Интерактивный словарь ключевых слов: дневник проекта. Пост 1.

Проект

Весной этого года преподаватели нашей кафедры Е.А.Щеглова, Ю.М.Коняева и Н.А.Прокофьева выиграли стипендию Фонда В.Потанина на разработку Интерактивного словаря ключевых слов текущего момента.

Цель проекта

Глобальной целью проекта является разработка и запуск пробной версии интерактивного интернет-словаря ключевых слов текущего момента. По наблюдениям авторов проекта, в учебной аудитории неизменным интересом пользуется обсуждение новых слов, возникающих под влиянием политической повестки дня. Эта лексика отражает изменения картины мира в сознании носителей языка и представляет запечатлённое в языке мгновение.

Особый интерес представляют причины возникновения ключевых слов - не каждое событие приводит к появлению таких лексем. Обучающимся интересно будет вывести закономерности возникновения ключевых слов. Следующий шаг в характеристике слов - механизмы словообразования. На примере ключевой лексики эпохи удобно демонстрировать словообразовательные модели, в том числе семантическую (семантический сдвиг и приобретение словом особого звучания и коммуникативного статуса). Наконец, не меньший интерес представляет возможность отследить этапы жизни ключевых лексем: появление, семантическое наполнение, пик популярности, исчезновение из узуса. На основе всех этих наблюдений можно составить полное лексико-семантическое описание слова и подготовить словарную статью.

Особой ценностью проекта является его интерактивность на протяжении всего цикла работы - от обнаружения ключевого слова до составления полновесной словарной статьи. Причастность самих обучающихся к этому процессу на всём его протяжении повышает в их глазах значимость составления Словаря ключевых слов текущего момента.

Задачи проекта

1. Подготовка онлайн-платформы

2. Запуск первой статьи

3. Разработка методики поиска ключевых слов

4. Запуск интерактивной платформы

5. Привлечение к работе обучающихся

6. Привлечение к работе партнёров

7. Апробация работы интерактивного словаря в учебной аудитории

8. Апробация международной работы с интерактивным словарём

9. Составление контента интерактивного словаря

10. Представление результатов проекта на международных конференциях.

Шаги для выполнения

Коллектив ставит перед собой амбициозную задачу разработки и запуска онлайн-платформы, которая позволит в реальном времени отслеживать появление ключевых слов, приращение их коннотативных значений и вхождение их в узус. Такой ресурс представляет собой ценность не только для учебного процесса но и для повседневного общения и понимания оттенков слова в (медиа)дискурсе.

Соответственно, первым шагом на пути выполнения проекта является создание самой онлайн-платформы и запуск пробных словарных статей из научного задела коллектива.

Следующий шаг - приглашение к сотрудничеству вузов-партнёров. С подробными инструкциями относительно использования ресурса. Заключение договоров о взаимодействии вузов-партнёров предполагается как продолжение взаимодействия.

Необходимостью представляется внедрение платформы в учебный процесс и апробация созданного ресурса как средства обучения и продвижения знания в учебной аудитории, ориентированной на выработку навыков речевого взаимодействия в медиадискурсе.

Результатом этого шага видится диагностика ошибок и недочётов работы интерактивного словаря с дальнейшей корректировкой работы ресурса.

На следующем этапе планируется оповещение широкой научной общественности о функционировании онлайн-платформы. Продвижение знания о ресурсе является неотъемлемой, приоритетной задачей коллектива.

Наша роль, как ведущего коллектива проекта, заключается в выполнении всех основных работ по созданию платформы и её контента, внедрению её в учебный процесс Санкт-Петербургского государственного университета, выработка методических рекомендаций по использованию платформы, поддержание её функционирования, модерирование контента, привлечение интереса широкой общественности к проекту.

В задачи наших партнёров входит апробация работы платформы в ходе учебного процесса обучающихся различных направлений и уровней подготовки (Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва), в изучении русского как иностранного (Университет Марии Склодовской-Кюри в Люблине), применения в правовой сфере (Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ).

Екатерина Александровна Щеглова, Наталья Анатольевна Прокофьева | 25 июня 2020

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль