NVgazeta.ru: Камилла Нигматуллина: «Читатель не корова – не готов жевать одно и то же». 20 октября 2023 года

В Южном федеральном университете проходит Всероссийская научная конференция «Русская и зарубежная филология в диалоге культур». Одна из ее секций посвящена журналистике. В ней принимает участие профессор Санкт-Петербургского государственного университета доктор политических наук Камилла Нигматуллина. Она руководит Центром современных медиаисследований ЮФУ, ситуацию с журналистикой в Ростовской области хорошо знает.

Источник

Дата: 20 октября 2023 года

– Исследования регионального медиапотребления в 2020 году, которые мы проводили с коллегами из Санкт-Петербурга, показывали, что люди абсолютно разных регионов страны – от Калининграда до Якутии – наряду с социальными сетями, были погружены в традиционные СМИ как первый источник информации о локальной жизни. Но уже в 2023-м мы видим, что эту ситуацию активно меняет Telegram и мощные новостные потоки в этом мессенджере. Аккаунты ведут не только СМИ или независимые авторы, но и политики, государственные учреждения, бизнес, НКО и, конечно, узнаваемые люди, которых мы называем лидерами мнений. Этой весной студенты Южного федерального университета в рамках Центра современных медиаисследований изучали, как региональные СМИ ведут Telegram-каналы, и увидели, что каждый район достаточно специ­фичен в своей «любви» к этому источнику новостей.

– Одной из ваших идей всегда было распространение информации в разных «упаковках». Сколько их может быть у газеты?

– Типичный набор каналов распространения для современной газеты – это печатная версия, сайт и 3-4 аккаунта в социальных сетях. Всё вместе это позволяет общаться с разной аудиторией в рамках одной территории. Мне, в принципе, кажется, что мыслить категориями «газета», «телевидение», «Интернет» уже нельзя, нужно говорить о медиабрендах. Каким способом тот или иной бренд разговаривает со своей аудиторией, зависит от текущей ситуации – как развиваются технологии, что происходит с экономикой, какие стоят задачи в информационной политике разных субъектов. И когда традиционное СМИ адаптируется под ту или иную площадку, то вынуждено прежде всего сокращать и дозировать информацию, менять тон и язык для разговора с разными аудиториями, предлагать вступить в какое-то взаимодействие с помощью опроса, игры, призыва к конкретному действию.

Но часто мы видим, что самые, казалось бы, неподходящие способы адаптации контента под платформу все равно работают. Мой любимый пример, когда практически копия газетной публикации в социальных сетях все-таки привлекает подписчиков своей искренностью. Речь идет о заметке «Такие разные Татьяны», где рассказывается о жительницах одного из районных центров. Свою роль здесь играет хорошее отношение журналиста к своим героиням и, конечно, его талант.

– Существует мнение, что современная молодежь ничего не читает...

– В ноябре 2022 года на базе ЮФУ проводилась всероссийская конференция, посвященная проблемам современной региональной журналистики. Я руководила секцией по цифровой трансформации региональной прессы, и мы увидели, что сегодня действительно очень трудно привлечь молодежную аудиторию к материалам традиционных СМИ, даже если они распространяются в социальных сетях. Например, в одном докладе говорилось, что каждый четвертый материал сайта 161.ru построен на принципах инфотейнмента, то есть сообщения серьезной информации в развлекательном или интерактивном формате. Своим студентам я часто говорю, что один хороший мем может заменить большую аналитику. Заменить не с точки зрения информирования, а эмоционального погружения в большой контекст. Интересными были выводы коллег из Волгоградской области о том, что аудитория печатных изданий на бумаге и сайте часто совпадает по объему, а вот социальные сети их пока не догоняют. Это еще раз подтверждает, что молодежь уходит на другие площадки и ищет скорее не чтения, а видео­смотрения.

– Тогда возникает вопрос, а насколько безопасна и полезна эта практика потребления информации для молодых людей?

– Контента, а не информации сегодня стало в принципе настолько много, что для него требуются все более сложные фильтры. Иначе читатель или пользователь не разберется, что из этого важно, что правда, где работал профессионал и как это связано с текущим моментом. Как член жюри конкурса «Искра Юга» могу сказать, что в журналистике Ростовской области и других регионов Южного федерального округа очень сильны репортажные традиции, мастерство рассказа об интересных людях, деловая аналитика. Но возьмите СМИ из последнего рейтинга индекса цитируемости по Ростовской области, например сайт Rostovgazeta.ru, и вы увидите, что в среднем посетители проводят на сайте 42 секунды. 30 % этих людей – старше 65, а половина всей аудитории сайта старше 55 лет. И мы сейчас говорим не о печати, а об Интернете. Это значит, что большинство информации, неважно – качественной и профессиональной журналистики или рецептов с кабачками, проходит по касательной. Заставить читать сегодня невозможно, тем более молодежь, нужно работать над подачей и изучать мотивацию людей, которые приходят в конкретное СМИ.

– Возможно, в этой ситуации аудитории стоит задуматься над повышением медиаграмотности?

– Мы требуем от людей быть медиаграмотными, но сначала нужно измениться самим: тщательнее работать с проверкой фактов, заботиться о читателе, когда придумываем заголовки или подбираем иллюстрации, писать понятным языком. Однажды мне попался сайт газеты, который абсолютно каждый материал о сельском хозяйстве иллюстрировал одной и той же картинкой с жующей коровой. Читатель не корова и не готов жевать одно и то же.

– Коллеги по редакции отмечают, что молодые журналисты пытаются искать новости в готовом виде через Интернет. Вместе с тем они зачастую не настроены общаться с живыми людьми для получения информации, у них отсутствует умение выстраивать логические связи и критически мыслить. Из-за этого создается впечатление, что молодежь катастрофически не умеет анализировать информацию. Насколько верно такое суждение?

– Мне кажется, проблема не в молодежи, а в последствиях пандемии. До сих пор я вижу, как студентам тяжело снова приходить в аудитории, общаться с людьми, формулировать свои ощущения или запросы, добиваться коммуникативных целей. Все это произошло из-за резкой десоциализации людей. Наш мозг тем лучше развивается, чем больше у нас социальных связей и разного типа общения. Контакт с медиа не должен быть единственным источником знаний, опыта и впечатлений. Вместе с тем контент в Интернете, прежде всего в социальных сетях, продвигает симуляцию эмоцио­нального и социального опыта.

Молодежь находится точно в такой же ситуации неопределенности, как и взрослые, но гораздо больше подвержена тревожности по поводу будущего. Частично это приводит к усталости и апатии, когда не хочется раскладывать факты и принимать решения. Пожалуй, самое сложное, с чем сегодня сталкивается педагог, – это студент, который ищет готовых решений, но не может сделать самостоятельный сложный выбор.

Вместе с тем не все так грустно. Наши коллеги из Института социологии ЮФУ, которые также включены в деятельность Центра современных медиаисследований, изучили молодежь Ростовской области и пришли к выводу, что она активна, инициативна, мобильна, рациональна, предприимчива, ориентирована на жизненный успех и личные достижения. Вполне нормальные молодые люди с хорошими ориентирами в жизни, которым иногда просто нужно помочь. Если говорить о молодом поколении журналистов Ростовской области, то они очень смелые и амбициозные. Думаю, что в ближайшие годы на базе Южного федерального университета появятся новые медиапроекты, сделанные молодыми думающими журналистами для молодой и думающей аудитории.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.