактивный словарь ключевых слов: дневник проекта. Пост 1.
Проект
Весной этого года преподаватели нашей кафедры Е.А.Щеглова, Ю.М.Коняева и Н.А.Прокофьева выиграли стипендию Фонда В.Потанина на разработку Интерактивного словаря ключевых слов текущего момента.
Цель проекта
Глобальной целью проекта является разработка и запуск пробной версии интерактивного интернет-словаря ключевых слов текущего момента. По наблюдениям авторов проекта, в учебной аудитории неизменным интересом пользуется обсуждение новых слов, возникающих под влиянием политической повестки дня. Эта лексика отражает изменения картины мира в сознании носителей языка и представляет запечатлённое в языке мгновение.
Особый интерес представляют причины возникновения ключевых слов - не каждое событие приводит к появлению таких лексем. Обучающимся интересно будет вывести закономерности возникновения ключевых слов. Следующий шаг в характеристике слов - механизмы словообразования. На примере ключевой лексики эпохи удобно демонстрировать словообразовательные модели, в том числе семантическую (семантический сдвиг и приобретение словом особого звучания и коммуникативного статуса). Наконец, не меньший интерес представляет возможность отследить этапы жизни ключевых лексем: появление, семантическое наполнение, пик популярности, исчезновение из узуса. На основе всех этих наблюдений можно составить полное лексико-семантическое описание слова и подготовить словарную статью.
Особой ценностью проекта является его интерактивность на протяжении всего цикла работы - от обнаружения ключевого слова до составления полновесной словарной статьи. Причастность самих обучающихся к этому процессу на всём его протяжении повышает в их глазах значимость составления Словаря ключевых слов текущего момента.
Задачи проекта
1. Подготовка онлайн-платформы
2. Запуск первой статьи
3. Разработка методики поиска ключевых слов
4. Запуск интерактивной платформы
5. Привлечение к работе обучающихся
6. Привлечение к работе партнёров
7. Апробация работы интерактивного словаря в учебной аудитории
8. Апробация международной работы с интерактивным словарём
9. Составление контента интерактивного словаря
10. Представление результатов проекта на международных конференциях.
Шаги для выполнения
Коллектив ставит перед собой амбициозную задачу разработки и запуска онлайн-платформы, которая позволит в реальном времени отслеживать появление ключевых слов, приращение их коннотативных значений и вхождение их в узус. Такой ресурс представляет собой ценность не только для учебного процесса но и для повседневного общения и понимания оттенков слова в (медиа)дискурсе.
Соответственно, первым шагом на пути выполнения проекта является создание самой онлайн-платформы и запуск пробных словарных статей из научного задела коллектива.
Следующий шаг - приглашение к сотрудничеству вузов-партнёров. С подробными инструкциями относительно использования ресурса. Заключение договоров о взаимодействии вузов-партнёров предполагается как продолжение взаимодействия.
Необходимостью представляется внедрение платформы в учебный процесс и апробация созданного ресурса как средства обучения и продвижения знания в учебной аудитории, ориентированной на выработку навыков речевого взаимодействия в медиадискурсе.
Результатом этого шага видится диагностика ошибок и недочётов работы интерактивного словаря с дальнейшей корректировкой работы ресурса.
На следующем этапе планируется оповещение широкой научной общественности о функционировании онлайн-платформы. Продвижение знания о ресурсе является неотъемлемой, приоритетной задачей коллектива.
Наша роль, как ведущего коллектива проекта, заключается в выполнении всех основных работ по созданию платформы и её контента, внедрению её в учебный процесс Санкт-Петербургского государственного университета, выработка методических рекомендаций по использованию платформы, поддержание её функционирования, модерирование контента, привлечение интереса широкой общественности к проекту.
В задачи наших партнёров входит апробация работы платформы в ходе учебного процесса обучающихся различных направлений и уровней подготовки (Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва), в изучении русского как иностранного (Университет Марии Склодовской-Кюри в Люблине), применения в правовой сфере (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ).