«Санкт-Петербургские ведомости»: Сергей Ильченко о 50-летней премьере легендарного телефильма «17 мгновений весны». 11 августа 2023 года

Семнадцать мгновений эпохи

Дата: 11 августа 2023 года

Источник

11 августа в 19 часов 45 минут исполнится ровно 50 лет с того момента, когда по Центральному телевидению СССР начался премьерный показ легендарного телефильма «17 мгновений весны». Загадка невероятной его популярности мучила меня многие годы.

Как все начиналось

Замысел картины возник благодаря поддержке всесильного председателя КГБ СССР Ю. В. Андропова. Именно он дал разрешение Юлиану Семенову на работу в секретных архивах советской разведки. Курировать проект было поручено Семену Цвигуну, личному другу Брежнева и заместителю Андропова. Первоначально сценарий на основе одноименного романа писателя был предложен киностудии «Ленфильм». Но настойчивая Татьяна Лиознова, режиссер и супруга председателя Союза кинематографистов

Льва Кулиджанова, заявила писателю, что снимать фильм будет она. Работа длилась целых три года.

Одной из главных проблем был выбор актеров на роли. В том числе и на главную. Были неожиданные предложения. Среди самых реальных кандидатов Арчил Гомиашвили,

который за несколько лет до этого сыграл Остапа Бендера в фильме Леонида Гайдая «12 стульев». Самым анекдотичным кажется предложение Леониду Куравлеву сыграть роль… Гитлера. В итоге он стал Айсманом, а фюрера Третьего рейха отдали актеру из ГДР Фрицу Дицу, который играл эту роль во всех фильмах о Второй мировой войне, снимавшихся в социалистических странах.

Отложенная премьера

Первоначально премьера «17 мгновений весны» была намечена на май 1973 года. Однако генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев собирался с официальным визитом в ФРГ, и руководство Гостелерадио СССР приняло решение отложить премьеру на более поздний срок. В итоге 11 августа 1973 года, несмотря на лето и отпуска, страна прильнула к телевизорам, а о популярности фильма свидетельствовало количество потребления воды в стране, которое в часы показа сериала падало по всему Советскому Союзу в десятки раз.

Ошеломляющий успех картины вынудил руководство Гостелерадио повторить ее показ уже в декабре того же года. В третий раз по Центральному телевидению картину

прокрутили в январе 1975-го. Через полтора года ее показали снова. Однако самым главным показом для создателей «17 мгновений весны» стала демонстрация картины в феврале 1981 года, когда ее посмотрел по телевизору Леонид Ильич Брежнев, находившийся на больничном. Фильмы, естественно, показывали не каждый вечер, а порциями, по несколько серий. Приключения полковника Исаева так увлекли престарелого генсека, что он распорядился наградить группу создателей картины орденами и медалями. Так Вячеслав Васильевич Тихонов стал Героем Социалистического Труда, а Леонид Броневой впервые в истории советского кино за исполнение роли фашиста был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Настоящий Исаев?

Прототипом полковника Исаева (он же штандартенфюрер СС Штирлиц) принято считать немецкого антифашиста Вилли Лемана, который работал на СССР. Однако писатель Юлиан Семенов создал обобщенный образ разведчика, чему доказательством является серия романов об Исаеве. Хронология приключений литературного героя начинается в 1920-е годы на Дальнем Востоке и завершается в конце 1960-х в Западной Германии. Практически все эти романы были экранизированы. Так появились фильмы «Пароль не нужен», «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса».

Без Мюллера никуда

Одним из самых ярких образов в картине стал шеф гестапо Мюллер, блистательно сыгранный Леонидом Броневым, хотя артист был старше своего прототипа на полтора десятка лет. Его пригласили в картину буквально в последний момент. Первоначально эту роль должен был играть Всеволод Санаев, но он, будучи парторгом киностудии, отказался от роли гестаповца. Костюм группенфюрера СС оказался на два размера меньше, чем нужно было Броневому, особенно артисту мешал воротничок мундира. Исполнителю приходилось все время дергать головой. «Блистательный жест!» — закричала Татьяна Лиознова, увидев трясущего головой Броневого. Так и остался

экранный папаша Мюллер с соответствующим жестом.

Издержки популярности

Многих артистов, снявшихся в фильме, после его премьерного показа называли не иначе как именами их персонажей из картины. Так Юрию Визбору звонили домой и спрашивали: «Это квартира Бормана?». С Львом Дуровым некоторые перестали здороваться после его роли провокатора. А Вячеслава Тихонова иначе как «наш Штирлиц» никто из коллег и не называл. Больше всех обижался на прозвище Мюллер Леонид Броневой.

После выхода фильма в народе появился целый блок анекдотов про Штирлица, Мюллера, Шелленберга, радистку Кэт и пастора Шлага. Сегодня их насчитывается более трехсот.

А продолжить?

На киностудии Горького постоянно обсуждалась возможность продолжения сериала. Тем не менее благоразумие возобладало и вместо фильма на Центральном радио в 1978 году был создан многосерийный спектакль по роману «Приказано: выжить». В нем основные исполнители сыграли те же роли, что и в кинематографическом первоисточнике.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль