Петербургский дневник: Сергей Ильченко о творчестве Леонида Гайдая. 30 января 2023 года

Сегодня могло исполниться 100 лет режиссеру, сценаристу и актеру Леониду Гайдаю. Это один из немногих деятелей культуры, для описания творчества которого крайне сложно найти эпитет. Он больше, чем хороший, талантливый и даже выдающийся. Он не просто снял с два десятка прекрасных фильмов, он создал советский фольклор с особым языком и персонажами, которые стали неотъемлемой частью культуры всех, кто понимает русский язык. Это сейчас критики благоволят Гайдаю, а в начале карьеры у него были серьезные проблемы, и, сработай маховик советской цензуры по плану, мы бы остались без «Ивана Васильевича», который меняет профессию, «Бриллиантовой руки», «12 стульев» и других шедевров.

Источник

Дата: 30 января 2023 года

«Несмотря на то что Леонид Гайдай был прекрасным комедиографом и снимал невероятно смешные фильмы, за его плечами была серьезная биография. Он окончил школу в 1941 году и сразу хотел уйти на войну, но его не взяли. Впрочем, вскоре он все равно отправился на фронт. Военное время, безусловно, оставило на нем отпечаток. Герой Юрия Никулина в фильме «Бриллиантовая рука» как бы вскользь говорит, что не брал в руки боевое оружие с войны. Представляете, что пережил этот казалось бы простой, комичный человек? Тяжелый опыт у многих персонажей Гайдая», – сказал кинокритик и профессор Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Ильченко.

В 1955 году Леонид Гайдай окончил режиссерский факультет ВГИКа и начал работать на киностудии «Мосфильм». В 1958 году вышла его дебютная комедия «Жених с того света» про чиновника, которому надо доказать, что он жив, предоставив соответствующую справку. Критика советской бюрократии очевидна уже по синопсису, и цензоры ее тоже заметили. В итоге режиссеру пришлось вырезать большую часть отснятого материала и фильм стал короткометражным.

Карьера Леонида Гайдая могла на этом закончиться, однако директор «Мосфильма» Иван Пырьев решил спасти молодой талант и пригласил его поставить патриотический фильм «Трижды воскресший». Леонид Гайдай справился, однако предпочитал больше никогда не вспоминать об этой работе. Идея Ивана Пырьева сработала: чиновники перестали косо смотреть на начинающего режиссера, и он смог вернуться к любимому жанру комедии. Впрочем, это не значит, что больше проблем с цензурой у Леонида Гайдая не было.

Если бы не цензура, то многие сцены в знакомых нам фильмах выглядели бы по-другому. Например, в фильме «Бриллиантовая рука» героиня Нонны Мордюковой произносит фразу: «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает... любовницу!» Изначально управдом подозревала Семена Семеновича Горбункова в поездках в синагогу. Походы в это учреждение в СССР говорили о желании гражданина эмигрировать в Израиль, что некоторыми приравнивалось к измене Родине. Впрочем, режиссер быстро научился «отвлекать» цензоров.

«В конце «Бриллиантовой руки» Леонид Гайдай вставил взрыв атомной бомбы, который абсолютно не вписывался в сюжет. Естественно, чиновники потребовали вырезать этот фрагмент. Леонид Гайдай сразу согласился и уточнил, есть ли еще замечания. Ответ был отрицательным. Гайдай вообще всегда шел навстречу и резал неугодные сцены. «Плачу, но режу», – говорил он коллегам», – рассказал Сергей Ильченко.

Наши люди в булочную на такси не ездят

Леонид Гайдай всегда тяготел к жанру комедии. Несколько раз он пытался снять серьезное кино, однако в итоге переписывал сценарий так, чтобы читающие смеялись до слез. «Люди так тяжело живут, пускай хоть в кино смеются», – говорил он своей жене, актрисе Нине Гребешковой, которой часто давал небольшие роли в своих фильмах.

Первой по-настоящему успешной картиной Леонида Гайдая стала короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс», где появилась знаменитая троица Трус, Балбес и Бывалый. Персонажи вышли настолько колоритными, что начали кочевать не только по фильмам Леонида Гайдая, но и по работам других режиссеров. Они стали героями мультфильмов, карточных компьютерных игр, про них появились анекдоты. Некоторым казалось, что это фольклорные персонажи, которые всегда были частью отечественной культуры, а Леонид Гайдай их просто популяризировал, однако нет – он их сочинил.

После появились не менее популярные «Самогонщики», а дальше Леонид Гайдай начал снимать картины, которые стали основой золотой коллекции отечественного кинематографа: «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы», «Кавказская пленница» и многие другие. Объяснить успех всех этих фильмов вроде бы можно юмором, однако персонажи Гайдая редко шутят специально, чаще просто живут жизнь рядовых советских граждан.

«Если роман «Евгений Онегин» мы называем энциклопедией русской жизни, то творчество Гайдая можно назвать энциклопедией послевоенного советского быта», – считает Сергей Ильченко.

«Он брал какие-то обычные бытовые ситуации, вставлял их в фильм, и оказывалось, что это невероятно смешно», – говорила Нина Гребешкова в документальном фильме «Бриллиантовый вы наш!».

Персонажи фильмов Гайдая пусть и гротескные, но хорошо узнаваемые. У многих граждан был управдом, как в «Бриллиантовой руке» или в «Иване Васильевиче». Многие видели в реальной жизни Эллочек-людоедок. И до сих пор видят.

«Наша семья дружила с прекрасным актером Сергеем Филипповым, который был просто гением эпизодов. Он часто снимался у Гайдая в небольших, но очень ярких ролях, достаточно вспомнить шведского посла, который требовал Кемску область в фильме про Ивана Васильевича. Эпизоды вообще очень важны в фильмах Гайдая – без них картины были бы совсем другие», – считает режиссер и актер Владислав Фурманов.

Актеры, попадавшие в фильмы Леонида Гайдая, в одночасье становились популярными, однако у этого была и другая сторона. Зрители настолько сильно ассоциировали актеров с конкретными персонажами, что режиссеры боялись давать им роли другого плана. За спиной эффектной блондинки Светланы Светличной почти три десятка ролей, однако помнят ее только по «Бриллиантовой руке», где она танцует стриптиз под песню «Помоги мне». Александр Демьяненко для большинства так и остался Шуриком, а Наталья Варлей – Ниной.

«Конечно, популярность фильма довлела над актерами, однако можно вспомнить, что Юрий Никулин в совершенно другом амплуа снимался у Андрея Тарковского. Так что если актер по-настоящему талантливый, то он в состоянии найти другую работу», – считает Сергей Ильченко.

Не скатывайтесь в бульварщину – в эту нездоровую эротику

Леонид Гайдай не изобретал велосипед для съемки фильмов, однако популяризировал многие режиссерские инструменты. Так, он очень серьезно подходил к выбору музыкального сопровождения своих картин, чего, опять же, не понимали многие кинематографические мэтры и цензоры СССР. В частности, цензоры хотели вырезать песню «Остров невезения» в исполнении актера Андрея Миронова, просто потому что посчитали ее ненужной, но, к счастью, Леонид Гайдай смог ее отстоять и композиция стала хитом. А песня про медведей из «Кавказской пленницы» обрела популярность даже до премьеры.

«Кто-то спросил у Гайдая, почему он вставил в фильм старую песню. А она была новой, просто ее так раскрутили, что моя жена, работавшая в музыкальной школе, даже сетовала, что все ребята на прослушиваниях исполняют только «Медведей». Гайдай был очень недоволен. Говорил, что в следующий раз не разрешит давать песню на радио», – рассказал композитор Александр Зацепин, который написал множество хитов для фильмов Леонида Гайдая.

Изучение иностранных языков не было чем-то обязательным для советского человека (если, конечно, речь не шла о русском), поэтому Леонид Гайдай при необходимости просто придумывал слова, которые, на удивление, были понятны. Так и появились все эти «Руссо туристо облико морале» и «Цигель, цигель, ай лю-лю».

Леонид Гайдай – один из первых, кто начал раздевать актрис на камеру. Это сейчас стриптиз Светличной или нижнее белье Натальи Селезнёвой в «Новых приключениях Шурика» никого не удивляют. Для советского зрителя это очень даже пикантные сцены.

Об этом думать никому не рано и никогда не поздно

С легкой руки советских критиков принято считать, что фильмы Леонида Гайдая, которые он снимал с конца 70-х, уже, как говорится, не торт. Однако корреспондент «Петербургского дневника» в корне с этим не согласен, как и многие зрители.

«Леонид Гайдай всегда прекрасно чувствовал время, поэтому прекрасно и быстро осмысливал происходящее в фильмах. Например, картина «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» прекрасно демонстрирует отношения позднего СССР и США. Фильм «Частный детектив, или Операция «Кооперация» прекрасно демонстрирует, как советские граждане адаптируются в эпоху зарождения капитализма. Кроме того, многие фильмы Гайдая, как хорошее вино: с годами смотреть стало только интереснее, яркий пример – «Спортлото-82», который тогда, в 1982 году, выступил не так уж и ярко, зато сейчас его смотреть – одно удовольствие», – добавил Сергей Ильченко.

Несмотря на то что Леонид Гайдай снимал для советских граждан, его наследие не умрет вместе с последним человеком, который видел СССР собственными глазами.

«Цитаты из его фильмов давно стали частью нашего культурного кода. Их используют даже молодые люди, которые не видели фильмы Леонида Гайдая. Кроме того, в ситуациях из фильмов Гайдая могут оказаться не только граждане СССР, но и жители самых разных стран», – считает Сергей Ильченко.

Это доказывает и статистика «Мосфильма».

«На официальном YouTube-канале киностудии фильмы Леонида Гайдая совокупно набрали почти 230 миллионов просмотров! Аудитория – почти весь мир. К примеру, картину «Иван Васильевич меняет профессию», набравшую 60 миллионов просмотров, смотрят не только в странах СНГ, но и в Германии, США, Польше, Израиле, Италии и других странах», – отметили в пресс-службе.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.