Санкт-Петербургские ведомости: Сергей Ильченко об Андрее Тарковском. 4 апреля 2022 года
Лучше бы он занимался живописью:
два мнения о творчестве Андрея Тарковского
Дата: 4 марта 2022 года
Андрей Тарковский всегда был больше, чем просто режиссером, его фильмы не вошли в советскую золотую коллекцию, они стали отдельным творческим явлением, которое до сих пор изучают во всем мире. Обычно о нем говорят с придыханием, однако «Петербургский дневник» выяснил, что даже в этом вопросе есть два мнения.
Член петербургского Союза кинематографистов и Гильдии киноведов РФ Алексей Дунаевский:
По моему же мнению, которое я никому не навязываю, Тарковский велик, однако стоит в одном ряду с не менее великими, причем является дальним звеном в этой цепи.
Кинокритик, профессор СПбГУ Сергей Ильченко:
– Впервые я услышал фамилию Тарковский лет в 11-12, когда учительница привела мой класс в кино на «Иваново детство». Конечно, я не сразу осознал, что посмотрел нечто гениальное, однако фильм меня зацепил, да и то, что спустя несколько десятков лет я помню этот поход в кино, говорит о многом. По-настоящему я осознал, что живу в одну эпоху с гением, в старших классах школы, после того, как посмотрел фильм «Андрей Рублев». Эта картина не просто меня впечатлила, она меня раздавила и эмоционально выкрутила. Помню, как после сеанса я писал сочинение про Александра Блока и умудрился даже туда вставить свои размышления о фильме. Следующие работы Андрея Тарковского я ждал уже с нетерпением.
Тем, кто не знаком с творчеством Андрея Тарковского, я рекомендую смотреть фильмы в порядке их выхода, то есть так, как это задумал сам режиссер. Андрей Тарковский постепенно уходит от традиционной схемы киноповествования со стройной сюжетной линией и вводит новые для советской кинематографистики приемы, концентрируясь на снах, чувствах и переживаниях персонажей. Каждый новый фильм режиссера становится все более сложным – метафоричным, философским, до конца осмыслить увиденное с первого раза невозможно. Далеко не сразу я разглядел «Солярис», а «Зеркало», которое я смотрел раз пятнадцать, до сих пор остается для меня загадкой. Однако одно я могу сказать точно: у Андрея Тарковского вышло то, что получается далеко не у всех режиссеров: он рассказал свою личную историю так, чтобы она стала общечеловеческой.
Я в корне не согласен с тем, что фильмы Андрея Тарковского скучные, на мой взгляд, именно своей неоднозначностью они и интересны. Эти картины можно пересматривать бесконечное количество раз и все время находить новые смыслы. Это идеальная пища для умов ищущих и думающих зрителей, именно поэтому знание творчества Андрея Тарковского и стало знаком принадлежности к образцам высокой культуры.
Важно и то, что творчество Андрея Тарковского ценили и ценят не только в нашей стране. Западные критики ставят его в один ряд с Ингмаром Бергманом, Робером Брессоном и другими выдающимися режиссерами, которые изменили понятие о том, каким должно быть кино. Андрей Тарковский никогда не возвращался с европейских кинофестивалей без наград.
Последний фильм Андрея Тарковского вышел в 1986 году, однако его работы до сих пор на голову выше всего современного артхауса. К юбилею режиссера многие кинотеатры вернули его картины в прокат, поэтому у всех нас есть шанс убедиться в этом лично.