Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко о фильме «Сердце пармы». 19 октября 2022 года
В российских кинотеатрах вышел новый фильм Антона Мегердичева «Сердце пармы»
Дата: 19 октября 2022 года
На экранах кинотеатров — новый фильм Антона Мегердичева «Сердце пармы», поставленный по одноименному роману популярного уральского автора Алексея Иванова. Репутация режиссера как мастера постановочного кино («Метро», «Движение вверх») внушает любителям кино надежду на интересное зрелище. Тем более что среди сценаристов картины такие опытные авторы исторических сюжетов, как Сергей Бодров-старший и Илья Тилькин.
Основная часть литературного первоисточника касается событий ХV века, когда Московское княжество стремилось подчинить себе гордое и независимое княжество пермяков, укоренившееся на севере Урала. Алексей Иванов ярко и сочно живописал борьбу православного христианства с язычеством коренных жителей сурового края вогулов, а заодно — и противостояние Москвы и обитателей северной части Пермского края. Практически не знакомое до сих пор слово «парма» обозначает особую землю, горы, поросшие густым хвойным лесом. Эти чащобы с их обитателями, приносящими жертвы своим идолам, дают обильную пищу для фантазии. Той самой фантазии, которая теперь в кино называется «фэнтези». Реклама фильма обещала историческую драму. Хотя на самом деле перед нами скорее «фэнтези» на тему той части отечественной истории, о которой мало что известно.
В картине Мегердичева отсутствуют попытки обозначить время и смысл происходящего противостояния таежных язычников и православных русских, осваивающих суровые края. Лишь изредка мелькают титры, которые указывают место происходящих событий. В отличие от книги Алексея Иванова в фильме не так важен реальный исторический контекст. Мы в зале вряд ли сможем ощутить воздух той эпохи Средневековья, когда вожди русских княжеств и племен шли друг на друга под лозунгами единства русской земли.
Наше зрительское восприятие, сразу пораженное обилием верований, ритуалов, красочных костюмов и прочей экзотики, создатели фильма быстро уносят прочь от исторических фактов и деталей на просторы ирреальной страсти, замешанной на колдовстве. Тогда как в тексте писателя Иванова поступки участников тотального противостояния религий и регионов имели четкие даты и были мотивированы действиями враждующих сторон.
Каждый в ХV веке, как видно в фильме, соблюдал собственный интерес, но объяснял свои решения, исходя из понятия воли и веры. Центральным героем фильма (так же, как и книги) стал пермский князь Михаил (Александр Кузнецов). Актеру предстояло сыграть судьбу воина и мужчины, готового положить жизнь за свою любовь и свою землю. Конфликт между долгом и чувством очевиден, ибо полюбил князь вогулку Тиче (Елена Ербакова обольстительно хороша в этой роли), которая оказалась ведьмой…
Режиссер не жалеет экранного времени и подробностей для того, чтобы произвести впечатление на публику демонстрацией верований и обрядов коренных обитателей пармы. Что явно осложняет и без того запутанное положение князя Михаила, отстаивающего, как сказали бы сегодня, региональный суверенитет. Вряд ли рядовой зритель разберется, кто там прав, а кто виноват, хотя сочувствовать, скорее всего, будут князю Михаилу.
Непростой смысл отношений большинства персонажей в картине требует более плавного изложения происходящих событий. Но авторы фильма явно торопятся обострить конфликт, чтобы явить нам эффектно снятые и не менее экспрессивно смонтированные массовые сцены битв и схваток (оператор Сергей Астахов). Зритель оказывается посреди кровавой схватки, где свистят мечи и стрелы, а копья и боевые топоры кромсают людскую плоть. Но главная боевая кульминация картины ждет зрителей, когда воины пармы встанут против многочисленного войска московского воеводы Федора Пестрого (Василий Кищенко).
Вот уж где вовсю разгулялась фантазия режиссера-баталиста, заставляющего публику со стажем вспоминать не только опыт «Войны и мира» Сергея Бондарчука, но и пример батальных сцен из «Спартака» Стэнли Кубрика. В фильме «Сердце пармы» кровавый хруст религиозных конфликтов и региональных междоусобиц не только слышен, но и отчетливо виден.
Радует, что среди этих битв, погонь, штурмов и казней на экране все же можно разглядеть яркие и запоминающиеся характеры. Среди них главная, на мой взгляд, удача фильма — стражник Полюд в ярком исполнении Сергея Пускепалиса, будто попрощавшегося с нами перед своей гибелью.
Финал экранной эпопеи сильно расходится с развязкой судьбы Михаила, каковой она представлена в романе Иванова. К сожалению, мотив смирения и фактической капитуляции пермского князя перед князем московским в фильме не выглядит логичным, эмоционально обоснованным. Зрители вынуждены просто принять как должное факт отказа Михаила от сопротивления. А потому отчасти обесценивается смысл показанных нам кровавых битв.
Авторы современных фильмов на историческую тему, к сожалению, во многом утратили способность делать эффектное зрелище еще и убедительно достоверным. Но зритель сегодня, в общем, неприхотлив и снисходителен: чтобы получить удовольствие от просмотра, достаточно красивой картинки и возможности «болеть за наших». Битвы на экране получаются все лучше и лучше. А вот люди, увы, пока нет. Ждем.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7279) от 19.10.2022 под заголовком «Фантазия с размахом».