Посещение дома-музея А.А. Ахматовой
26 октября студенты второго курса посетили музей-квартиру А.А. Ахматовой — Фонтанный дом. Размещаем впечатления участников об этом событии.
Анна Спиричева
Возвращение к Ахматовой
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме стал для меня первым музеем в Петербурге. Нет, это не значит, что до этого я никогда не была в музеях - это моё первое самостоятельное посещение мемориального музея после переезда в Петербург прошлой осенью. Хорошо помню тот день и полученные впечатления. Это место сразу меня зацепило, осталось в памяти добрым воспоминанием и потребовало возвращения. И вот вернулась. Не жалею.
Почему же 44-я квартира во дворце Шереметева так притягивает меня. Мне здесь просто и, на удивление, уютно. Обычная коммуналка с небогатой обстановкой. Особенно мне нравится кухня, забитая баночками-скляночками, старенькой громоздкой посудой и домашней утварью. Уголок сына Анны Андреевны, великого историка Льва Гумилёва, – в коридорном тупичке. Здесь он занимался. Сюда за ним пришли, кажется, слышу шаги конвоев по половицам... В этой квартире Ахматова пережила много бед, здесь написала свои лучшие произведения, здесь в столовой "под присмотром Пушкина" собирались на чай её друзья и коллеги.
С моего прошлого посещения Фонтанного дома здесь кое-что изменилось – открыли интерактивный зал. Экскурсовод Ирина признаётся, что это место не полюбилось ей, и мне как-то не пришлось по душе. Плохо он, на мой взгляд, вяжется с обстановкой квартиры. Хотя впечатляет: стеклянные подсвеченные стенды со стихами поэтессы, личные фотографии… Здесь же её письмо Иосифу Сталину с просьбой освободить сына, рядом пропуск, по которому она каждый день входила в Фонтанный дом.
Мне кажется, что только теперь я поняла, какая это была сильная женщина, готовая постоять не только за себя, но и за тех, кого она искренне любит, но, в то же время, это трепетная душа, требующая заботы и внимания. Думаю, что снова вернусь сюда. Но, скорее всего, в одиночестве, чтобы вспомнить строки стихотворений Ахматовой, снова присесть на диван в столовой у портрета Пушкина и, не торопясь, пройтись по двору, как это делала великая поэтесса.
Ярославна Коурова
Анна Ахматова. Дорога к дому
«… да, пришлось этой изящной даме из Бродячей Собаки испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину «Окаянные дни»
(Б.К.Зайцев «Русская мысль»).
Свернув с Лиговского проспекта, проходя через арку, оказываешься в Шереметьевском саду. По этой дороге сотни, тысячи раз ходила Анна Андреевна Ахматова. Этим же путем во флигель Фонтанного дома пришли за Львом Гумилевым, потом за Николаем Пуниным. История дома начинается с 1612 года. Великая поэтесса будет говорить: «Я провела под сводом Шереметьевской усадьбы 30 лет, не уставая восхищаться классической архитектурой 17 века».
Экскурсовод Ирина, окинув пришедших взглядом, тихо улыбнулась и поправила на носу очки. Невысокая женщина в серо-коричневом кардигане с воодушевлением начнет свой рассказ, указывая на вид из окна первого этажа «Фонтанного дома». И станет понятно, что дома, как и люди, проживают такие же жизни со своими огорчениями и страданиями, разрушениями и воскрешениями, как птицы-фениксы. Их судьбы всегда неразделимы с судьбами домочадцев. Стены помнят шахматные игры в столовой на третьем этаже, коридор-тупик не забыл о приезде семнадцатилетнего Льва Гумилева, раздражавшего главу семейства – Пунина. Небольшой чемоданчик, брошенный на пол в комнате Ахматовой, - свидетель многих событий
Здесь, в пространстве этой мемориальной квартиры, судьба ее многострадальных «узников» открывается перед нами во всей трагической полноте и величии.
Елена Красноружева
Лишь тень твою увидеть мы смогли
Разлучение наше мнимо:
Я с тобою неразлучима,
Тень моя на стенах твоих,
Отраженье мое в каналах,
Звук шагов в Эрмитажных залах,
И на гулких сводах мостов -
И на старом Волковом Поле,
Где могу я рыдать на воле
В чаще новых твоих крестов.
(А. Ахматова)
Осенний петербургский день. Как всегда, загруженный Невский проспект и многолюдный Литейный. Чувствуется суета большого города, но что же кроется внутри, в дворах и проулках этого мегаполиса? В них истории жизней сотней людей и все они уникальны, по-своему загадочны и неповторимы. Стоит лишь заглянуть в один из дворов и убедиться в этом.
Исторический центр Петербурга. Маленькие кофейни и рестораны, магазины и различные казённые учреждения на Литейном проспекте, в череде всего этого виден небольшой указатель с именем известной поэтессы, завлекающий во двор большого дома. Что там? Заглянуть? Огромные ворота и арка сквозь мрачный пятиэтажный дом, а за ними аллейка и сад. Его совсем не видно с улицы, поэтому здесь нет случайных прохожих. Это садик Фонтанного дома, здесь расположен музей Анны Андреевны Ахматовой — великой русской поэтессы Серебряного века. Литейный проспект, 53 — петербургский адрес Анны Андреевны. В этом доме она прожила около тридцати лет.
Музей-квартира А. Ахматовой — это целый мир, приоткрывающий завесу в личную жизнь поэтессы. Квартира №44 с именной табличкой её владельца — Н.Н. Пунина — начало музейной экспозиции, это своеобразный вход в творческое пространство Ахматовой, её жизнь. Проходя по узким коридорам коммунальной квартиры, ощущаешь себя в гостях у поэтессы и её супруга. Здесь все напоминает о той ушедшей эпохе: интерьер, кухонная утварь, предметы быта, фотографии и картины. Звуки советского радио слышны из кирпичных стен дома, кажется, что время в этой квартире остановилось. В какое-то мгновение может показать, что хозяева всего лишь вышли на улицу в сквер перед домом и вот-вот должны вернуться. Пальто хозяина аккуратно висит на вешалке при входе, а на столе в одной из комнат стоит кружка поэтессы, наверное, с недопитым чаем, в коридоре чемоданы Льва Гумилёва.
Для меня экскурсия по музею-квартире А.А. Ахматовой началась во дворе дома, в том самом Шереметьевском садике, где когда-то гуляла поэтесса. Уютные аллейки и лавочки, спрятанные за большими деревьями и пышными зелёными кустами, создают уникальную атмосферу этого места. Он все ещё хранит запах аристократизма своих первых хозяев — семьи Шереметьевых и интеллигентность и невероятную силу духа Ахматовой. В нем переплелись судьбы людей и исторические события, семейные драмы, и лишь старые дубы — свидетели невероятной истории Фонтанного дома. И этот сад — неотделимая часть музея, именно благодаря ему складываются все «пазлы» и становится понятна трагическая судьба Анна Ахматовой. И все так же на стенах Фонтанного дома чувствуется незримая тень великой поэтессы Серебряного века, любящей матери и жены.
Автор фотографий – Айна Хисматуллина