Правда Севера: Профессор СПбГУ Вера Ачкасова о будущем PR и GR. 28 марта 2023 года

Вера Ачкасова: Будущее – за этикой заботы

Дата: 28 марта 2023 года

Источник

Известный эксперт в сфере связей с общественностью поделилась с «Правдой Севера» своим видением перспектив развития отрасли

Профессор, доктор политических наук, заведующая кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета приехала в Архангельск всего на пару дней — для участия во всероссийской научной конференции «Журналистика и политика: взаимодействие и взаимовлияние», которая прошла на базе Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ — усилиями кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью и ее руководителя, Ольги Вотинцевой.

Упустить возможность пообщаться с известным ученым мы не могли. Встретились с Верой Алексеевной в перерыве конференции. Естественно, первый вопрос — об актуальности предложенной к обсуждению темы.

— Я бы отметила два важных момента. Во-первых, конференция посвящена такой непростой теме, как влияние политических реалий на развитие коммуникационных процессов. Далеко не каждый сейчас рискнет такую тему обсуждать, — говорит Вера Алексеевна. — Скажем, студенты, приходя к научному руководителю, говорят: «А мы можем писать по тем политическим процессам, которые сейчас происходят?» В том числе и по коммуникациям, связанным с СВО. Отвечаю им, что в принципе, это возможно.

Но в данном случае, мне кажется, присутствует, своего рода, мужество коллектива кафедры — они поставили данную проблему. Была интересна и реакция аудитории: как она воспримет рассмотрение разного рода коммуникационных проблем в плоскости политизации практически всех текущих процессов. Сразу скажу: получилось очень интересное, продуктивное обсуждение.

И второй крайне важный момент: широчайший спектр проблем, который мы обсуждаем. Это и проблемы коммуникационного обслуживания бизнеса, причем, как крупного, так и малого — на примере, кстати говоря, студенческих проектов, и чистая наука.

Такой спектр показывает и серьезность подготовки будущих специалистов, и практическую составляющую конференции.

— О практической составляющей сейчас говорить очень модно. Но у меня есть ощущение, что наука не успевает за осмыслением практических моментов в сфере PR и GR. Так ли это?

— Так было всегда, это традиционно. Далеко не каждый специалист может заниматься прогнозированием Особенно в текущих условиях, когда просто не понятно, куда двигаться, делать прогнозы, намечать вектор развития исследований — сегодня все это крайне сложно.

Что делать академическому сообществу в процессе столь быстрых трансформаций? Только вздохнули после пандемии, и вдруг ситуация, которая кардинально изменила весь ландшафт — и политический, и экономический. Более того, что очень неприятно — породила настроения панического характера.

Я процитирую слова Евгения Минченко, президента Российской ассоциации связей с общественностью. Он пишет, что мы перешли от «Эпохи недовольства» (протестных движений самого разного характера) к «Эпохе страха». Люди находятся в непростом эмоциональном состоянии… И, очевидно, что главная задача коммуникантов — изменить это состояние, внушить людям уверенность.

Я смотрю западную научную периодику и отмечаю, как ни парадоксально, насколько эти настроения совпадают по тональности с тем, что переживает академическая общественность на Западе. Ведь там обнаружилась « утрата доверия» не только на национальном, государственном уровне, но и на уровне крупных компаний. Руководство, топ-менеджмент не защищает своих сотрудников в сложных, кризисных условиях.

Поэтому, как мне кажется, сейчас самой главной проблемой является перелом настроений. Даже если люди и смирились с ситуацией, то в большей степени это происходит по инерции, а вот рациональная составляющая отсутствует. Сегодня нужно не просто констатировать происходящие события, а аргументированно объяснять, почему так происходит.

Поэтому одна из важнейших проблем — разговор с молодежью. Об этом тоже Минченко пишет: не выстроен разговор с молодежью по вопросам нынешних политических событий именно на ее языке.

Так что задач перед коммуникантами стоит колоссальное количество.

— Кстати говоря, я помню времена, когда региональными выборными кампаниями руководители действующие преподаватели — вплоть до профессоров. Сейчас такого нет…

— В Петербурге наблюдается похожая ситуация. Не скажу, что это уже сложившийся устойчивый тренд, но, во всяком случае, определенная тенденция наметилась.

Возможно, дело в том, что за последнее время выросло целое поколение политтехнологов, которых, кстати говоря, в том числе и наша кафедра воспитывала. У нас, например, работает руководитель старейшего московского PR-агентства «Никколо М» Игорь Минтусов. Он проводил еще кампанию Бориса Ельцина в 1996 году. Естественно, в образовательном процессе максимально используем его потенциал и как эксперта, и как политического консультанта. Безусловно, есть преподаватели, которые до сих пор практикуют в избирательных кампаниях.

Но в целом вы правы: на смену преподавательскому сообществу пришло новое поколение профессионалов. Ведь политические отношения, политические коммуникации — сфера очень специфическая, здесь нужна особая подготовка. Да, люди знают коммуникативные технологии, но не знают текущий социально-политический контекст. Вот это и вызывает, как правило, проблемы.

— Сейчас власть пытается напрямую, через инструменты соцсетей, взаимодействовать с обществом — без привлечение СМИ, как инструмента PR. Насколько это оправданно?

— Абсолютно неоправданно. Поверьте. Я буквально перед интервью, на заседании секции приводила в качестве примера двух губернаторов, Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Скажем, у губернатора Ленинградской области А. Дрозденко работает серьезная команда и журналистов, и специалистов в сфере коммуникаций — и это не только, и не столько соцсети.

Да, сетевой инструмент важен, но он стал уже привычным. Чтобы профессионально выстроить пребывание политического персонажа в сети, нужна интеграция, синтез он-лайн и офф-лайн инструментов. Иначе просто невозможно, а уповать только на административный ресурс — совершенно непродуктивно.

— Есть и некий обратный процесс. Когда власть пытается самостоятельно понять, что надо обществу — через соцсети, опять же, через различные системы мониторинга. То есть классический PR и GR уходят в прошлое?

— Как это ни парадоксально, но о взаимодействии общества и государства (GR) пишут сегодня не очень часто. Крайне мало и научных, и учебных работ. Между тем в условиях потрясений это важнейшее направление — взаимодействие власти и общества, власти и бизнеса, различных сообществ.

Конечно, специалисты по GR — это штучный товар, уникальный, поскольку, помимо глубокой образовательной подготовки, должен быть еще и практический опыт: необходимо знать людей, конъюнктуру, саму механику процесса выстраивания отношений с представителями власти. Между тем в нынешних условиях, опять же в контексте проблемы доверия, GR, наоборот, становится крайне актуальной деятельностью.

Но есть очень важный момент, своего рода ограничение. Как правило, в России это закрытая, абсолютно конфиденциальная, специальность.

Если же говорить о соотношении PR и новых форм, конечно, эволюция налицо. Ведь классический PR начинался с журналистики, с филологии. Именно филологическая школа была базовой. Сегодня же в коммуникативных профессиях междисциплинарность становится важным основанием: чтобы успешно работать в этой сфере, необходимо обладать знаниями в области социологии, экономики, политических отношений, права. Так что не надо торопиться хоронить PR — это мощный инструмент воздействия.

А вот GR требует переосмысления и изменения форматов, особенно принимая во внимание смену поколения, пандемию, переход многих форм общения в онлайн и т. д.

— Классический уже пример инноваций: широкое использование визуализации — видеороликов, карточек, картинок. Но возможно ли с помощью этих инструментов донести до общества или целевой аудитории месседж?

— Месседж донести, конечно, можно, но он будет воспринят очень поверхностно. Ведь месседж — это посыл, облеченный в форму лозунга.

Как преподаватель, не раз сталкивалась с такой ситуацией: сопровождаешь лекцию презентацией, за которой начинается объяснение сложных, неоднозначных процессов и явлений. В результате на экзамене в ответ получаешь упрощенные схемы, которые содержались в слайдах. К сожалению, подобная ситуация возникает довольно часто.

Следует признать, что PR зачастую воспринимается как технологичная, прикладная деятельность. В действительности, что это должен быть синтез аналитической работы (причем, аналитика сейчас доминирует) и прикладных навыков. То есть вырабатывая даже локальное решение, необходимо понимать, какие аргументы и рациональные основания должны лечь в основу этого решения — ведь оно может иметь далеко идущие последствия.

Поэтому визуализация — всего лишь один из форматов, и не самый главный.

Если же говорит об опасениях… Благодаря визуализации формируется клиповое мышление. В итоге: нет картинки — пропадает интерес аудитории. Не хочу сказать, что восприятие нового поколения тотально примитивно, но порой получается именно такой эффект.

— Реально интересно, что будет с этим поколением лет через 20… Они не готовы читать большие тексты.

— Да, обратите внимание, какой идет процесс. Например, в Санкт-Петербурге в течение трех лет уже обозначается такая проблема: только 40 процентов выпускников школ продолжают обучение в вузах, остальные выбирают колледжи. Этот недостаток компенсируется за счет ребят из регионов. И мне кажется, эта тенденция актуализируется. Количество тех, кто боится поступать в вузы, растет в геометрической прогрессии, особенно в мегаполисах.

Наверное, я выскажу «криминальную» мысль, но, возможно, этот процесс частично сегментирует аудиторию — на ту, которая способна читать и глубоко вникать в тексты, и ту, которой, увы, не под силу серьезно осмысливать прочитанное.

— Последний вопрос достаточно традиционный. Каким вы видите будущее PR и GR? Какие технологии будут развиваться в приоритетном порядке?

— Мы уже говорили, что делать прогнозы — вещь крайне неблагодарная. Но я рискну назвать два основных момента. Первое: мультидисциплинарность, работа в контексте протекающих процессов, когда картина происходящих событий становится очень емкой, объемной.

Второе: интеграция он-лайн и офф-лайн технологий. Без этого невозможно в принципе работать ни с одной аудиторией.

Эти два основания работы коммуникаторов, и PR-специалистов, прежде всего, сегодня крайне актуальны, по этому пути и надо идти.

И еще один момент: поворот бизнеса лицом к обществу, когда главный принцип в работе — этика заботы о людях, которые работают на предприятии или живут в том населенном пункте, где расположена компания.

Одним словом, гуманистическое начало будет превалировать.

Наша справка

Вера Алексеевна Ачкасова родилась в Ленинградской области. В 1979 году окончила философский факультет Ленинградского государственного университета. В 1988 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук, а в 2002 году — доктора политических наук. На базе Социологического института РАН участвовала в разработке и реализации международных и общероссийских социологических исследований. С 2013 года — заведующая кафедрой Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета.

Вера Алексеевна — эксперт Учебно-методического совета по рекламе и связям с общественностью при Федеральном Учебно-методическом объединении вузов по направлению «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело», заместитель главного редактора журнала «Российская школа связей с общественностью», лауреат конкурсов научных проектов Российского научного фонда (РНФ), Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Сфера научных интересов В. А. Ачкасовой очень широка — политическая коммуникация, политические конфликты, регионалистика, технологии связей с общественностью, методология исследовательских проектов в коммуникативистике.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль