«Санкт-Петербургские ведомости»: интервью с почетным профессором СПбГУ Геннадием Жирковым. 13 января 2023 года

В День российской печати «Санкт-Петербургские ведомости» поговорили с почетным профессором СПбГУ Геннадием Жирковым об истории и будущем отечественной журналистики.

Источник

Дата: 13 января 2023 года

— Геннадий Васильевич, взаимоотношения цензуры и СМИ, необходимость или неприемлемость цензуры — тема практически вечная. Вы исследовали цензуру как историк, каково ваше видение этой темы?

— На мой взгляд, цензура не всегда зло. И вообще часто звучащий вопрос о том, нужна она или нет, некорректен. Цензурный режим существует независимо от нас с вами, хотим мы того или нет. Как атрибут государства цензура сохранится, пока сущест¬вуют ее объективные и субъективные истоки. Всегда есть тайны, которые закрыты для общего «потребления». Например, военные, государственные, дипломатические, медицинские…

Да и политическая цензура существует в любом обществе, даже в том, которое называет себя самым свободным. Государство так изначально устроено, что стремится минимизировать информацию, способную нанести ему ущерб.

Другое дело, что цензура должна быть просвещенной. В дореволюционной России цензорами, как известно, были многие писатели. Иван Гончаров, Федор Тютчев, который занимал пост председателя Комитета иностранной цензуры. Это были цензоры-просветители, а не преследователи.

Самым тяжелым периодом цензуры обычно называют эпоху Николая I. Даже используют термин «террор». На самом деле это не так. На мой взгляд, Николай I — оклеветанный государственный правитель. История не так проста, как ее иногда представляют и выносят на страницы учебников и книг. Да, Николай I вникал во все, во что можно и нельзя, он так понимал свою власть.

— Он мог быть и жестким…

— Конечно. После того как в его руки попала поэма Александра Полежаева «Сашка», содержавшая критику порядков в Московском университете и описание нравов университетского студенчества, автора привезли ночью к царю, находившемуся тогда в Кремле перед коронацией, и тот заставил читать поэму «Сашка» вслух при министре народного просвещения. После чего Полежаева по личному указанию Николая I отправили на Кавказ…

Конечно, сегодня нельзя говорить о том, что современным СМИ нужна цензура в дореволюционном или советском формате. Необходимо установление партнерских отношений власти, капитала, журналистов и аудитории. В результате их общественного договора возможна та степень свободы слова, которая будет учитывать общие интересы и сведет число конфликтных ситуаций к возможному минимуму. Это и будет, условно говоря, необходимый нам цензурный режим.

Но даже не цензуру я хотел бы противопоставить падению нравственности, а прежде всего ответственность журналиста за свое слово.

В связи с этим хочу напомнить про опыт Петра Великого, который был создателем нового информационного пространства России. Ведь с чем он столкнулся в самом начале своего государственного пути? Россия воспринималась в Европе негативно и предвзято, как страна варваров. Петру надо было представить Россию в новом, позитивном, имидже. Именно это, собственно говоря, и подтолкнуло Петра к тому, чтобы перейти к изданию периодической печати.

Полная версия интервью доступна на сайте «Санкт-Петербургских ведомостей».

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль